Проблема генезиса морали (на материале мифологии народов Передней Азии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 07:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является историческая реконструкция генезиса морали на материале мифосимволических систем народов Передней Азии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия «мораль», эксплицировать проблему генезиса морали;
2) Проанализировать соотношение между моралью и мифологией;
3) Выявить специфику мифологии народов Передней Азии;
4) Определить параметры генезиса морали у народов Передней Азии в период с VI тысячелетия до н. э. до первых веков нашей эры.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………4
1.Генезис морали как проблема..……………………………………...........8
2. Мифология народов Передней Азии как предпосылка зарождения морали………………………………………………………………………...16
2.1. Культура народов Передней Азии…………………………………………...16
2.2. Признаки формирования моральных представлений в мифологии стран
Двуречья………………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Лепников4.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

     В исследовании А. Б. Ковельмана «Риторика в тени пирамид» (о массовом сознании римского Египта I-IV вв. н. э.) детально показано, как в указанный период происходила кристаллизация основных признаков морали: появление представлений о должном, которое не сводится к сущему, нормативного сознания в отличие от непосредственности чувства. «Новые [христианские] идеи не приходят на место старых [римских] идей... Они приходят на место обыденного, нерасчлененного сознания... Нравственный прогресс определялся не сменой идей, но сменой типов сознания»15. По сравнению с христианской моралью все предшествующие формы нравственности действительно выглядят «еще не моралью».

     «После XIII века меняется сама нравственная атмосфера, – может быть, точнее сказать, она впервые появляется? Ибо в наиболее архаическом пласте героической поэзии германцев, еще связанном с ритуалом, мы не нашли этики»16. Так пишет знаменитый медиевист А. Я. Гуревич, приближая время возникновения морали к эпохе Возрождения.

     Столь широкий разброс суждений по вопросу о времени возникновении морали можно интерпретировать следующим образом: динамика морально-нравственного мира происходит за счет того, что нравственная структура периодически обновляется, всплеск внимания к должному  фиксируется исследователями на каждом историческом отрезке как «появление морали». Поэтому проблему генезиса морали вновь следует поставить не в историческом, а в методологическом ключе: что есть мораль и как можно зафиксировать ее наличие17.

     Существование морали по определению предполагает осознанность этого явления, т. е. нельзя иметь мораль и не знать об этом хотя бы в простейших терминах морального сознания. Проблема происхождения, таким образом, упирается в проблему появления специфических нравственных значений у явлений и поступков, которые совершались и прежде, но такими смыслами не наделялись. Переход к нравственной регуляции вряд ли может быть описан как череда событий, но может рассматриваться как сдвиг смыслов в историческом времени.

     Среди прочих теорий возникновения морали, существует также и теория, опирающаяся на идею «осевого времени» К. Ясперса. Под историческим (или «осевым») временем философ понимал эпоху, когда, по его мнению, возникла основа мировой истории человечества, была заложена «ось» истории.  Эта идея оказалась весьма плодотворной для широкого круга гуманитарных исследований. Сам К. Ясперс считал «осевым временем» V век до н. э., однако понятно, что для возникновения столь сложного феномена, как мораль, ста лет недостаточно. Поэтому условно период возникновения нравственности может быть датирован концом II - началом I тысячелетия до н. э. В Древнем Египте – это период Нового царства, в Эгейском мире -переход от крито-микенской культуры к классической древнегреческой цивилизации. В долинах Инда и Ганга протоиндийская (хараппская) цивилизация сменяется в этот период арийской, а в долине Хуанхэ формируется цивилизация Чжоу. В результате к V веку до н. э. сформировался корпус тех духовных ценностей, текстов, общественных структур, которые составляют основу современной цивилизации. Следует заметить, что знаменитый философ К. Ясперс, как и менее значительные авторы, констатирует факт коренного перелома в историческом развитии человечества, но не дает объяснения его причин18.

     Опираясь на традиционное разделение истории Древнего мира на архаику и классическую древность, К. Ясперс сформулировал философские критерии такого деления. Историческое время начинается с осознания изменчивости жизни человеческого общества, в отличие от представления о «вечном возвращении», господствовавшего в первобытной культуре. Историческая жизнь предполагает память, дистанцирующую настоящее от прошлого, в то время как ритуал был направлен на воспроизведение неразличимого тождества старого и нового.

     1) Итак, мораль возникает в социальных системах, как замена мифологической формы сознания, уже неспособной удовлетворять нравственные потребности данного общества на определенном историческом этапе. Мораль, главным образом, служит для поддержания целостности общества, урегулирования отношений в нем.

     2) Главная проблема генезиса морали носит методологический характер. Она порождена плюрализмом в толковании термина «мораль» и заключается в множественности  подходов к изучению морали и ее происхождения.

     3) Появление нравственности означает переход от синкретичной мифоритуальной культуры к дифференцированному сознанию и практике, изменение механизма трансляции ценностей, при котором цикличное понимание мира (как «вечное возвращение») сменяются формами историческими.

     4) Выделение морали в период «осевого времени» из синкретичной целостности мифоритуальной культуры можно констатировать по следующим признакам:

     а) по оформлению представлений о специфической моральной ценности – добре (формирование элементарных понятий о морали);

     б) по возникновению концепта «долг» и механизма долженствования;

     в) по утверждению нормативно-ценностной регуляции в сфере профанных межчеловеческих отношений,

     г) по формированию идеальных норм поведения, противопоставленных реальным его образцам.

     Наконец, признаком появления морали являются жалоба общества на ее отсутствие, на то, что сущее поведение людей не соответствует должному представлению о нем.

 

2. Мифология народов Передней Азии как предпосылка зарождения морали 

     2.1. Культура народов Передней Азии 

     Прежде  чем приступить к анализу происхождения  морали в мифологии Передней Азии, необходимо ознакомиться с историческими  условиями и предпосылками, сопутствующими этому формированию.

     Шумеро-Аккадская культура – ранняя культура Двуречья. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.

       Культурному общению разных племен  активно содействовало изобретение  шумерами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Записи делались на глиняных плитках или табличках острыми палочками и обжигались на огне. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам.

       Шумеры создали первую в человеческой  истории поэму – "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг – сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

       Раннешумерские божества 4-3 тыс.  до н.э. выступали как податели  жизненных благ ( Иннана и Думузи.) и изобилия – за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Самыми могущественными из всех богов были Ан – бог неба и отец других богов, Энлиль – бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба (он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки – бог океана и пресных подземных вод. Другими важными божествами были бог Луны – Нанна, бог Солнца – Уту, богиня любви и плодородия – Инанна и др. У каждого шумерского бога имеется своя территория, неразрывно связанная с его божественной сущностью. Земельные владения древних храмов являются собственностью бога, живущие там люди — это его рабы, а жрецы — его слуги и управляющие. У рек и долин имелись свои божества, которые в ту эпоху были еще неразрывно связаны с природными явлениями. Среди богов, воздействующих на стихийные силы природы и одновременно проявляющих себя в них, были повелитель грозы Ишкур (Адад), оплодотворяющая финиковые пальмы Амаушумгальна и хранительница фруктового изобилия Инанна. Изначальные божества постепенно приобретали человеческий облик и социальные функции, установленные жрецами и писцами.

     Шумерский храм сочетал в себе функции религиозного, политического и административного института. В городах существовали собрания старейшин, которые разбирали судебные тяжбы и избирали полководцев на время войны. Богатство и власть последних постепенно росли, они превратились в царей и основали династии. У царей были все основания считать себя любимцами богов. Первым, кто использовал божественную иконографию, был Нарам-Син (ок. 2254-2218 до н.э.), внук великого аккадского царя и завоевателя Саргона. На стеле он изображен с рогами, которые являлись принадлежностью божества, и его фигура на поле битвы возвышается над всеми воинами.

     Более поздние свидетельства показывают, что перед большими походами цари прибегали к гаданию, полагаясь на расположение определенных богов, кровно заинтересованных в их успехе. Возвышение священного города Вавилона означало и возвышение его бога: так, в вавилонской поэме Энума Элиш Мардук становится главой пантеона, вытеснив Энлиля.19 Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Мало того, они пытаются создать нечто вроде монотеистического учения. Существует-де вообще только один бог Мардук, все другие боги - это лишь разные его проявления: Нинурта – Мардук силы, Нергал –Мардук битвы, Энлиль – Мардук власти и т. д.20 Этот фактор мог очень сильно сказаться на генезисе моральных представления ибо, как нами было уже отмечено в предыдущей главе, монотеистические религии гораздо четче разграничивают добро и зло. Также монотеистическая тенденция подчеркивается тем фактом, что в последствии христианство многое переймет из мифов и традиций народов двуречья (сказание о всемирном потопе к примеру). Но попытка введения монотеизма не удалась, вероятно из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться. 21

     В царской религии применялась сложная система гаданий. Посредством превосходных астрономических наблюдений, заложивших основу столь универсальной науки, как астрология, постигалась воля богов: таким образом жрецы предсказывали засуху, войну или осложнения в личной жизни монарха. После прорицаний, полученных посредством экстиспиций (изучение внутренностей животных) или ониромансии (толкование снов), исполняли соответствующие обряды — молитвы, очищение и умиротворение богов. Царю полагалось присутствовать на праздновании Нового года, на обряде священного бракосочетания в Уруке, в ходе которого он брал в супруги богиню Инанну, дабы обеспечить стране процветание в наступающем году 22.

     Укрепление  государственности в Двуречье отразилось на религиозном представлении древних  жителей Месопотамии в целом. Божества, которые раньше олицетворяли только космические и природные  силы, стали восприниматься прежде всего как большие «небесные начальники» и уже потом – как природная стихия и «податели благ». Государство, будучи отчужденным аппаратом управления, долгое время использовало инерцию родовых связей. Лидер архаического сообщества естественно становился сначала временным военным вождем, а затем и постоянным правителем. Государство само по себе не порождает морали, однако государственная власть с момента возникновения оказывается в числе нравственных ценностей. Если «высшие силы» считались источником миропорядка в целом, то в государственной власти (наследнице сакральной харизмы) виделась гарантия порядка нравственного. На «справедливого государя» переносились нравственные упования, главные из которых – «чтобы чиновники были честны» и «дороги спокойны». По сути это требования к власти выполнять ее обязанности: защищать население и разрешать общественные проблемы. Способность властителя соответствовать этим задачам связывалась с его «мудростью», которая в отличие от «ума» имела сакральные корни.

     Возникающее государство долгое время несет на себе печать общины, однако взаимодействие этих важнейших социальных образований не лишено противоречий. Государственный подход к вопросам справедливости, нормы, идеала общественного развития существенно отличается от общинного. Напряжение между ними проблематизирует ситуацию, что также становится предпосылкой морального развития.

     Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии обнаружили библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Собиратель этой библиотеки ассирийский царь Ашшурбанипал вошел в историю как образованный и начитанный человек. Однако, эти черты были присущи не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Характерно изображение грандиозных и высокомерных быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Особенностью ассирийского искусства является изображение царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи. Это было фактами ассирийской обыденной жизни и эти сцены переданы без чувства жалости и сострадания. Жестокость нравов общества была связана с его невысокой религиозностью. В Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, также как в рельефах и росписях – светские сюжеты.

Информация о работе Проблема генезиса морали (на материале мифологии народов Передней Азии)