Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:39, лекция
Следовательно, и правовые, и моральные нормы логически и генетически имеют в своей основе социальную оценку предписываемого поведения. И те, и другие нормы являются предписаниями общего характера, имеющими сходную структуру и предназначенными для регулирования общественных отношений. Из этого, в свою очередь, следует общность их функционального назначения- нормы права и морали формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества;
3.
Принятие нравственных норм и
принципов, согласие с ними, включение
их в собственную систему
Важнейшей проблемой морального сознания является соотношение рационального и эмоционального. Их единство обеспечивает внутреннюю целостность личности. К сожалению, в реальной жизни механизм взаимопроникновения эмоционального и рационального нередко дает сбой, и потому их гармония выступает скорее желательным и должным, в то время как реальным и «сущим» часто бывает противоречие между ними.
Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения, является итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. Если моральное сознание выступает субъективированной формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. И в этом смысле поведение человека — показатель его нравственной культуры.
Центральным моментом нравственного поведения является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Поступок должен рассматриваться в совокупности с предшествующей и последующей деятельностью морального сознания, в общем контексте моральных отношений обществе. Совокупность этих элементов и составляет содержание нравственного поступка.
Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок.
Рассмотрение структуры морали позволяет выявить механизм взаимодействия ее элементов.
Во-первых, моральные отношения, моральное сознание и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве. Только условно, при анализе структуры морали их можно рассматривать в отдельности; в реальной жизни они взаимопроникают и обусловливают друг друга.
Во-вторых, структура морали выявляет противоречия между отдельными элементами морали: сознанием, отношениями и поведением. Личность может скрывать свои подлинные чувства и взгляды или демонстрировать поведение, противоположное ожиданиям окружающими. Это может касаться и ее отношений к обществу, другим людям, самой себе.
В-третьих, противоречивость морали может проявляться внутри ее отдельных элементов:
-
в моральном сознании — между
его рациональной и
-
в моральном поведении — между
возможным, желаемым и должным,
-
в моральных отношениях —
Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует мораль, зато можно определить, для чего она существует, какие выполняет функции.
Гуманизирующая функция морали. Именно приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его человеком, достойным любви и уважения.
Регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, должного и сущего, справедливого и несправедливого. Причем обязательность моральных правил не обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки люди их неукоснительно соблюдают. Моральная регуляция осуществляется добровольно, на основе свободного выбора человека и самостоятельного принятия им решений. Побудительными силами и основными нравственными регуляторами являются общественное мнение (внешний регулятор) и совесть (регулятор внутренний). В связи с этим можно утверждать, что регулятивная функция морали обеспечивается прежде всего через саморегуляцию и самоуправление личности.
Воспитательная функция морали определяется ее участием в формировании человеческой личности и ее самосознании. Господствующие в обществе моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль формирует потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий. Реализуется воспитательная функция морали в процессе освоения личностью нравственного опыта предшествующих поколений, формирования положительных нравственных чувств, убеждений, привычек. Воспитательное воздействие морали на личность осуществляется с помощью различных приемов — от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания.
С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание выступает основой нравственного воспитания личности. Давая человеку адекватное знание — необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.
Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, невозможно без морали и вне морали.
С первого момента общения между людьми устанавливается негласная договоренность: вести общение на определенных условиях. Ими как раз и выступают моральные нормы, которые нащупываются исподволь или декларируются сразу, но в любом случае в процессе дальнейшего общения из условий они превращаются в действенные факторы общения, обеспечивая или дружелюбие (в случае совпадения этих норм), или враждебность (в случае их рассогласованности). Соответственно складываются и формы общения: от диалогического взаимопонимания до антагонистических конфликтов.