Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:39, лекция
Следовательно, и правовые, и моральные нормы логически и генетически имеют в своей основе социальную оценку предписываемого поведения. И те, и другие нормы являются предписаниями общего характера, имеющими сходную структуру и предназначенными для регулирования общественных отношений. Из этого, в свою очередь, следует общность их функционального назначения- нормы права и морали формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества;
Право
и мораль: общее
и особенное
Общие и особенные черты права и морали целесообразно рассматривать с точки зрения единства и различия.
Единство права и морали состоит в том, что:
1. И те, и другие являются нормами. Следовательно, и правовые, и моральные нормы логически и генетически имеют в своей основе социальную оценку предписываемого поведения. И те, и другие нормы являются предписаниями общего характера, имеющими сходную структуру и предназначенными для регулирования общественных отношений. Из этого, в свою очередь, следует общность их функционального назначения- нормы права и морали формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества;
2. Сферы регулирования моральных и правовых норм в значительной степени совпадают. И право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание "универсальность" морали, её "вездесущий", "всепроникающий" характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Ведь право возникает и действует, прежде всего, в таких сферах, как отношения собственности и политической власти. Однако они не обособлены от морали, все политические отношения всегда подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и внешняя его политика, деятельность политических лидеров и тому подобное). Таким образом, право и мораль входят в сферу культуры общества, являются ценностными формами сознания.
3. Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия, что обеспечивает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения. Право и мораль обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность - пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях;
4. У права и морали одни и те же задачи, одна общественная цель: формирование отношений между людьми; они призваны охранять людей от общественно опасных посягательств, закреплять сложившиеся материальные и духовные отношения между людьми, оказывать целенаправленное воздействие на их поведение;
5. Право и мораль предполагают относительную свободу индивидов, что обеспечивает способность сознательного принятия решений;
6. Право и мораль в историческом развитии обладают преемственностью: каждое новое поколение не создаёт заново всех норм поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их1.
Отмеченные
моменты свидетельствуют об общности
регулятивных функций права и морали,
присущей им нормативности, об их определённом
«родстве».
Отличительные
особенности права
и морали
1. По происхождению. Мораль появилась ещё до разделения общества на классы и становления государства. Нормы морали складываются и изменяются стихийно на основе представлений о «добре и зле» и так далее. Право, как известно, появляется вместе с государством, формируется государством.
2. По форме выражения. Нормы морали «живут», содержатся в общественном сознании, в них находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Нормы права выражены в строго определённой форме, содержатся в специальных нормативных актах (законах и других, имеющих письменную форму.
3. По сфере действия. Правовое регулирование – это регулирование поведения людей с помощью системы законов, принятых компетентными правотворческими органами. Оно упорядочивает огромную область общественных отношений и вместе с тем оставляет вне сферы своего влияния значительную их часть. Например, законом не предусмотрено наказание за невежливость, за нарушение правил приличия. Подобные поступки попадают под действие моральных норм. Следовательно, мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию.
4. По значимости регулируемых отношений. Нормы права, как правило, регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей. Нормы морали регулируют не только названные отношения, но и иные. Это, в частности, бытовые отношения, отношения, касающиеся личности, её общения с другими людьми.
5. По способам установления, формирования. Правовые нормы создаются государством и только им. По-другому складывается мораль. Её нормы формируются социальными общностями (группами) людей. Для того чтобы норма морали получила право на «существование», не нужно разрешение официальных властей. Достаточно, чтобы такая норма была признана обществом, социальной группой – теми, кто намерен ею руководствоваться.
6. По времени введения в действие. Если моральные нормы «вводятся» в действие по мере их осознания, то правовые – согласно специально установленным правилам (конкретно установленный срок и другие).
7.По
формам существования (
8. По критериям (основаниям) оценки поведения людей. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
9. По характеру и способам воздействия на сознание и поведения людей. Нормы права содержат в себе более или менее подробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Они, как правило, заранее устанавливают санкцию, то есть меру ответственности за нарушение правового предписания. Нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заранее определённый вид ответственности.
10. По мерам обеспечения. Поскольку право создаётся государством, постольку оно им и обеспечивается и охраняется. За правом как бы находится аппарат принуждения, органы, реализующие юридические санкции. По- иному обеспечивается мораль. Нарушение нравственных норм не влечёт за собой вмешательство официальной власти, применение юридических санкций. Сам коллектив, социальная общность решают вопрос о формах воздействия на лиц, не соблюдающих моральные требования. При этом моральное воздействие может быть не менее эффективным, чем правовое.
11. По уровню требований, предъявляемых к сознанию и поведению человека. Уровень таких требований значительно выше у морали. Во многих случаях мораль требует от человека больше, чем тот или иной закон, установленный государством. Так, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, оскорбления, предательства. Право предусматривает наказание только за злостные факты таких проявлений. Мораль выверяет поступки людей, оценивает их с позиции совести, долга, повелевает сдерживать внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих.
12. По характеру ответственности и порядку её возложения. Нарушение норм права несёт за собой юридическую ответственность. Порядок её строго регламентирован законом, носит процессуальный характер. Государству подконтрольны сроки привлечения к ответственности, правильность квалификации, оценка справедливости применяемого наказания, его соразмерность с совершенным деянием. Иного рода последствия вызывает нарушение морали. Как отмечалось, здесь сами люди, их коллективы решают вопрос о методах воздействия по отношению к лицам2, допустившим нарушение норм морали. Какой-либо процедуры здесь не установлено. К такому субъекту применяются меры общественного воздействия. Э то ответственность перед коллективом, семьёй, окружающими людьми.
Право
очерчивает свободу внешних действий
человека, оставаясь нейтральным
по отношению к его внутренним
мотивам. Иное дело мораль, она не только
определяет границы внешней свободы,
но и требует внутреннего
Взаимодействие
права и морали
С точки зрения Е.А. Лукашевой, исследование проблемы взаимодействия права и морали следует начинать с генезиса и социальной сущности нормы, выявления её места в системе общественных отношений, в социальной деятельности людей. Нормативная структура - один из важнейших признаков правовой и моральной системы, поэтому рассмотрение социальной природы нормативности будет способствовать раскрытию как общего присущего праву и морали, так и специфики социальных регуляторов3. Право и мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны друг с другом, «взаимодействуют» по следующим направлениям:
1.
Система права закрепляет
В статье 124 Уголовного кодекса Российской Федерации говорится о том, что неоказание медицинской помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным её оказывать (врач, медицинская сестра и другие), если это повлекло причинение вреда, влечёт наступление уголовной ответственности.
Статья 125 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии. Как видно, помощь обязаны оказывать: по закону – родители несовершеннолетним детям, в силу договора – сиделка, приглашённая для ухода за тяжело больным и другие.
Статья 270 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащую норму о безусловной необходимости оказать помощь людям, гибнущим на море или ином водном пути. Речь идёт о любом судне, капитан которого или лицо, исполняющее его обязанности, имел возможность оказать помощь гибнущим людям, но не сделать этого.
2.
Законодательная власть в
3.
Мораль влияет на процесс
Во-первых, осознание людьми морального осуждения, порицания удерживает некоторых из них от совершенствования противоправных действий.
Во-вторых, нормы права и нормы морали нередко направлены на достижение одной правовой цели. Нормы права в ряде случаев предусматривают не только юридические санкции, но и меры морального воздействия. Так часть 3 статьи 91 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность несовершеннолетнего загладить причинённый ущерб.
В-третьих,
мораль и право действуют совместно
и в иных формах. Так, только с
помощью морального подхода можно раскрыть
и оценить такие понятия уголовного законодательства,
как «аморальность поведения потерпевшего,
явившегося поводом для преступления»
(пункт «з» части 1 статьи 61 Уголовного
кодекса Российской Федерации); «совершение
преступления с особой жестокостью, садизмом,
издевательством, а также мучениями для
потерпевшего» (пункт «и» части 1 статьи
63 Уголовного кодекса Российской Федерации);
« совершение преступления с использованием
доверия, оказанного виновному в силу
его служебного положения или договора»
(пункт «м» части 1 статьи 63 Уголовного
кодекса Российской Федерации). Нормы
нравственности позволяют также оценить
личность человека, совершившего противоправное
деяние. Например, в практике работы судов
такая оценка необходима при рассмотрении
дел о лишении родительских прав, расторжении
брака, спорах об авторстве и других4.