Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:39, лекция
Следовательно, и правовые, и моральные нормы логически и генетически имеют в своей основе социальную оценку предписываемого поведения. И те, и другие нормы являются предписаниями общего характера, имеющими сходную структуру и предназначенными для регулирования общественных отношений. Из этого, в свою очередь, следует общность их функционального назначения- нормы права и морали формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества;
Таким образом, этика зарождается по мере того, как конкретно-историческим ценностным установкам, выражающим потребности функционирования классовой цивилизации, придается абстрактная, абсолютная форма. Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей “души”, дает оценку своим действием. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.
Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора.
Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне. Любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов.
1. Понятие морали:
ее сущность, происхождение,
структура и функции.
Мораль — это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему.
Специфичность морали проявляется в ряде моментов.
В морали воплощено единство духовного и практического: она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; вся практическая деятельность человека и его поведение определяется сложившимися в обществе моральными представлениями. Правомерно утверждать, что мораль, нравственность — «первоценность, первооснова духовной жизни людей» (С.Ф. Анисимов), являющаяся единственным условием человеческой духовности и сущности.
Мораль действует не в какой-то определенной области (наука, искусство или политика и т.д.), а носит универсальный характер.
В отличие, например, от науки, настаивающей на объективизме, мораль носит подчеркнуто оценочный, а зачастую и субъективный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок. Ее интересуют не законы природы как таковые и не экологические основания природопользовательной деятельности человека, а нравственная оценка этой деятельности с позиций добра и зла, долга и ответственности, интересов личности или всего Общества.
Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного — морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер.
Мораль — исторически первый способ социальной регуляции, обеспечивающий согласованность действий индивидов и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересами социального целого (рода, племени, нации, страны). Любое общество на любом этапе своего развития нуждается в механизмах регулирования, в соблюдении определенного порядка. Зависимость индивидов друг от друга и от общества в целом устанавливается не автоматически, а вполне осознанно. Мораль как продукт социального опыта поколений и итог этической рефлексии помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Поэтому моральные устои общества необходимы как для общественного, так и для индивидуального благополучия. Таким образом, объективная сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения с помощью системы моральных принципов, норм и идеалов.
Моральные принципы — это основные, фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали.
Принцип
коллективизма выступает
Принцип индивидуализма в советской этике традиционно рассматривался как антипод коллективизма, несущий отрицательное содержание, как нравственный принцип буржуазной идеологии и морали, согласно которому интересы личности, индивидуума ставятся выше интересов общества, коллектива и личные интересы предпочитаются общественным. В новой, гуманистической этике индивидуализм обретает новый смысл и становится ведущим принципом. Индивидуализм утверждает прежде всего ценность, уникальность и неповторимость каждого индивида, пробуждая в нем уверенность в себе, стремление к самовыражению. Ориентируя человека на собственные силы и возможности, а не на социальное иждивенчество, индивидуализм повышает ответственность личности за моральную деятельность.
Принцип гуманизма выражается в признании человека главной ценностью, а его интересов — приоритетными. На протяжении всей человеческой истории соблюдение или нарушение принципа гуманизма, борьба за его реализацию лежали в основе оценки деятельности стран, правительств и президентов для человека и во имя человека.
Принцип альтруизма — бескорыстная любовь и забота о благе другого человека («Возлюби ближнего, как самого себя»), готовность к самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму, ориентированному только на себя, в ущерб другим.
Принцип толерантности, опирающийся на признание созидательной роли индивидуализма в его положительном, гуманистическом смысле, предполагает проявление терпимости к иному: иным взглядам, ценностям, поведению. В современных условиях демократизации и плюрализма терпимость к инакомыслию и инакодействию чрезвычайно важна, особенно в сфере политических, религиозных и межнациональных отношений.
С терпимостью нельзя путать равнодушие, которое иногда может превращаться в принцип нейтрального поведения, ведущий к подлости и предательству.
Моральные нормы — это конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений.
Нравственный идеал — это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Он выполняет две функции: позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования. Идеал — все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. Отсюда — исторический и социальный характер идеала.
Моральные принципы, нормы и идеалы действуют не самостоятельно, независимо друг от друга, а представляют собой систему морали, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Система морали — ее принципы, нормы, идеалы — влияет на нравственность в обществе опосредованно: механизм моральной регуляции реализуется через структуру морали.
Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения.
Моральные
отношения — центральный
Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма. В первом случае человек подчиняет свои интересы общественным, видит свой долг в служении обществу. В случае индивидуалистической направленности он ориентируется на самого себя, на свои силы, разум, предприимчивость.
Большое место в системе отношений человека к обществу занимают принципы, идеалы и нормы гражданственной ориентации: патриотизм (альтернативой ему может быть космополитизм), национальное самосознание (или его отсутствие), активная гражданская позиция (или политическое равнодушие). Однако наличие или отсутствие их у человека еще не является показателем уровня его нравственной культуры. Многое здесь зависит от содержания этих качеств.
Так, патриотизм, заключающийся в беззаветной любви и преданности своему отечеству, может проявляться как в безоговорочном принятии и оправдании любых действий и политики своего государства и его властей, так и в критичном отношении к негативным моментам, препятствующим развитию общества.
Космополитизм — осознание себя «гражданином мира», включенным в систему планетарных отношений, предполагает, как правило, равнодушие или даже нелюбовь к своему отечеству, однако он может сочетаться и с любовью к нему.
Чувство национального самосознания может быть продуктивным, нацеленным на процветание нации и ее культуры, а может быть деструктивным, несущим в себе элементы национализма или шовинизма, враждебности к другим народам. Отсутствие национального самосознания может свидетельствовать как о равнодушии к судьбе собственной нации, так и об уважении и терпимости к другим народам.
Активная
гражданская позиция
Моральное сознание — это субъективный способ бытия нравственных отношений. Бытие нравственных отношений «во мне» предполагает их отражение, осмысление, становится их основанием и обоснованием. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный.
Эмоциональный уровень морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на событие, отношение, явление. Он формируется стихийно, связан с психическими особенностями личности и ее подсознательными влечениями. Включает в себя:
Чувства — это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание. Способность испытывать их, руководствоваться ими является показателем уровня человеческого в человеке. Возникают чувства на основе непосредственных эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть — сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе иногда и безнравственными средствами. Страсть сама по себе нейтральна — ни хороша, ни плоха; ее нравственный статус зависит от целей, на которые она направлена.
Настроение — особое состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором протекает деятельность человека. В приподнятом, оптимистическом настроении человек доброжелателен, приветлив, проявляет повышенную работоспособность. В подавленном настроении может быть груб, раздражен и даже неработоспособен. Стихийность эмоционального уровня не исключает, а напротив, предполагает его обязательную регуляцию и саморегуляцию. Но осуществляться они могут лишь благодаря достаточно развитому рациональному уровню морального сознания.
Рациональный уровень — способность личности к логическому анализу и самоанализу — результат целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итог — моральная компетентность личности, включающая три компонента5:
1.
Знание принципов, норм и
2.
Понимание сущности моральных
норм и принципов и