Понятие делового общения, его содержание, цели и задачи. Формы делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Содержание

1 Понятие делового общения, его содержание, цели и задачи.
2 Формы делового общения
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Деловая этика.docx

— 38.04 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации.

Филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Российский заочный институт текстильной  и легкой промышленности» в г. Кемерово.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по деловой  этике

вариант №5

 

 

 

 

Факультет ФЭМ

                 3 Курс 

Специальность 080502

         Шифр К – 408005

Наймушина Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кемерово 2011

Содержание.

 

     

1

Понятие делового общения, его  содержание, цели и задачи.

 

2

Формы делового общения

 
 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие делового общения,  его содержание, цели и задачи.

 Деловое общение - это  сложный многоплановый процесс  развития контактов между людьми  в служебной сфере. Его участники  выступают в официальных статусах  и ориентированы на достижение  цели, конкретных задач. Специфической  особенностью названного процесса  является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или  иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию  людей. Второй по значению является функция  удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный  этикет имеет интернациональные  признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным  регламентом" Петра I, в котором  были заимствованы зарубежные идеи.

 

 Общие положения делового  общения

Умение вести себя с  людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или  предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми в этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в книге "Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте  все вовремя). Только поведение  человека, делающего все вовремя,  является нормативным. Опоздания  мешают работе и являются признаком  того, что на человека нельзя  положиться. Принцип делать все  вовремя распространяется на  все служебные задания. Специалисты,  изучающие организацию и распределение  рабочего времени, рекомендуют  прибавлять лишних 25 процентов к  тому сроку, который, на ваш  взгляд, требуется для выполнения  порученной работы.

2. Конфиденциальность (не  болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки  необходимо хранить так же  бережно, как тайны личного  характера. Нет также необходимости  пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность  и приветливость. В любой ситуации  необходимо вести себя с клиентами,  заказчиками, покупателями и сослуживцами  вежливо, приветливо и доброжелательно.  Это, однако, не означает необходимости  дружить с каждым, с кем приходится  общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только  о себе). Внимание к окружающим  должно распространяться на сослуживцев,  начальников и подчиненных. Уважайте  мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та  или иная точка зрения. Всегда  прислушивайтесь к критике и  советам коллег, начальства и  подчиненных. Когда кто-то ставит  под сомнение качество вашей  работы, покажите, что цените соображения  и опыт других людей. Уверенность  в себе не должна мешать  вам, быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь, как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите  и пишите хорошим языком). Внутренние  документы или письма, направляемые  за пределы учреждения, должны  быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы  без ошибок. Нельзя употреблять  бранных слов. Даже если вы  всего лишь приводите слова  другого человека, окружающими они  будут восприняты как часть  вашего собственного лексикона.    

Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств  может быть прямым и косвенным. В  первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или  технических средств.

      Как в  процессе прямого, так и косвенного  общения используются различные  методы влияния или воздействия  на людей. Среди наиболее употребительных из них выделяются следующие - убеждение, внушение, принуждение.

      Убеждение  - воздействие посредством доказательств,  логического упорядочения фактов  и выводов. Подразумевает уверенность  в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеждение - ненасильственный, а значит, и нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению.

Внушение, как правило, не требует доказательств и логического  анализа фактов и явлений для  воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под  влиянием авторитета, общественного  положения, обаяния, интеллектуального  и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.

      Принуждение  - наиболее насильственный метод  воздействия на людей. Предполагает  стремление заставить человека  вести себя вопреки его желанию  и убеждениям, используя угрозу  наказания или иного воздействия,  способного привести к нежелательным  для индивида последствиям. Этически  оправданным принуждение может  быть лишь в исключительных  случаях. 

      На выбор  метода воздействия на людей  оказывают влияние разнообразные  факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения  (обычная, экстремальная), общественное  или служебное положение (властные  полномочия) и личностные качества  субъектов общения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формы делового  общения

2.1 Диалоговое общение.

Деловая беседа, как правило, состоит из следующих этапов: ознакомление с решаемым вопросом и его изложение; уточнение влияющих на выбор решения  факторов; выбор решения; принятие решения  и доведение его до собеседника. Залог успеха деловой беседы - компетентность, тактичность и доброжелательность ее участников.

Важным элементом как  деловой, так и светской беседы является умение слушать собеседника. "Общение - это улица с двусторонним движением. Чтобы общаться, мы должны выражать наши идеи, наши мысли и наши чувства  тем, с кем мы вступаем в общение, но мы должны позволить нашим собеседникам также выразить свои идеи, мысли и чувства. Регламентаторами беседы являются вопросы. Для уяснения проблемы целесообразно задавать вопросы открытого типа: что? где? когда? как? зачем? - на которые невозможно ответить "да" или "нет", а требуется развернутый ответ с изложением необходимых деталей. Если возникает необходимость конкретизировать беседу и сузить тему обсуждения, то задают вопросы закрытого типа: должен ли? был ли? имеется ли? будет ли? Такие вопросы предполагают односложный ответ.

Существуют определенные общие правила, которых целесообразно  придерживаться при ведении бесед  в деловой и неформальной обстановке. Среди них можно выделить следующие  наиболее важные. Говорить нужно так, чтобы каждый участник беседы имел возможность легко вступить в  разговор и высказать свое мнение.

Недопустимо нападать с горячностью  и нетерпением на чужую точку  зрения.

Высказывая свое мнение, нельзя отстаивать его, горячась и повышая  голос: спокойствие и твердость  в интонациях действуют более  убедительно. Изящество в разговоре  достигается через ясность, точность и сжатость высказываемых доводов  и соображений. Во время беседы необходимо сохранять самообладание, хорошее  расположение духа и благожелательность. Серьезная полемика, даже при уверенности  в своей правоте, негативно сказывается  на взаимополезных контактах и деловых  отношениях. Необходимо помнить, что  за спором идет ссора, за ссорой - вражда, за враждой - проигрыш обеих противостоящих сторон. Ни при каких обстоятельствах  нельзя перебивать говорящего. Лишь в крайних случаях можно сделать замечание со всевозможными формами вежливости. Воспитанный человек, прервав беседу, когда в комнату вошел новый посетитель, не продолжит разговор, прежде чем не ознакомит вкратце пришедшего с тем, что было сказано до его прихода. Недопустимо в беседах злословить или поддерживать злословие в адрес отсутствующих. Нельзя вступать в обсуждение вопросов, о которых нет достаточно ясного представления. Упоминая в беседе третьих лиц, необходимо называть их по имени-отчеству, а не по фамилии. Женщина никогда не должна называть мужчин по фамилии.

      Необходимо  строго следить за тем, чтобы  не допускать бестактных высказываний (критика религиозных воззрений,  национальных особенностей и  т.п.).

Считается неучтивым заставлять собеседника повторять сказанное  под тем предлогом, что вы не расслышали каких-то деталей. Если другой человек  заговорит одновременно с вами, предоставьте право сначала высказаться ему. И последнее, образованного и  воспитанного человека узнают по скромности. Он избегает хвастать своими знаниями и знакомствами с людьми, занимающими  высокое положение.

 

 

2.2 Групповые формы делового общения.

Наряду с диалоговым общением, существуют различные формы группового обсуждения деловых (служебных) вопросов. Наиболее распространенными формами  являются совещания и собрания. Теория менеджмента предлагает такую наиболее общую классификацию собраний и  совещаний по их назначению.

Информативное собеседование. Каждый участник кратко докладывает  о положении дел начальнику, что  позволяет избежать подачи письменных отчетов и дает возможность каждому  участнику получить представление  о состоянии дел в учреждении.

Совещание с целью принятия решения. Координация мнений участников, представляющих разные отделы, подразделения  организации, для принятия решения  по конкретной проблеме. Творческое совещание. Использование новых идей, разработка перспективных направлений деятельности. Существует и ряд других классификаций совещаний, в том числе по сфере применения: в науке - конференции, семинары, симпозиумы, заседания ученых советов; в политике - съезды партий, пленумы, митинги. По тематике различают совещания технические, кадровые, административные, финансовые и т.д.

      Исходя  из этико-организационных подходов, американские исследователи выделяют  совещания диктаторские, автократические,  сегрегативные, дискуссионные и  свободные. 

На диктаторском совещании  руководитель обычно сообщает присутствующим свое решение по определенным вопросам или знакомит с позицией или распоряжением  вышестоящей организации. Дискуссии  не проводятся. Участники только задают вопросы.

Автократическое совещание - разновидность диктаторского. Руководитель задает поочередно вопросы участникам и выслушивает их ответы. Приглашенные не имеют права высказывать мнения относительно позиций других участников.

Сегрегативное совещание (сегрегация - лат. отделение, удаление) состоит из доклада руководителя или назначенного им лица. Участники выступают в прениях по указанию (выбору) председательствующего. Демократический характер имеет дискуссионное совещание. Происходит свободный обмен мнениями, после которого решение принимается общим голосованием с последующим утверждением руководителем или принимается руководителем без голосования, с учетом высказанных мнений и предложений. Свободные заседания проводятся без четко сформулированной повестки дня.

К совещаниям предъявляется  ряд этических требований, регулирующих взаимоотношения как между начальниками и подчиненными, так и между  его участниками. Так, этически оправданным  со стороны начальника будет приглашение  участников на совещание, на котором  планируется рассмотрение важного  вопроса, не по телефону через секретаршу, а письменно или в личном общении. Уважение к аудитории проявляется  в создании хотя бы минимума комфорта (подбор помещения в соответствии с количеством участников, необходимое  освещение, проветриваемость помещения, обеспечение возможности записать необходимую информацию и т.д.). Основной элемент собрания или совещания - дискуссия по решаемым вопросам, главная  цель которой - поиск истины. Дискуссия  эффективна только в том случае, если она проводится с соблюдением  этически ориентированных норм поведения  людей в процессе делового общения. Так, И. Браим отмечает, что: - в дискуссии необходимо уважительное отношение к чужому мнению, даже если оно на первый взгляд кажется абсурдным. Для того, чтобы понять чужое мнение, в первую очередь, необходимо набраться терпения, мобилизовать внимание и выслушать его; - необходимо придерживаться одного предмета спора. Не допускать ситуации, выраженной в поговорке: "Один про Фому, другой про Ерему"; - нельзя превращать дискуссию в конфликт. В споре нужно искать точки сближения мнений и суждений, стремиться к поиску общих решений. Это не означает отказа от своего мнения при уверенности в своей правоте, однако, подвергать сомнению правоту своей позиции полезно; - в любой самой острой дискуссии нельзя использовать бранные слова и безапелляционные заявления (это неверно, это ерунда, глупости говорите и т.д.), а ирония и сарказм, хотя и допускаются, но должны употребляться, не оскорбляя и не унижая оппонентов; - главное оружие в дискуссии - факты и их добросовестная интерпретация;

Информация о работе Понятие делового общения, его содержание, цели и задачи. Формы делового общения