Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа
Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Выделение профессиональной этики в относительно самостоятельную область знания обусловлено тем, что этическая теория на современном этапе призвана стать практическим руководством по формированию нравственного сознания людей, способствовать развитию и внедрению коммунистической морали в практику общества.
Важнейшее условие
положительного воздействия педагога
на воспитуемого — сочетание разумной
требовательности и доверия к
нему.
Только небольшая
часть учителей не имеют четкой позиции
по вопросу взаимоотношений с
учащимися. Среди этих учителей есть
люди, смирившиеся со своим педагогическим
бессилием, есть и такие (их единицы),
которые предпочитают в деле воспитания
действовать волевыми методами. Несмотря
на то, что их единицы, их позиция
не может не учитываться при анализе
нравственных отношений между учителем
и учащимися.
Учитель, допускающий
грубость, произвол в обращении с
детьми, оскорбляющий их достоинство,
не может пользоваться авторитетом
учащихся. Они, как правило, активно
сопротивляются воздействию такого
учителя даже тогда, когда он бывает
прав.
Разумеется, учитель
не всегда поступает намеренно грубо.
Порой он не может сдержаться, когда
учащиеся не выполняют его требований.
По его твердому убеждению, эти требования
должны помочь детям получить глубокие
и прочные знания, стать достойными
людьми. Иными словами, свои педагогические
требования учитель рассматривает
как добро, благо для них. Но учитель
должен знать, что требования, посредством
которых он добивается от учащихся
определенных действий, несут на себе
отпечаток нравственных качеств
его личности и проникнуты нравственно-психологической
атмосферой педагогического коллектива,
от которого исходит данное требование.
К сожалению, отдельные
учителя придерживаются мнения, что
требовательность предполагает неукоснительное
выполнение воспитательных мер, строгое
соблюдение раз и навсегда установленных
правил.
В отношениях учителей
к трудным детям можно
Говоря о причинах
конфликтов учителя с учащимися,
следует подчеркнуть, что обучение
и воспитание — это сложный
динамичный процесс, которому, как и
всем социальным процессам, присущи
противоречия. Их разрешение неизбежно
приводит к конфликтам. Но они могут
быть разрешены по-разному. Для умелого
руководства этим сложнейшим процессом
учителю необходимо знать природу
противоречий и конфликтов.
Противоречия процесса
нравственного воспитания в социалистическом
обществе вызваны главным образом
морально-психологическими факторами,
а также силой устаревших традиций,
закрепленных на уровне микросреды, в
которой протекает
- несоответствие
нравственного опыта
- несовпадение сформированных
в предшествующем опыте
- несоответствие
престижных устремлений
- отсутствие у
воспитанника достаточно
- несовпадение личных
интересов и стремлений
- несоответствие
уровня педагогической
В разрешении противоречий,
как и во всей деятельности учителя,
его помощниками должны быть не только
знание жизни, хорошая интуиция, чистая
совесть, но и дар предвидения, основанный
на знании норм морали и законов
развития детской психики.
В педагогической морали
зафиксированы специфические, ставшие
традиционными нормы, рожденные
в процессе педагогического труда,
которые нередко приводят к возникновению
субъективных противоречий и конфликтов.
Так, одна из них требует поддержания
авторитета учителя перед учащимися
при любых обстоятельствах.
Неукоснительное ее
соблюдение вынуждает учителя кривить
душой, оправдывая своего коллегу, когда
тот не нрав, обвинять учащихся и
неуважении к нему. Кроме того, существует
еще одна норма, порожденная все
той же заботой о защите авторитета
учителя: запрещение учащимся высказывать
критические замечания по адресу
учителя. Не случайно эти нормы называют
спорными.
Мы можем запретить
учащимся высказывать на собраниях
свое мнение об учителе, но мы не в силах
запретить им думать и давать оценку
поступкам старших, обсуждать их
действия в кругу сверстников. В
результате процесс формирования мнений
учащихся об отдельных учителях оказывается
педагогически неуправляемым. Это
приводит иногда к тому, что требовательный
учитель кажется им несправедливым,
а попустительствующий шалостям
и недостаткам — добрым.
Строгость и требовательность
учителя — необходимые условия
влияния на нравственное возмужание
ребенка. Отсутствие у него жизненного
опыта, неспособность к
Важнейшим требованием
педагогической этики, которое регулирует
взаимоотношения учителя и
Педагогическая этика
не признает бесконфликтного воспитания.
Но моральные конфликты должны разрешаться
не методом административного
1.2.2 Учитель и родители
Успех воспитания учащихся
зависит не только от отношения учителя
к своим обязанностям, его подготовки,
нравственно-психологического облика,
но и от влияния той ближайшей
микросреды, в которой живут и
воспитываются дети.
Еще французские
просветители, социалисты-утописты обратили
внимание на то, что социальная среда,
сфера человеческих контактов является
определяющим фактором развития личности,
особенно нравственного. В настоящее
время диапазон контактов человека
неизмеримо расширился, в частности
благодаря развитию средств массовой
информации. Но никакие технические
средства информации, какой бы интенсивности
действия они ни достигли, никогда не заменят
прямых контактов, непосредственного
общения людей друг с другом, которое и
осуществляется в социальной микросреде.
Она «включает в себя совокупность тех
элементов и аспектов общественной среды,
с которыми отдельный индивид вступает
в прямой контакт в процессе своей деятельности
в продолжение всей жизни — от рождения
до смерти» [3,440]. Эта среда на различных
этапах жизни человека меняется: школа
и школьный коллектив, предприятие и трудовой
коллектив, спортивный коллектив и т. д.
Но одна из форм микросреды остается неизменной.
Это — семья.
Выделяя в системе
нравственных отношений подсистему
«учитель — родители ученика», нужно
исходить из того, что семья —
важнейший источник формирования нравственных
позиций ребенка, закрепления его
нравственно-психологических
Как показывают многие
исследования, семейное воспитание накладывает
глубокий отпечаток па формирование
нравственных качеств личности. Семья
является первичным коллективом, где
ребенок приобретает некоторый
жизненный опыт и приобщается
к бытующим в обществе нормам морали.
В школу приходит
шестилетний человек, у которого
уже сложились представления
о хорошем и плохом, красивом и уродливом.
Учитель должен знать не только то, какие
представления сформировались у ребенка,
но и в каких условиях происходило это
формирование. Поэтому ему важно наладить
контакт с родителями учащихся, сделать
их союзниками в деле воспитания.
Учителю и родителям
важно стать
Как показывают наблюдения,
чаще всего под активным влиянием
учителей оказываются родители так
называемых трудных детей, которые
приносят в школу негативный опыт
своего поведения в семье. А если
ребенок внешне не проявляет отклонений
от моральных норм, учитель не беспокоится
за его судьбу, мало интересуется его
домашним воспитанием, взаимоотношениями
в семье. Вряд ли такую практику взаимодействия
семьи и школы можно считать
приемлемой, эффективной в деле формирования
высоконравственной личности.
Нравственные отношения
между учителями и родителями
строятся через посредника, т. е. через
ученика, который оказывается включенным
в две автономно воздействующие
на него микросреды: школьную и семейную.
В оптимальном варианте эти две
микросреды должны сливаться. Учитель
должен стать частью семейной микросреды
(как ближайший советчик родителей
в вопросах обучения и воспитания
их детей), а родители ученика —
частью его школьной микросреды (как
участники общего педагогического
процесса).
При таком слиянии
микросреды и возможны подлинное
взаимопонимание, взаимная забота (не
только об ученике, но и друг о друге),
взаимопомощь и все то, что составляет
богатство, культуру нравственных отношений
в непосредственном окружении школьника.
Есть еще одно
обстоятельство, которое не может
не учитываться при изучении нравственных
отношений семьи и школы: школа
или развивает нравственные качества
ребенка, заложенные в семье, или
вынуждена перевоспитывать его.
И в том и в другом случае
учителю необходимо знать конкретную
нравственную ситуацию в семье, а
родителям следует знать
Проблема нравственных
отношений семьи и школы с
особой остротой встает в настоящее
время. Современные родители не те,
что в преобладающем
Учителя и родители
поддерживают взаимную связь различными
путями: посредством телефонных разговоров,
переписки, встреч на собраниях, ученических
дневников. Ученический дневник
может быть памяткой о заданиях на дом
пли формальным расписанием уроков, но
может стать инструментом, с помощью которого
учителя и родители будут помогать ученику
подниматься по ступенькам нравственного
роста. Есть учителя, которые «не успевают»
выставлять ученикам оценки в дневник,
оставляя эту работу классному руководителю.
А классные руководители поступают по-разному.
Один красными чернилами выставляет в
дневник только двойки, полученные за
неделю, и расписывается против каждой
из них, другой скрупулезно выставляет
все оценки, третий, не очень обеспокоенный
выставлением оценок, сообщает родителям
о проступках учащихся. Но есть и такие
классные руководители, которые отмечают
в дневнике малейшие успехи в поведении
и учебе ребенка: «Стал активнее на уроках.
Учителя тобой довольны», «Повтори пропущенные
темы по истории и математике. По остальным
предметам ты успеваешь на «4» и «5», «Радует
твое отношение, к работе на пришкольном
участке», «Будь сдержаннее, не груби одноклассникам.
Верю, что у тебя найдется сила воли» и
т. п.
Создается впечатление,
что учитель ведет разговор с
учеником, а не с родителями. Но это
не так. Дети с нетерпением ожидают
проверки дневников, и их огорчению
нет предела, если учитель ничего
не написал. При «выяснении отношений»
ученику приходится согласиться, что,
действительно, на этой неделе он вел
себя так, что может лишь огорчить
родителей. Но учительница не хочет
этого делать, а у него есть время
исправиться. Родители также просматривают
«пустой» дневник с тревогой и
ищут возможности, чтобы встретиться
с классным руководителем и узнать,
в чем дело.