Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа
Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Выделение профессиональной этики в относительно самостоятельную область знания обусловлено тем, что этическая теория на современном этапе призвана стать практическим руководством по формированию нравственного сознания людей, способствовать развитию и внедрению коммунистической морали в практику общества.
педагогическая этика
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью профессиональной
этики является ее тесная связь с
деятельностью членов конкретной группы
и неразрывное единство с общей
теорией морали. Выделение профессиональной
этики в относительно самостоятельную
область знания обусловлено тем,
что этическая теория на современном
этапе призвана стать практическим
руководством по формированию нравственного
сознания людей, способствовать развитию
и внедрению коммунистической морали
в практику общества.
Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает отпечаток на сознание и поведение личности. Профессиональные группы врачей, учителей, артистов, военных представляют собой наиболее подходящие объекты для исследований, т. к. нравственная сторона их деятельности отчетливо выражена. Кроме того, в сфере профессиональной деятельности, связанной с воспитанием людей, рождаются свои моральные нормы и традиции, которыми руководствуются представители этих профессий.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1.1 Понятие о педагогической
этике и её задачи
В литературе пока нет
однозначного определения профессиональной
этики. В «Словаре по этике» отмечается,
что «так принято называть кодексы
поведения, обеспечивающие нравственный
характер тех взаимоотношений между
людьми, которые вытекают из их профессиональной
деятельности» [1,285]. Однако это определение
неполно, поскольку учитывает лишь
одно из слагаемых профессиональной
морали. Кроме того, есть виды профессиональной
этики, которые еще не выработали
своего морального кодекса, например этика
управленческой службы, торговли, сферы
обслуживания.
Надо подчеркнуть,
что возникновение кодексов поведения
зависит от уровня развития этической
теории, а также может быть вызвано
рядом социальных причин. В этом
убеждает пример зарождения кодекса
профессиональной морали ученых США, которые
после трагедии Хиросимы и Нагасаки
почувствовали ответственность
перед грядущими поколениями
за использование научных
Таким образом,
моральные кодексы возникают
в результате необходимости
В результате завершения
перехода к всеобщему среднему образованию
увеличились сроки нахождения подрастающего
поколения под непосредственным
влиянием учителя. К его нравственному
облику сегодня предъявляются новые,
еще более высокие требования.
Все это способствует развитию исследований
и области педагогической этики.
Кроме того, в настоящее время
возрастает роль морального фактора
в жизни советского общества, в
связи с чем задачи воспитания молодежи
становятся исключительно актуальными.
Надо иметь в
виду и то, что успешное усвоение
возрастающего объема знаний все
больше зависит от творческого подхода
учителя к учебно-
Закладывая основы
материалистического
Успешно решать сложные
задачи, поставленные реформой общеобразовательной
и профессиональной школы, может
лишь тот учитель, который олицетворяет
собой образец
Какие задачи стоят
перед педагогической этикой? Здесь
необходимо выделить задачи теоретические
и задачи прикладные, практические.
Среди теоретических очень
Решение задач идейно-нравственного
воспитания нередко тормозится там,
где учителя не желают брать на
себя ответственность за брак, допущенный
в процессе воспитания, и пытаются
объяснить моральную глухоту
детей пережитками прошлого. В. А.
Сухомлинский по этому поводу писал:
«Мы не верим в то, что нравственные
пороки — это результат исключительно
пережитков капитализма в сознании.
Нравственные пороки появляются и там,
где нет настоящего воспитания, где
маленький человек растет как
маленький божок или, наоборот, как
бурьян — его никто не учит ни
хорошему, ни плохому. Чтобы не было
плохого, надо учить только хорошему»
[2,117]. Раскрыть учащимся красоту человеческих
поступков, научить отличать добро от
попустительства, гордость от спеси может
только тот учитель, чьи нравственные
установки безупречны. Формирование нравственных
потребностей учительства, его взглядов
и убеждений является важнейшей задачей
высшей школы. А поиски путей решения этой
задачи — предмет этико-педагогических
исследований.
Педагогическая этика
должна обратить особое внимание на сущность
и специфику индивидуального
нравственного сознания учителя. Ведь
сведения о принципах и нормах
коммунистической морали поступают
к учащимся опосредствованными его
индивидуальным сознанием и нравственными
установками. Учитель участвует в процессе
воспроизводства нравственного сознания
личности не только индивидуально, но
и через педагогический и ученический
коллективы, через родительскую общественность.
В данном случае он выступает как концентрированный
носитель общественной морали.
Теоретико-прикладной
задачей педагогической этики является
изучение состояния нравственного
сознания учителя с целью выяснения
факторов, способствующих формированию
и проявлению его высокой моральности,
а также выявлению факторов, тормозящих
этот процесс.
На воспитание
нравственных позиций учащихся
большое влияние оказывает
Кроме того, педагогическая
этика должна найти ответы и на такие
вопросы: какова связь между нравственным
опытом родителей и проявлением узкопотребительской
психологии у детей, какое воздействие
оказывает нравственный опыт учителей
и нравственная деятельность детей на
формирование у них идеалов.
Педагогическая деятельность
анализируется теми, на кого она
направлена. Дети фиксируют все оттенки
взаимоотношений учителей с ними,
с другими учителями, с родителями
и т. д. И не секрет, что эти взаимоотношения
далеко не всегда строятся на правильной
основе. Задача педагогической этики
— изучить причины нарушения
принципов и норм общения, с тем
чтобы способствовать гуманизации отношений
между учащимися и учителями. Разработка
рекомендаций по целенаправленному регулированию
этих взаимоотношений, обогащение учителей
методами их анализа в конкретных условиях
и определение последствий их нарушения
имеет особое значение для совершенствования
морально-психологического климата в
педагогическом коллективе. Изучение
его особенностей — важная задача педагогической
этики, педагогической психологии и социологии
педагогического труда.
На состояние морально-
Статус любого педагогического
коллектива, стабильность его состояния,
в том числе и морального, в
определенной степени зависят от
того, какие педагогические традиции
в нем поддерживаются, как формируется
и проявляется в нем
В воспитании детей
особое значение имеет моральный
педагогический авторитет. Как он формируется
и поддерживается, как влияет на
характер нравственных отношений, каковы
пути его укрепления — вот вопросы,
которые также должна решать наука
о педагогической морали.
Очень важной теоретико-практической
задачей педагогической этики является
определение тех нравственных качеств,
которыми должны обладать педагоги, занятые
в различных сферах педагогического
труда (воспитатели детских садов,
учителя начальных классов, учителя
старших классов, классные руководители,
воспитатели школ-интернатов, директора
школ, завучи, инспекторы, методисты
и др.).
Одна из актуальных
проблем педагогической этики —
изучение социальной направленности и
результатов некритического соблюдения
учителями так называемых спорных норм
педагогической морали, рожденных в педагогической
среде и направленных на защиту авторитета
учителя и престижа педагогической профессии.
Задачей педагогической этики как науки является также развитие, углубление и пропаганда этических знаний с целью повышения уровня педагогической и нравственно-этической культуры учителей и всех педагогических работников.
1.2 Педагогическая
этика в системе
1.2.1 Учитель и ученики
В педагогической этике
рассматриваются нравственные отношения,
основанные на связи открытого одностороннего
типа (например, отношения учителя
к обществу и своей профессии
через выполнение долга) и на связях
многосторонних, касающихся взаимоотношений
учителя с учащимися и другими
участниками педагогического
Субъектом нравственных
отношений в педагогической среде
является учитель. Будучи основным звеном
в учебно-воспитательном процессе,
он осуществляет самое широкое взаимодействие
с учащимися, их родителями, коллегами
и др. Поэтому он является центральной
фигурой нравственных отношений
в системе педагогической морали.
Объектами отношений учителя
выступают прежде всего учащиеся, их родители,
коллеги, руководители коллектива, общественные
организации и общество в целом. Отношения
с ними возникают на основе непосредственного
общения, сопровождающегося положительным
эмоциональным восприятием людьми друг
друга, взаимной оценкой достоинств каждой
из сторон, а также методом и средств, которыми
достигаются стоящие перед ними цели.
Педагогическая этика
рассматривает нравственные отношения
как совокупность общественных контактов
и взаимных связей, возникающих у
учителя с теми людьми и учреждениями,
по отношению к которым он имеет
профессиональные обязанности. На основании
такого подхода целесообразнее всего
рассматривать нравственные отношения
в наиболее четко выделяющихся подсистемам:
«учитель — ученики», «учитель —
педагогический коллектив», «учитель
— родители учащихся», «учитель —
руководители школы».
Среда, в которой
происходит общение и взаимодействие
между учителями и учениками,
имеет как общие, так и особенные
социальные признаки. Ведущая роль
учителя в этой среде обусловливает
повышенные моральные требования к
нему, потому что объектом его воздействия
являются дети с особым комплексом
морально-психологической
Учитель общается с
учениками в тот период, когда
они на практике постигают азбуку
социальных отношений и коммунистической
нравственности, когда у них формируются
и закрепляются основные нравственные
установки. Мир взрослых дети постигают
через призму взглядов любимого учителя,
который нередко становится их идеалом
на всю жизнь.
Как показал опрос
2095 абитуриентов, поступавших в ЗГУ
в 2001 г., учитель является главным
лицом, оказавшим влияние на выбор
их трудового пути. На вопрос «Кто оказал
(что оказало) на вас наибольшее влияние
при выборе профессии?» 45,5 % опрошенных
ответили: учителя школы и классный
руководитель.
Среди учителей немало
истинных воспитателей, приобщающих
детей не только к знаниям, но и
к добру, красоте, оказывающих решительное
влияние на формирование их идеалов,
жизненных позиций.
Педагогическая мораль
признает такие нормы взаимоотношений
между воспитателями и