Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:00, контрольная работа
Под социальным управлением, понимается целесообразное воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в состояние, соответствующее цели данной системы. На первой стадии управленческой деятельности ставится цель: определить параметры оптимального функционирования и развития объекта или модель его будущего состояния. Следовательно, те работы, которые должны выполнить субъекты управления в этой связи, и составляют содержание основополагающей функции управления — “целеполагание”.1
Введение……………………………………………………………...………...3
Понятие, сущность и значение методов управления…………………...5
Классификация методов управления…………………………………….8
Организационно-регулирующие функции управления……………....11
Заключение………………...…………………………………………………18
Литература…………………………………………………………………....20
Организационно-регулирующие методы управления, являясь способами непосредственного воздействия на функционирование и поведение управляемых объектов и лиц, весьма разнообразны. К всеобщим методам воздействия в управлении относятся убеждение и принуждение. В
зависимости от характера воздействия на объект управления различаются методы прямого и косвенного воздействия. Использование методов прямого воздействия предполагает непосредственный результат воздействия.
Их характерные признаки:
- прямое воздействие на волю;
- приказной характер;
- однозначность указаний;
- широкое использование правительственных, ведомственных актов, поручений;
- наличие административного аппарата, контролирующего выполнение указаний и применяющего принудительные меры для исполнения;
- стимулирование выполнения указаний;
- широкое использование внеэкономического принуждения.
Методы косвенного воздействия создают условия для достижения заданных результатов. Их признаки и особенности:
- руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении;
- акты власти управомочивают на определённые действия;
- у подвластных существует возможность выбора варианта поведения;
- автоматически действующий механизм стимулирования закреплён юридическими нормами и обычаями;
- наличие развитого механизма правосудия, обеспечивающего защиту интересов граждан и их объединений.
К всеобщим, универсальным способам воздействия на сознание и волю людей относятся убеждение, поощрение и принуждение.
Убеждение – использование различных разъяснительных, организационных мер для формирования воли подвластного или её преобразования. Метод убеждения предполагает стимулирование осознанного, желаемого поведения человека.
Под поощрением понимается публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета и т.п. лицу в связи с достигнутыми им успехами в своей работе или выполнении общественного долга. Меры поощрения могут быть морального, материального и морально-материального характера.8
Характерные особенности этого метода:
- фактическим основанием для применения поощрения являются заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектами власти;
- поощрение связано с оценкой уже совершённых деяний, является составной частью государственного контроля;
- поощрение персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
- поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определёнными правами, материальными ценностями и иными благами;
- в основном поощрение урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения;
- поощрение косвенно воздействует на волю поощряемого, стимулируя его.
Метод принуждения состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воли управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воли субъекта управления. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер.9
По аспектам
влияния на интересы и мотивы поведения
человека и, соответственно, по содержанию
методы обеспечения реализации целей
и функций государственного управления
подразделяют на три основные группы -
организационно-
Административные,
или, точнее, организационно-
Административно-
К наиболее распространенным
административно-
Административно-правовые методы носят государственно-властный характер. Указания, распоряжения субъекта управления, выраженные в правовой форме, обязательны для тех, кому они адресованы, и их исполнение гарантируется принудительной силой государства.13 Акцент на управление посредством права рассчитан на исключение или хотя бы сужение в управленческой практике поля субъективного, волевого, вплоть до волюнтаристского (по личному усмотрению), воздействия.
Административно-
Под экономическими методами управления понимают способы и приёмы хозяйствования, основанные на использовании экономических законов, интересов, позволяющие планомерно организовать производственную деятельность, а также и косвенно стимулировать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении высоких конечных результатов. Экономический метод организационного воздействия иногда путают с одним лишь материальным поощрением. Этот метод имеет свою особенность, состоящую в возможности определения соотношения между интенсивностью труда и его результатом. Экономический метод является разновидностью стимулирования - создание условий материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении задания. Экономические методы обусловлены ролью экономических потребностей в жизни людей и, соответственно, в управленческих процессах. Возможности приобретения и расширения личной собственности, свобода предпринимательства, действующие в обществе материальные стимулы, характер и уровень оплаты труда, другие экономические явления всегда привлекают внимание, и, оперируя ими, органы государственной власти и местного самоуправления могут добиться в реализации целей и функций управления.
В органах внутренних дел существует система материального стимулирования: «вилка» должностного оклада, дифференциация доплаты за специальное звание, выслугу лет, а также доплата за сложность и напряженность, секретность работы, особые условия труда и т.д. В целом экономический метод стимулирования имеет определенные границы применения. Практикой установлено, что он хорошо сочетается с моральным стимулированием и некоторыми другими методами.14
Но экономические методы имеют ограниченную сферу применения в ОВД, так как органы внутренних дел производственной деятельностью занимаются постольку, поскольку это необходимо для обеспечения надлежащих условий их работы. Они финансируются за счет государственного бюджета, в связи с этим не имеют объективных условий для внедрения таких методов, как кредит, налогообложение, прибыль, цена и др. Вместе с тем экономические методы управления в полном объеме применяются в деятельности производственных предприятиях и объединений, входящих в систему МВД России.15
Важны в организации управления и социально-психологические методы. Они предназначены для воздействия на процессы формирования и развития коллективов на социальные процессы, протекающие внутри него.
Данные методы
неоднородны и поэтому
Социально-психологические методы управления призваны содействовать созданию в коллективе здорового морального климата. Способность коллектива эффективно трудиться в немалой степени зависит от соотношения его формальной и неформальной структуры. Неформальная структура может содействовать успешному функционированию формальной структуры, а может стать препятствием. Поэтому хороший коллектив отличает правильное соотношение формальной и неформальной структур. Объект приложения социально-психологических методов - это неформальные отношения, воздействуя на которые в нужном направлении, обеспечивается сплоченность коллектива.16
Социально-психологический климат зависит во многом от общности интересов работников, потребностей, ценностных ориентаций, профессионального уровня и отношения к труду. Эти факторы должны учитываться при формировании коллектива, в особенности малых групп для выполнения тех или иных служебных задач.
Важная роль
в решении этих вопросов принадлежит
руководителям, особенно первичных
коллективов. Поэтому при их подборе
следует учитывать не только деловые,
но и личные качества, стиль работы
с людьми, умение правильно строить
отношения. Введение системы выборности
руководителей значительно
Особым комплексным методом управления является социальное планирование. Оно, как известно, направлено на совершенствование социальной структуры института гражданской службы, её подразделений, на повышение квалификации служащих. В органах внутренних дел метод социального планирования получило широкое развитие. Основными целями данного планирования являются совершенствование социальной структуры аппаратов органов внутренних дел, сближение квалификации различных категорий сотрудников, повышение общеобразовательного и профессионального уровня личного состава, развитие его трудовой и общественно-политической активности, создание благоприятного социально-психологического климата, создание условий для адаптации молодых и вновь прибывших сотрудников, предотвращения и снятия конфликтов в коллективе, обучения руководителей социально психологическим основам управления, улучшение условий труда, быта и отдыха.
Заключение
Подводя итог всему вышеизложенному можно сказать:
Общее понятие управления выработано кибернетикой — наукой, обобщающей закономерности всякого вида управления, происходящего в живой природе, в человеческом обществе, в механических системах.
Кибернетика как
термин (в переводе с греческого)
«управление» определена как упорядочение
системы, то есть приведение ее в соответствие
с объективной закономерностью,
действующей в данной внешней
среде, поэтому рассмотрение понятия
управление невозможно без рассмотрения
понятия системы, которую мы желаем
сознательно упорядочить в
Организационно-регулирующие
методы - способы непосредственного
воздействия на поведение управляемых.
Включают в себя убеждение и принуждение,
как всеобщие методы управления, а также
такие группы методов как: административные
методы - методы прямого воздействия на
подчиненных; состоят из правового и организационного
начал, поэтому делятся на административно-правовые
(приказы, указания, распоряжения, постановления),
административно-
Информация о работе Организационно-регулирующие функции управления: содержание и назначение