Организационно-регулирующие функции управления: содержание и назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

Под социальным управлением, понимается целесообразное воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в состояние, соответствующее цели данной системы. На первой стадии управленческой деятельности ставится цель: определить параметры оптимального функционирования и развития объекта или модель его будущего состояния. Следовательно, те работы, которые должны выполнить субъекты управления в этой связи, и составляют содержание основополагающей функции управления — “целеполагание”.1

Содержание

Введение……………………………………………………………...………...3
Понятие, сущность и значение методов управления…………………...5
Классификация методов управления…………………………………….8
Организационно-регулирующие функции управления……………....11
Заключение………………...…………………………………………………18
Литература…………………………………………………………………....20

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по дис. основы управления и делопроизводства в ОВД.docx

— 46.26 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Университет

МВД России

Факультет заочного обучения

                              

 

Контрольная работа

по  дисциплине:

  Основы управления  и делопроизводства  в ОВД 

  Вариант №10

на  тему:

«Организационно-регулирующие функции управления: содержание и назначение» 
 

                                                                    Выполнил:

                                                      слушатель 105 группы 4 курса

                         Захаров С.А.

                                                              о/у ОУР ОВД по Лужскому району                          

                                           т.раб.  8(81372) 5-08-60. 
 

Санкт-Петербург

2011 г.

Содержание

     Введение……………………………………………………………...………...3

  1. Понятие, сущность и значение методов управления…………………...5
  2. Классификация методов управления…………………………………….8
  3. Организационно-регулирующие  функции управления……………....11

     Заключение………………...…………………………………………………18

     Литература…………………………………………………………………....20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 Под социальным  управлением, понимается целесообразное  воздействие субъекта управления  на объект с целью перевода  его в состояние, соответствующее  цели данной системы. На первой  стадии управленческой деятельности  ставится цель: определить параметры  оптимального функционирования  и развития объекта или модель  его будущего состояния. Следовательно,  те работы, которые должны выполнить  субъекты управления в этой  связи, и составляют содержание  основополагающей функции управления  — “целеполагание”.1 Грамотное и эффективное управление социальными системами, в том числе и деятельностью органов внутренних дел во многом зависит от выбора и сочетания соответствующих методов, занимающих центральное место в механизме управления. Именно правильный выбор методов управления, позволит обеспечить сознательное, активное, творческое участие людей в трудовой деятельности, т.е. стимулировать работника к труду путем учета его интересов.

Процесс социального  управления осуществляется посредством  целенаправленного воздействия  субъекта управления на объект управления, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать  целенаправленные действия. Воля регулирует поведение людей, направляет действия людей на достижение поставленной цели. Для достижения единства людей нужно  добиваться единства их воли. Единство воли достигается благодаря согласованию целей и порядка деятельности, подчинению одной воли другой. В системе управления велика роль руководящий кадров, так как от них зависит выбор и применение тех или иных методов управления, хотя как система, так и кадры не свободны в их выборе. Вместе с тем в управлении ключевой фигурой остается человек, лицо, принимающее решение. Особенно важно названное обстоятельство в современных условиях. Оно, по сути, приобретает решающую роль, когда созревают объективные предпосылки.

Практика свидетельствует  о том, что многим руководителям  не хватает знаний и умений наладить контакты, организовать взаимодействие с другими учреждениями, гибкости в использовании наиболее действенных  методов и форм при формировании правильных взаимоотношений в коллективе, а тем более в условиях чрезвычайных ситуаций. Эта проблема на сегодняшний день очень актуальна в связи с омоложением не только подчиненного личного состава органов внутренних дел, но и руководящих кадров системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие, сущность и значение методов управления

Метод - (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод - способ построения и обоснования системы философского знания.2 Поэтому вопрос о методах управления - это по существу вопрос о способах его осуществления. Следовательно, метод управления - способ организующего воздействия субъекта на конкретный объект управления, с помощью которого достигаются цели, решаются поставленные задачи. При этом непосредственное содержание метода управления может быть установлено лишь в связи с объектом его приложения, поскольку метод - это всегда некоторое, стоящее на субъективной стороне средство, через которое оно соотносится с объектом.3 В процессе управления решаются как традиционные, так и новые задачи. При решении традиционных задач проблем подбора методов управления, как правило, не возникает, ими овладевают в результате обучения, приобретения опыта работы. Проблемы возникают при решении новых задач. Возникновение любой такой задачи влечет за собой, как правило, необходимость соответствующей перестройки в организации системы управления, мобилизации сотрудников на решение данной задачи, координации работы всех звеньев системы, создания заинтересованности людей в качественном и своевременном достижении положительных результатов. Все это обеспечивается разнообразными методами. Эффективность того или иного метода зависит также от ситуации, в которой он применяется. Методы и средства, которые с успехом применимы в среде с относительно низким уровнем квалификации работников, окажутся неэффективными в коллективе, состоящим из людей с широким кругозором, эрудированных, инициативных. Даже в одном и том же коллективе одни подчиненные испытывают потребность в независимости, самостоятельности, другие любят, чтобы их водили за руку. Одним достаточно просьбы, совета, чтобы выполнить то или иное задание, другим нужен только приказ начальника. Для руководителя очень важно правильно не только выбрать, но и сочетать методы управления, учитывая деловые и личные особенности подчиненных, состав коллектива, его нынешнее и завтрашнее социально-психологическое состояние.4 В настоящее время на методы управления оказывает значительное влияние научно-технический прогресс. По своей сути, он насыщает методы управления достижениями науки и техники, позволяет широко внедрять наиболее прогрессивные организационные формы управления, создает возможность маневрировать материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами, помогает решать проблему как подбора кадров для управленческой деятельности, их подготовки и переподготовки, так и должного материального обеспечения этого важного вида деятельности.

Все применяемые  для решения конкретной задачи методы управления тесно связаны между  собой, дополняют друг друга, используются в органическом единстве. Например, любое административное решение, принимаемое  руководителем, должно подкрепляться  экономическими и воспитательными методами. Искусство руководителя состоит в том, чтобы из всего арсенала методов управления выбрать наиболее действенные, надежно ведущие к цели, составить гибкую комбинацию этих методов, отдавая в зависимости от ситуации предпочтение в одних случаях экономическим, в других - административным, в третьих, - социально-психологическим. Правильное, разумное сочетание различных методов является одним из важнейших направлений совершенствования управления на современном этапе.5 Методы управления находятся в диалектическом единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.6

Методы управления, связаны с управленческой деятельностью, с их помощью достигаются практические цели управления. Методы же теории управления являются инструментарием науки, с  помощью которой добиваются новые  теоретические знания.

Методы управления представляют своеобразную абстракцию, некую возможность действия в  процессе управления. Само же управление всегда осуществляется в конкретных формах. Форма - это то, посредством  чего абстрактная возможность метода получает выражение, реализуется практически. Форма есть выражение сущности метода. Как правило, любой метод реализуется  в формах, которые с определенной долей условности могут быть отнесены к правовым, организационным, либо организационно-техническим. Так, любой метод, применяемый в процессе управления при наличии в системе отношений подчинения, субординации обычно проявляется как в императивной (приказной), так и в организационной и организационно-технической формах. Императивное начало реализуется в различных правовых формах: планах, приказах, распоряжениях и т.д., организационное - находит выражение в формах инструктирования, инспектирования, проведения совещаний, распространения передового опыта и т.д. При этом выбранные правовые и организационные формы реализуются благодаря проведению большого объема технической работы по подготовке документов, их регистрации, передаче исполнителям и т.д., т.е. использованием организационно-технических форм. Таким образом, с помощью правовых форм юридически закрепляются соответствующие действия субъекта управления, а с помощью организационных и организационно-технических - обеспечивается его организующая деятельность по претворению в жизнь принятого решения. Постоянное совершенствование и нахождение наиболее эффективных форм управленческой деятельности, их оптимального сочетания - одна из важных задач научной организации управления в системе органов внутренних дел.7 

Методы решения  задач, стоящих перед любой системой управления, в том числе и перед  органами внутренних дел, должны строго соответствовать принципам деятельности этой системы и сочетаться с методами познания проблемы, методами выбора пути решения задачи (планированием, разработкой комплексной программы) и методами непосредственной организационной деятельности по направлениям работы служб и подразделений.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что метод  управления - это отражение механизма управленческой деятельности, которая направлена на создание правил  или условий надлежащего исполнения поставленных задач в соответствии с принципами управления. 

  1. Классификация методов управления

В литературе очень  много различных критериев классификации  методов управления. Так например:

- административные (организационно-распорядительные);

- экономические;

- социально-психологические;

- воспитательные и др.

Существуют и  иные виды классификации. Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности. Особую остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами создаваемой в России рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей, собственников на подчиненных.

Формы и масштабы применения административных методов  определяются задачами управляющего органа, уровнем организации производства, квалификацией и культурой работников, принимающих решения. Чем полнее представлены эти параметры, тем  меньше потребности в административном вмешательстве.

Единые критерии классификации методов управления предлагает Е.Ф. Яськов, разделив методы управления на познавательно-программирующие и организационно-регулирующие.

Как изложено в  лекции Е.Ф. Яськова от 2006 года, деятельность в сфере управления предполагает не только собственно организующие воздействия, но и определение цели воздействия, постановку конкретных задач, поиск способов их решения. Следовательно, есть все основания считать, что познавательная, исследовательская функция включается в процесс управления как его важнейшая составная часть. А из этого в свою очередь следует, что существуют и методы управления, с помощью которых решаются эти познавательные управленческие задачи. Их можно назвать в соответствии с функциями управления методами познавательно-программирующими. Тогда другая часть методов будет соответственно названа организационно-регулирующими. Иными словами, есть функции управления, есть и соответствующие методы их реализации. И в рамках каждой функции свои методы: методы прогнозирования, планирования, методы организации и регулирования, методы учета и контроля.

 Познавательно-программирующие  методы управления по мере развития теории и практики становятся всё более разнообразными. В зависимости от степени общности сферы их применения принято различать всеобщие, общенаучные и частно-научные методы.

  Всеобщим  методом познания является материалистическая  диалектика. Этот метод изучения  и объяснения объективного мира  пронизывает всю систему общенаучных  и частно-научных методов, которые применяются с материалистических позиций, с учётом законов и категорий диалектики.

  Общенаучные  методы, относятся логические, эвристические  и другие приёмы, средства мыслительной деятельности. Общенаучный характер имеют также формализованные методы статистики, математики, кибернетики. Особое место в ряду общенаучных методов занимают моделирование и эксперимент. К общенаучным относятся и различные социологические методы, (анкетирование, интервьюирование, изучение документов, контент-анализ и др.).

  Частно-научными  являются методы, имеют общенаучные источники, они обладают специфической направленностью. Так, из общенаучного метода проистекают методы демографической, экономической статистики и т.д. создаваемые в рамках одной науки, эффективно применяются и в других.

  К собственно управленческим относятся познавательно-программирующие методы: системного анализа, исследования операций технологического управленческого цикла, моделирование, организационного проектирования, сетевого планирования. Они предназначены специально для анализа систем и процессов управления. Таким образом, преобразование достижений науки, составляющих методологические основы деятельности органов власти и управления, и  соответствующие прикладные математические средства и есть его обеспечение  познавательно-программирующими методами. В данной работе рассмотрим более подробно организационно-регулирующие методы управления.

Информация о работе Организационно-регулирующие функции управления: содержание и назначение