Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 23:04, реферат
Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.
О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
1. О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Вот как определяются понятия мораль и нравственность в БСЭ .
«Мораль (лат. moralis -нравственный, от mos, множественное число mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения);
(* т.е. мораль и нравственность, по определению из БСЭ, являются синонимами).
… Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них….
…. Мораль достигает высшего развития в социалистическом и коммунистическом обществе, где она становится единой в рамках этого общества и впоследствии всецело общечеловеческой нравственностью.
(* на первый взгляд вроде бы правильные слова, но во-первых, они могут сбыться только тогда, когда Сознание людей и общества будут едины, когда в соответствии с Единым законом Сознание человека и общества будут характеризоваться отношениями Единого закона (Единый Разум, Единый Дух, Единая Воля, а во-вторых, уже из этого фрагмента видно, что мораль и нравственность имеют какие-то неуловимые интуитивные отличия друг от друга).
…Моральные
нормы осуществляются
(* поэтому, в условиях, определяемых типом жизнедеятельности «бытие определяет сознание», говорить о единой морали и нравственности – утопия!)
Выполнение требований Морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае. Вообще в морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.
(* когда люди начнут жить в соответствии с типом жизнедеятельности «сознание определяет бытие», т.е. начинают жить со-знанием (со знанием) Единого закона, тогда субъект и объект регулирования будет целостным, единым).
Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности («назначения», «смысла», «цели») общества, истории, человека и его бытия.
(* т.е. по умолчанию речь идет о том, что мораль формируется "бытием". Она в явном виде не содержит духовных компонентов).
… Мораль, с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп). Вообще же, в Морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью…
(* с вышеизложенным нельзя не согласиться. Но смыслы и цели рассмотренных выше двух диаметрально противоположных типов жизнедеятельности, позволяют осознать, с позиций Единого закона, Единый Периодический закон эволюции монады «мораль-антимораль». Поэтому, вкладывая в понятия первомонады тот и иной первосмысл, мы получим все семейства моральных «частиц», характеризующих эволюцию смыслов «моральной» первомонады. Отметим, что на определенных этапах эволюции, антимораль может, используя двойные стандарты (Двойные стандарты), «рядиться в одежды» морали, выдавая «черное» за «белое». И еще, поскольку монада морали эволюцирует, т.е. на протяжении всего исторического развития человечества периодически изменяет свои смыслы на противоположные, что и отмечается в БСЭ).
В доклассовом
и раннеклассовом обществе
….Каждая
из господствовавших систем
(* т.е. здесь речь идет о том, что между моралью, являющуюся отражением "бытия" и "бытием" существуют отличия ("дефект морали"), которые на разных этапах эволюции человека и общества могут иметь как положительное, так и отрицательные значения).
…Для коммунистической
нравственности характерны
(* И с этим тоже можно согласиться. Но это «добро кажущееся», ибо практика реализации, в основе которой лежал только позитивный лозунг о светлом будущем, а на практике исповедовался негативный тип жизнедеятельности «бытие определяет сознание», когда строительство нового общества велось с грубыми нарушениями требований Единого закона и вытекающих из него принципов самоорганизации. привела к самоуничтожению такого общества. В результате случилось то, что и случилось – «Слово отделилось от Дела» и система была самоуничтожена. Светлые идеи, реализованные вопреки Единого закона, привели к сокрушительному краху. Так бывает всегда - природа самоуничтожает свои творения, реализованные вопреки Единому закону. Так случится и сейчас – любые реформы (экономические, политические, социальные и т.д.), несущие в себе «кажущееся добро», будут трансформированы в реальное «Зло» - высокая мораль и нравственность будут «опущены» из «сознательного» в бессознательное» ).
Из анализа смыслов вышеприведенных понятий морали и нравственности можно сделать вывод о том, что в силу эквивалентности понятий морали и нравственности эти понятия определяют только материальную составляющую этих понятий. Духовная составляющая игнорируется полностью. А ведь это Большая Советская Энциклопедия. Оказывается, что в данном вопросе БСЭ демонстрирует блеск материалистического анализа и нищету духовного мышления.
2. О ЕДИНОЙ МОРАЛИ и НРАВСТВЕННОСТИ
2.1. О ЕДИНОЙ МОРАЛИ и НРАВСТВЕННОСТИ
Новое общество будущего должно характеризоваться и новым типом жизнедеятельности. на смену "бытие определяет сознание" должна придти концепция "сознание определяет бытие". Очевидно, что новое общество породит и Нового человека. Но можно сказать и иначе, что Новый человек сформирует и Новое общество.
Человек Нового, это человек с иным мышлением, живущий в ином, более высоком, измерении сознания, ибо он вооружен знанием Единого закона. Он СО-ЗНАНИЕМ. Он не лишен знания, накопленного предыдущими поколениями. Его Раз-Ум (единый ум) является целостным, единым. Бытие и сознание у такого человека живут в гармонии. Его индивидуальное сознание, являясь самодостаточным, живет в гармонии с общественным сознанием. Поэтому у него нет потребности в особой морали, если он живет по Единому закону, ибо нормы морали совпадают с нормами бытия. Но можно сказать и так, что человек Нового исповедует мораль Единого закона. Основные свойства такой морали описаны в БСЭ:
«В социалистическом обществе проблема нравственного воспитания масс и личности, борьбы с аморализмом, строительства общественных отношений во всех сферах на основе нравственных начал стала одной из важнейших. Содержащийся в Программе КПСС моральный кодекс строителя коммунизма формулирует важнейшие общие принципы коммунистической нравственности. Отвечая коренным интересам человека, коммунистическая нравственность в своём действительном осуществлении опирается на собственную сознательность людей, враждебна всякому формализму и догматизму, предполагает глубокую убеждённость каждого в справедливости и гуманности исповедуемых им принципов».
Но Единый закон в эти высказывания вносит новый смыслы. Так, не моральный кодекс строителей коммунизма формирует важнейшие принципы коммунистической морали, а принципы высшей демократии, принципы нового мышления, в основе которых лежат принципы самоорганизации: самодостаточность, саморегуляция, самовоспроизведение, саморазвитие и самонормировка (О новом мышлении ).
Знание единых законов природы высвобождает память для постижения все новых и новых законов природы, являющихся специфической копией Единого закона в той или иной сфере приложения, превращая Ум в Раз-ум (Единый Ум).
Незнание Единого закона развращают, разлагают ум, и, повышая энтропию раз-ума, превращают ум в безумие, смысл в бессмыслицу, живое в мертвое. Так происходит самоуничтожение Разума. Вот как характеризуется «мудрость» современного разума в библии:
(1Кор.3:19) «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их».
Знание Единого закона, напротив, способствует формированию Единого Разума, Единой Воли и Единого Духа, а следовательно и Единой морали, как религии Единого закона.
Человек Нового
не руководствуется моралью.
Это означает, что понятие мораль и нравственность должны быть взамимодополнительными.
Мораль должна определять вектор рассогласования "бытия" с Единым законом эволюции человека и общества, а нравственность должна характеризовать вектор духовной составляющей эволюции человека и общества.
Законы всегда несли в себе отражение морали и нравственности общества, т.е. законы являлись следствием морали и нравственности, а это значит, что между законами общества, моралью и нравственностью на всех этапах эволюции существовали «ножницы», характеризующие «дефект» их масс, со знаком плюс, или минус.
Если этот «дефект» масс будет равен нулю, то это и будет значить, что человек живет в гармонии с Единым законом, с его нормами морали и нравственности.
Мораль и нравственность человека и общества, правила взаимоотношений будут меняться в соответствии с Единым законом, противоречия на каждом этапе эволюции между законами и нормами морали просто не будет, т.к. они будут разрешаться самым естественным образом.
3. О
ЗАКОНЕ ЭВОЛЮЦИИ МОРАЛИ И
3.1. МЫШЛЕНИЕ. МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ
Из истории известна, в принципе, тривиальная истина -каждый народ на протяжении определенного исторического этапа имеет собственные представления о морали и нравственности. То, что у одних народов считается неприличным, у других народов, наоборот, считается приличным. И эти "приличия" и "неприличия" находят свое отражение в народных традициях, суевериях, и даже нести свой отпечаток в религиозных учениях.
Но сегодня, когда современная цивилизация стала на путь глобализма, происходят процессы формирования единого пространства-времени Жизни современной цивилизации в планетарном масштабе.
У современной цивилизации
уже сложился единый тип жизнедеятельности:
"взял ресурсы -вернул отходы".
Это патологический тип жизнедеятельности. Он порождает экологические проблемы во всех сферах жизнедеятельности человека, засоряя своими "отходами" не только окружающую человека природу, но и самого человека (сознание, ум, социум,..) .
При этом главное
звено такой жизнедеятельности
порождается экономикой. Известно,
что производство любого товара характеризуется
цепочкой вида
"...товар-деньги-товар...".
В этой цепочке
деньги выполняют роль
"....деньги-товар-деньги.."
В этой цепочке
деньги являются товаром, а
товар становится мерой
В общем случае взаимоотношения
старого и нового мышления отражается
в следующих тождествах
Из первого тождества видно, что в нем производство (созидание, творение,..) как таковое отсутствует.
В рамках этого
мышления эволюцию взаимоотношений Бизнеса
и Морали можно отразить следующим тождеством,
в котором символом "*" помечены взаимодополнительные
категории.
и чем "круче" Бизнес, тем меньшую долю долю в нем занимает Мораль, Нравственность, Этика, Гуманизм, Законность и т.д. Это тождество отражает сущность "высших ценностей" современной демократии.