О морали и нравственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 23:04, реферат

Описание работы

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.

Работа содержит 1 файл

О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ.doc

— 496.50 Кб (Скачать)

О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ    

1. О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ             

 Вот как определяются понятия мораль и нравственность в БСЭ .          

 «Мораль (лат. moralis -нравственный, от mos, множественное число mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения);

(* т.е. мораль и нравственность, по определению из БСЭ, являются синонимами).

… Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них….

…. Мораль достигает высшего развития в социалистическом и коммунистическом обществе, где она становится единой в рамках этого общества и впоследствии всецело общечеловеческой нравственностью.

(* на первый взгляд вроде бы правильные слова, но во-первых, они могут сбыться только тогда, когда Сознание людей и  общества будут едины, когда в соответствии с Единым законом Сознание человека и общества будут характеризоваться отношениями Единого закона (Единый Разум, Единый Дух, Единая Воля, а    во-вторых, уже из этого фрагмента видно, что мораль и нравственность имеют какие-то неуловимые интуитивные отличия друг от друга).      

 …Моральные  нормы осуществляются практически  и воспроизводятся повседневно  силой массовых привычек, велений  и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений  и побуждений.

(* поэтому, в условиях, определяемых типом жизнедеятельности «бытие определяет сознание», говорить о единой морали и нравственности – утопия!)

Выполнение  требований Морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае. Вообще в морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.

(* когда люди начнут жить в соответствии с типом жизнедеятельности «сознание определяет бытие», т.е. начинают жить со-знанием  (со знанием) Единого закона, тогда субъект и объект регулирования будет целостным, единым).

Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности («назначения», «смысла», «цели») общества, истории, человека и его бытия.

(* т.е. по умолчанию речь идет о том, что мораль формируется "бытием". Она в явном виде не содержит духовных компонентов).

… Мораль, с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп). Вообще же, в Морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью…

(* с вышеизложенным нельзя не согласиться. Но смыслы и цели рассмотренных выше двух диаметрально противоположных типов жизнедеятельности, позволяют осознать, с позиций Единого закона, Единый Периодический закон эволюции монады «мораль-антимораль». Поэтому, вкладывая в понятия первомонады тот и иной первосмысл, мы получим все семейства моральных  «частиц», характеризующих эволюцию  смыслов «моральной» первомонады. Отметим, что на определенных этапах эволюции, антимораль может, используя двойные стандарты (Двойные стандарты),  «рядиться в одежды» морали, выдавая «черное» за «белое». И еще, поскольку монада морали эволюцирует, т.е. на протяжении всего исторического развития человечества периодически изменяет свои смыслы на противоположные, что и отмечается в БСЭ).   

 В доклассовом  и раннеклассовом обществе впервые  осознаётся неполное соответствие  и даже противоположность требований  морали общепринятой практике  обычного поведения. Наступившая эпоха социального неравенства, частнособственнических интересов и конкуренции индивидов, классового угнетения и неравноправного положения трудящихся способствует формированию в широких массах сознания несправедливости существующих порядков, деградации нравов по сравнению с прошлым, «...которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем, старого родового общества» (там же). …..  

 ….Каждая  из господствовавших систем нравственности  также обладает своими особенностями….

(* т.е. здесь речь идет о том, что между моралью, являющуюся отражением "бытия" и "бытием" существуют отличия ("дефект морали"), которые на разных этапах эволюции человека и общества могут иметь как положительное, так и отрицательные значения).    

 …Для коммунистической  нравственности характерны последовательное  осуществление принципа равенства  и сотрудничества между людьми  и народами, коллективизм, уважение  к человеку во всех сферах  его общественных и личных  проявлений на основе того принципа, что «...свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 447). Поскольку коммунистической морали чуждо рассмотрение общества и индивидуальной жизни как внешних средств одного по отношению к другому, а то и другое выступают в нерасторжимом единстве, постольку для неё неприемлемы характерные для буржуазной морали жертвы одним нравственным принципом ради другого (например, жертва честностью ради выгоды, достижение целей одних ценой ущемления интересов других, компромиссы политики и совести). Она является высшей формой гуманизма.

(* И с этим тоже можно согласиться. Но это «добро кажущееся», ибо практика реализации, в основе которой  лежал только позитивный лозунг о светлом будущем, а на практике исповедовался негативный тип жизнедеятельности «бытие определяет сознание», когда строительство нового общества велось с грубыми нарушениями требований Единого закона и вытекающих из него принципов самоорганизации.  привела к самоуничтожению такого общества. В  результате случилось то, что  и случилось – «Слово отделилось от Дела» и система была самоуничтожена. Светлые идеи, реализованные вопреки Единого закона, привели к сокрушительному краху. Так бывает всегда - природа самоуничтожает свои творения,  реализованные вопреки Единому закону. Так случится и сейчас – любые реформы (экономические, политические, социальные и т.д.), несущие в себе «кажущееся добро», будут трансформированы в реальное «Зло» - высокая мораль и нравственность будут «опущены» из «сознательного»  в бессознательное» ).    

 Из анализа смыслов  вышеприведенных понятий морали и нравственности можно сделать вывод о том, что в силу эквивалентности понятий морали и нравственности эти понятия определяют только материальную составляющую этих понятий. Духовная составляющая игнорируется полностью. А ведь это Большая Советская Энциклопедия. Оказывается, что в данном вопросе БСЭ демонстрирует блеск материалистического анализа и нищету духовного мышления.  

 

2. О  ЕДИНОЙ МОРАЛИ и НРАВСТВЕННОСТИ

2.1.  О ЕДИНОЙ МОРАЛИ и НРАВСТВЕННОСТИ 

Новое общество будущего должно характеризоваться  и новым типом  жизнедеятельности. на смену "бытие определяет сознание" должна придти концепция "сознание определяет бытие". Очевидно, что новое общество породит и Нового человека. Но можно сказать и иначе, что Новый человек сформирует и Новое общество.

Человек Нового, это человек с иным  мышлением, живущий в ином, более высоком, измерении сознания, ибо он вооружен знанием Единого закона. Он СО-ЗНАНИЕМ.  Он не лишен   знания, накопленного предыдущими поколениями. Его Раз-Ум (единый ум) является целостным, единым. Бытие и сознание у такого человека живут в гармонии. Его индивидуальное сознание, являясь самодостаточным, живет в гармонии с общественным сознанием.  Поэтому у него нет потребности в особой морали, если он живет по Единому закону, ибо  нормы морали совпадают с нормами бытия. Но можно сказать и так, что человек Нового исповедует мораль Единого закона. Основные свойства такой морали описаны в БСЭ: 

«В социалистическом обществе проблема нравственного воспитания масс и личности, борьбы с аморализмом, строительства общественных отношений во всех сферах на основе нравственных начал стала одной из важнейших. Содержащийся в Программе КПСС моральный кодекс строителя коммунизма формулирует важнейшие общие принципы коммунистической нравственности. Отвечая коренным интересам человека, коммунистическая нравственность в своём действительном осуществлении опирается на собственную сознательность людей, враждебна всякому формализму и догматизму, предполагает глубокую убеждённость каждого в справедливости и гуманности исповедуемых им принципов». 

Но Единый закон в эти  высказывания вносит новый смыслы. Так,  не моральный кодекс строителей коммунизма формирует важнейшие принципы коммунистической морали, а принципы высшей демократии, принципы нового мышления, в основе которых лежат принципы самоорганизации: самодостаточность, саморегуляция, самовоспроизведение, саморазвитие и самонормировка (О новом мышлении ).

Знание единых законов природы высвобождает память для постижения все новых и  новых законов природы, являющихся специфической копией Единого закона в той или иной сфере приложения, превращая Ум в Раз-ум (Единый Ум).

Незнание Единого  закона развращают, разлагают  ум,  и, повышая энтропию раз-ума, превращают ум в безумие, смысл в бессмыслицу, живое в мертвое. Так происходит самоуничтожение Разума. Вот как характеризуется «мудрость» современного разума в библии:

(1Кор.3:19) «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их».             

 Знание Единого  закона, напротив,  способствует формированию Единого Разума, Единой Воли и Единого Духа, а следовательно и Единой морали, как религии Единого закона.            

 Человек Нового  не руководствуется моралью. Он  руководствуется Единым законом  мироздания и живет с ним  в гармонии, как единая самодостаточная «частица» всего сущего. Единый закон отражает в себе высшие нормы морали и нравственности.

Это означает, что  понятие мораль и нравственность должны быть взамимодополнительными.

Мораль должна определять вектор рассогласования "бытия"  с Единым законом эволюции человека и общества, а нравственность должна характеризовать  вектор духовной составляющей  эволюции человека  и общества.    

 Законы всегда  несли в себе отражение морали и нравственности общества, т.е. законы являлись следствием морали и нравственности, а это значит, что между законами общества,  моралью и нравственностью на всех этапах эволюции существовали «ножницы», характеризующие «дефект» их масс, со знаком плюс, или минус.       

 Если этот  «дефект» масс будет равен  нулю, то это и будет значить, что человек живет в гармонии  с Единым законом, с его нормами морали и нравственности.         

 Мораль и нравственность  человека и общества, правила взаимоотношений будут меняться в соответствии с Единым законом, противоречия на каждом этапе эволюции между законами и нормами морали просто не будет, т.к. они будут разрешаться самым естественным образом.    

 

3. О  ЗАКОНЕ ЭВОЛЮЦИИ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ 

3.1. МЫШЛЕНИЕ.  МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ    

 Из истории  известна, в принципе, тривиальная истина -каждый народ на протяжении определенного исторического этапа имеет собственные представления о морали и нравственности. То, что у одних народов считается неприличным, у других народов, наоборот, считается приличным. И эти "приличия" и "неприличия" находят свое отражение в народных  традициях, суевериях, и даже нести свой отпечаток в  религиозных учениях.   

 Но сегодня,  когда современная цивилизация  стала на путь глобализма, происходят  процессы формирования единого  пространства-времени Жизни современной цивилизации в планетарном масштабе.

У современной цивилизации  уже сложился единый тип жизнедеятельности:                                       

 "взял ресурсы -вернул отходы". 

Это патологический  тип жизнедеятельности. Он порождает экологические проблемы во всех сферах жизнедеятельности человека, засоряя своими "отходами" не только  окружающую человека природу, но и самого человека (сознание, ум, социум,..) .   

 При этом главное  звено такой жизнедеятельности  порождается экономикой. Известно, что производство любого товара характеризуется цепочкой вида                                         

 "...товар-деньги-товар...".      

 В этой цепочке  деньги выполняют роль посредника, они являются мерой стоимости  товара. Сегодня же эта цепочка  вывернута наизнанку                                     

 "....деньги-товар-деньги.."      

 В этой цепочке  деньги являются товаром, а  товар становится мерой стоимости  денег. И деньги начинают  все ценности, к которым они прикасаются превращать в лжеценности, в прах.

В общем случае взаимоотношения  старого и нового мышления отражается в следующих тождествах                                       

 

Из первого тождества  видно, что в нем производство (созидание, творение,..) как таковое  отсутствует.    

 В рамках этого мышления эволюцию взаимоотношений Бизнеса и Морали можно отразить следующим тождеством, в котором символом "*" помечены взаимодополнительные категории.                                  

   

и чем "круче" Бизнес, тем меньшую долю  долю в нем занимает Мораль, Нравственность, Этика, Гуманизм, Законность и т.д. Это тождество  отражает сущность "высших ценностей" современной  демократии. 

Информация о работе О морали и нравственности