Невоспитанность как барьер общения. Приемы поведения в ситуациях проявления невоспитанности партнера

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 03:24, реферат

Описание работы

В настоящее время все большую значимость приобретает культура человеческих отношений, общения людей, поведения. Каждый день нам приходится встречаться с огромным количеством людей. С ними мы едем на работу, учебу, стоим в очереди, отдыхаем в дружеской компании. Люди общаются в самых различных ситуациях. Вопрос о том, как поступать, как себя вести в той или иной ситуации, приобретает особую остроту.

Содержание

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ 3
МЕТОДЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА НЕКОРРЕКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПАРТНЕРА 9
ОБЩЕНИЕ С КОНФЛИКТНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ 12
СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДОБРЫХ ОТНОШЕНИЙ 15
ТРЕНИНГ « ПОЗНАЙ СЕБЯ САМ ИЛИ КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТ» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

этика.docx

— 54.87 Кб (Скачать)

 
 
 
Кафедра…………………………………………………………….

 

 

 

                                                РЕФЕРАТ 

по  дисциплине Этика 
на тему: «Невоспитанность как барьер общения. Приемы поведения в ситуациях проявления невоспитанности партнера»

 

 

 

 

 

Студент                                                                          

 

Проверил                                                                        

 

 

 

                                          МИНСК 2012

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ 3

МЕТОДЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА НЕКОРРЕКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПАРТНЕРА 9

ОБЩЕНИЕ С  КОНФЛИКТНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ 12

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ  ДОБРЫХ ОТНОШЕНИЙ 15

ТРЕНИНГ «  ПОЗНАЙ СЕБЯ САМ ИЛИ КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТ» 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все большую  значимость приобретает культура человеческих отношений, общения людей, поведения. Каждый день нам приходится встречаться  с огромным количеством людей. С  ними мы едем на работу, учебу, стоим  в очереди, отдыхаем в дружеской  компании. Люди общаются в самых  различных ситуациях. Вопрос о том, как поступать, как себя вести  в той или иной ситуации, приобретает  особую остроту.

К культуре поведения приобщается  каждый, но не всем удается соблюдать  этикет в деловой сфере. У одних  на это не хватает времени. Другие считают, что при случае не ударят лицом “в грязь”. Третьи считают, что  с дипломатами им едва придется есть и пить, а свой брат простит недостатки светского воспитания

Достаточно часто в жизни  людей получаются такие ситуации, когда они остаются непонятыми. Казалось бы, разговаривают все на одном  языке, тогда почему возникает недопонимание?

Путем общения каждый как передает информацию, так и получает. Однако смысловую нагрузку несут не только слова - огромную роль играет и мимика, жесты, интонация. Именно поэтому информация не всегда воспринимается верно, этому  мешают так называемые барьеры общения.

Одним из таких барьеров является банальная невоспитанность. Целью  своего реферата я ставлю выявить  основные аспекты невоспитанности  в коммуникации и основные приемы общения с невоспитанным собеседником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ

Единственный способ настраивать  людей на энергичную деятельность –  это общаться с ними.

Ли Якокка

Общение давным-давно стало  неотъемлемой частью нашей жизни. На работе, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете – да мало ли где еще! Оно занимает львиную  долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают  в самых различных ситуациях  и практически у каждого человека.

Типичная  ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему.

В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические  барьеры. Причины их появления разные. Для того чтобы дело не дошло до стресса, нужно научиться предупреждать  возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно  их преодолевать.

Барьеры общения  и их преодоление 

  •  
    Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Причины возникновения этого барьеры различны. Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово вы использовали.
  •  
    Неумение выражать свои мысли (логический барьер) очень мешает общению. Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их.… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения». Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.
  •  
    Плохая техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что вы чем-то недовольны.
  •  
    Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова. Компенсировать неумение партнера слушать, можно только своим искусством говорить.
  •  
    Барьер модальностей возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации. Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать контакт с ним не только бесконфликтным, но и эффективным. Для того чтобы в коммуникации не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой ее легче всего воспринимать партнеру, в той форме, в которой она ему понятна.
  •  
    Барьер характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.
  •  
    Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью.

Основной упор в своем  реферате я сделаю на барьер невоспитанности.

Чтобы всесторонне рассмотреть этой барьер, следует сначала рассмотреть  сущность слагаемых вежливости, освоение которых отличает воспитанного человека.

Вежливость. Это слово происходит от древнерусского “вежа” — знающий, т.е. вежливый человек знает, как себя вести. Но бывают случаи, когда люди в одних случаях демонстрируют вежливость, а в других — забывают о ней. Подобную вежливость А.И. Герцен называл лакейской, потому как она проявляется лишь тогда, когда выгодно.

Что же является главным в истинной вежливости?

Уважение  личного достоинства каждого  человека, с которым мы сталкиваемся. Достоинство — это осознание  своего места в обществе, представление  о собственной значимости. Воспитанные  люди умеют бережно относиться к  достоинству каждого во всех сферах общения — на работе, на улице, в  гостях, в семье. Вежливость проявляется  в искренней доброжелательности. Именно поэтому при встрече принято  желать доброго дня, а при расставании  — доброго пути и, обращаясь с просьбой, прибавлять “будьте добры”. Приветливость, как бы лаконично она ни выражалась — словом, улыбкой, рукопожатием, всегда воодушевляет, поднимает настроение.

Вежливые  люди умеют ценить внимание окружающих, быть благодарными за оказанную услугу, проявленную заботу, спешат на добро  ответить добром.

Галантность. Это слово французского происхождения, под которым понимают изысканную любезность в общении. В последние десятилетия понятием “галантность” стали пользоваться в основном для характеристики культуры поведения мужчины в женском обществе. Галантность — выражение уважительного отношения к представительницам прекрасного пола. Правда, в молодежной среде рыцарское отношение к девушке иногда подвергается осмеянию. Как правило, это бывает следствием ложного понимания равенства полов.

Галантность облагораживает взаимоотношения полов. Она позволяет мужчине почувствовать  свою силу, проявить мужественность, реализовать  свойственную ему потребность защищать, оберегать более слабых.

К облику женщины исстари предъявляются  повышенные эстетические требования. Искреннее восхищение, вовремя сделанный  комплимент, внимание к тому, как  она выглядит, помогает ей утвердиться  в своей привлекательности, полнее проявить женственность, поднимает  настроение, располагает к общению.

Неприлично  спрашивать и напоминать о возрасте дамы, критиковать ее туалет. Воспитанному человеку свойственна галантность. Она не только не ущемляет мужское  достоинство, более того, возвышает  его как личность. Галантность  проявляется и в способности  вступиться за честь женщины порой  в самых сложных обстоятельствах.

Корректность. В жизни случаются конфликтные ситуации. И при этом следует строго соблюдать правила этикета, т.е. действовать в рамках корректности (благопристойности). Даже решительный отпор хамству принято делать в корректной форме. Например, рассказывают, что однажды Наполеон в пылу гнева грубо обругал первого дипломата Франции Талейрана. Тот, выйдя из императорских апартаментов, обронил фразу, вошедшую в историю: “Как жаль, что такой великий человек так дурно воспитан”.

И ныне сохраняют справедливость слова  известного писателя Д. Гранина: “Уметь требовать, критиковать, указывать  на недостатки и делать это необидно, не оскорбительно для людей, уметь  извиниться, когда не прав, — это  качества, необходимые для любого из нас”.

Корректность  заключается в умении человека в  любых условиях оставаться самим  собой. К сожалению, не каждому из нас хватает выдержки. И тогда  из-за пустяков вспыхивает ссора, настроение может быть испорчено на целый  день. Психологической основой корректности являются самодисциплина, умение владеть собой.

Терпимость. Терпимость — это способность войти в положение человека, щадить его самолюбие. Она связана с великодушием, умением прощать ошибки. Только терпимым дано налаживать контакты.

Деликатность. Тонкость, чуткость, мягкость, осторожность в общении с людьми. Воспитанный человек не навязывает своего отношения к миру, к другим вкусам, обычаям, к чужому мнению относится с уважением.

Скромность. С детства привычна поговорка: “Скромность украшает человека”. Правда, ныне в ходу иное мнение: “Сам себя не похвалишь...”. Нельзя смешивать скромность со стыдливостью (которую следует изживать). Беспеременное выделение своей значительности раздражает. Позерство — ненадежный способ завоевания авторитета.

Тактичность — это умение найти правильный тон в общении с людьми. Такт — это чувство меры в поведении, основанное на чутком, осторожном и внимательном отношении к людям. Если не соблюдать меру, то даже самые прекрасные качества человека могут восприниматься как антиподы. Такт проявляется, казалось бы, в мелочах: в выборе темы разговора, в том, помним ли мы имена, памятные даты знакомых. Но в то же время такт — сложное качество, стоящее выше простой вежливости и хороших манер и составляющее внутреннюю суть красоты поведения человека и его культуры.

Именно  тактичность позволяет нам соизмерять свое поведение с интересами окружающих, никого не задевая и не раздражая.

Обязательность и точность. Обязательным называют человека с развитым чувством долга, способного выполнять свои обещания, держать слово. Как личностная черта обязательность связана с точностью, т.е. аккуратностью, пунктуальностью.

Обязательность  и точность являются элементарными  условиями, обеспечивающими успех  любой совместной деятельности. Так, необязательность влюбленных, супругов по отношению к друг другу разрушает  взаимное доверие, подтачивает самые  сильные чувства. Небрежное выполнение своих обязанностей (учебных, трудовых) оборачивается разболтанностью. Постоянно  сталкиваясь с необязательностью, невольно и сам привыкаешь к ней.

 

 

Но  существует несколько черт характера, которые не могут не вызывать раздражения. Они неизбежно приводят своих  обладателей к неудачам и одиночеству. Если бы люди во всем мире избавились бы от этих черт наша жизнь стала бы намного светлее и лучше. Итак, вот они: 

Высокомерие (черта, характеризующая чрезмерно гордого человека, считающего себя важнее всех остальных) 

Все мы хоть раз сталкивались с высокомерием. Может сложиться иллюзия, что  это качество присуще людям из "высшего света". На самом же деле высокомерными бывают только те люди, которые по чистой случайности  ненадолго оказались на пике успеха.

Амбициозные люди всегда хотят быть на уровень  выше других. Но если их возможности  не совпадают с их амбициями и  они не могут подняться на уровень  выше сами, они начинают принижать  остальных, демонстрируя свое высокомерие.

Грубость (черта, характеризующая невежливого и невоспитанного человека, который любит грубить)

Грубые  люди могут встретиться вам где  угодно - в магазине, в общественном транспорте, в очереди к врачу. С этим качеством невозможно бороться. Делать замечание таким людям  бесполезно, потому что грубость - это  обычно результат недостатка ума.  

Доминантность (черта характеризующая деспотичного властного человека с тираническими наклонностями)

Люди, пытающиеся контролировать всех и вся, обычно вызывают только раздражение. Этих людей можно встретить дома, в  гостях, на работе. Конечно, некоторые  любят когда над ними доминируют, но это добровольный выбор каждого  человека. Насильная же доминанта  вызывает отторжение.

Нечестность (черта,характеризующая человека, который постоянно врет)

Речь  не о тех случаях, когда люди вынуждены  врать или недоговаривать из добрых своих побуждения. Речь о людях, которые  лгут постоянно. Это очень раздражает и начинает раздражать еще больше после того как вы поймаете их на лжи. Вы знаете, что они вам врут, но они все-равно продолжают делать из вас дураков. Быть честным человеком  бывает трудно, но поверьте ваша искренность  окупится вам сполна!

Вспыльчивость (черта, характеризующая человека, чье настроение меняется очень неожиданно)

Общение с вспыльчивыми людьми дается очень  тяжело. Они могут улыбаться и  делать вам комплименты, а в следующую  минуту пойти пятнами от злости и  осыпать вас гневными проклятьями. Избегать общения с такими людьми гораздо легче и безопаснее.  

Информация о работе Невоспитанность как барьер общения. Приемы поведения в ситуациях проявления невоспитанности партнера