Культура речи в служебном коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Культура речи- составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Язык- это способ выражения мысли, средство общения между людьми, форма выражения характера отношений людей друг к другу. Слово-оружие, которое может нанести рану и даже убить. Но словом можно и поддержать человека в трудную минуту, помочь ему преодолеть трудности, а порой и спасти жизнь человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Основная часть
2.1 Общение в служебном коллективе
2.2 Форма этики делового общения
2.3 Понятие этики делового общения
2.4 Этика и психология служебного общения
Заключение……………………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

печАТЬ.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 

Юридический факультет

Кафедра теории истории государства и права 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине профессиональная этика юриста 

Тема: «Культура  речи в служебном коллективе» 
 
 
 
 

Выполнил:

Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………………3
  2. Основная часть

    2.1      Общение в служебном коллективе

    2.2      Форма этики делового общения

    2.3      Понятие этики делового общения

    2.4      Этика и психология служебного общения

Заключение……………………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………………………. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    О культуре сотрудников различных  организаций судят не только  по его внешнему виду и манере  поведения, но и по умению  грамотно говорить, излагать свои  мысли.

    Культура речи- составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Язык- это способ выражения мысли, средство общения между людьми, форма выражения характера отношений людей друг к другу. Слово-оружие, которое может нанести рану и даже убить. Но словом можно и поддержать человека в трудную минуту, помочь ему преодолеть трудности, а порой и спасти жизнь человека.

  Сотруднику  в любом звании и должности  следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим столом, с гражданами, обращение к подчиненным перед строем или в непринужденной беседе, в общественном месте, в наряде, целиком раскрывает его личность, интеллект психологическое состояние. В совершенстве овладеть навыками высокой культуры речи- профессиональная обязанность сотрудников.

  Деловой разговор — это понимаемый в самом  широком смысле устный речевой контакт  между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые  полномочия для установления деловых  отношений и решения деловых  проблем.

  Каждодневно ведя деловые разговоры друг с  другом, а также со своими клиентами, такие люди проявляют порой вопиющую речевую безграмотность, что существенно  снижает их деловую активность и  не позволяет в полной мере реализовать  свой потенциал. В то же время деловой разговор как научное понятие в современной лингвистике отсутствует. Отсюда и полная неразработанность устной деловой речи в сфере предпринимательской деятельности.

  Между тем такая речь имеет свою лексико-грамматическую и стилистическую специфику, которая проявляется в том, что ее сугубо деловой и конкретный характер препятствует проникновению грамматико-стилистических средств художественной литературы, зато влияние разговорно-бытового и официального делового стилей проявляются здесь наиболее ярко. Именно эти особенности в значительной мере определяют организацию речевого материала делового разговора и его языковую специфику.

     Служебные отношения влияют на настроение людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существование  коллектива.

     Общение в служебном коллективе

     Нормальные  служебные отношения формируются  на основе двух основных требований: ответственность  за дело и уважение к коллегам.

     Ответственность предполагает честное и обязательное отношение к своему слову и  делу. Необязательный человек приносит вред не только своим личным поведением, но и создает вокруг себя атмосферу безответственности, недисциплинированности. Праздные разговоры, перекуры, выполнение личных дел в служебное время, пустопорожние разговоры, в том числе на служебные темы, не только снижают эффективность работы. Но и разлагающе действуют на добросовестно относящихся к делу. Нарушение деловой обстановки не компенсирует самая изысканная вежливость.

     Не  случайно американцы, а вслед за ними и японцы предпочитают работать в одной комнате, а начальник, если и отделяется, то только стеклянными стенами. Они не без основания считают. Что так можно достичь больших успехов. Нельзя лениться -ты на виду у товарищей, нельзя бесконечно разговаривать по телефону или принимать визитеров. Да и коллектив работает сплоченней, так как члены его постоянно советуются друг с другом, и все чувствуют себя частями одного механизма.

     Деловая обстановка во многом зависит и от уважения к коллегам, умения на чем-то настоять, а в чем-то и уступить, способности разрядить конфликтную ситуацию. Уважение к коллегам в немалой степени проявляется в умении учитывать их интересы, проявлять заботу, оказывать небольшие, но приятные услуги.

     Служебные отношения несколько отличаются от бытовых, что накладывает свой отпечаток и на требования к поведению сослуживцев. Если, например, в кафе или ресторане главным в отношении женщин и мужчин является приоритет дамы, то в служебных отношениях этот приоритет нередко отступает на второй план и замещается приоритетом начальника. Уважение к сотруднице как женщине сказывается в оказании ей помощи и внимания, но не в том, чтоб ей было позволено нарушать дисциплину, перекладывать на плечи коллег работу, которую она должна выполнять сама. В то же время сделать женщине-коллеге приятный комплимент, уступить место, помочь пренести тяжелые вещи, пропустить вперед, проходя через дверь. Откликнуться на просьбу о помощи в каком-либо деле, взять на себя наиболее сложную и тяжелую часть общей работы- обязанность мужчины в любых условиях. Вне зависимости от того, является ли он ее начальником или нет.

     Жизнь служебного коллектива не может обходиться без критических замечаний в  адрес коллег. И здесь особенно важно, чтобы эта критика  носила конструктивный характер, а не была каких-то обид или интересов. Она должна восприниматься человеком, как заслуженная. А для этого она должна отвечать основным требованиям, предъявляемых к ней.

     1.Критика  должна быть деловой и предметной. К сожалению, существует и так  называемая псевдокритика. Специалисты выделяют несколько видов такой преследующей своекорыстные цели критики:

    • Тенденциозная критика, как сведение личных счетов. Критика, как средство сохранения или повышения своего положения и престижа; она может включать элементы и лицемерной самокритики, но прежде всего она направлена на порицание тех лиц, которых в данной ситуации критиковать особенно выгодно;
    • Критика, как своеобразная «профилактика», без которой, по мнению некоторых руководителей, якобы нельзя создать «рабочий настрой»
    • Стандартная, или формальная, критика,  когда например, в доклад, аносится так называемая «критическая связь», которая ни к чеу не обязывает и носи формальный характер
    • Упреждающе порочащая критика, когда, например, на принципиального и честного ребенка, попросившего слова для критического выступления, перед его выходом на трибуну обрушиваются обвинения, раздувающее его малозначительные ошибки и просчеты.

    2. Критика  должна быть тактичной и доброжелательной, учитывать положительные качества  и заслуги критикуемого. Ее задача  – не унизить ч5ловека. А помочь ему исправиться, показать пути выхода из создавшегося положения. Критика всегда воспринимается как несправедливая, если она несет лишь негативный заряд. И наоборот, справедливая оценка положительных и отрицательных моментов в деятельности сотрудников оказывает благотворное воздействие.

    3. Критика  должна иметь свой конкретный  предмет. Большой вред наносится,  когда вместо оценки конкретных  действий человека критикуется  его личность, характер. Это может  вызвать гнев, возмущение критикуемого, желание оправдаться во что бы то ни стало, поскольку человек считает себя и вполне обоснованно, незаслуженно обиженным. А конкретные указания на определенные действия или поведение сотрудника снимают напряженность. Поэтому они всегда предпочтительнее.

    44.Критика требует конкретного подхода, учета особенностей темперамента или характера человека. Один отнесется к замечаниям болезненно, но быстро успокоится и придет в норму, до другого они могут, как говорят, и «не дойти», третьего могут толкнуть на путь переживаний, а четвертый – настолько внутренне пережил свой поступок, что по отношению к нему высказывание будет излишним. Даже одна и та же мера наказания действует по-разному в зависимости от психического состояния человека, его характера, новизны воздействий на него и т.д. Так. Первая критика или иной тип взыскания воспринимается намного острее, чем последующие.

  Формы этики делового общения

Деловое общение  сотрудников, как между собой, в  служебных коллективах, так и  с гражданами может  происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы. Основные из них:

  1. Повседневное служебное общение:
  • беседы, встречи, переговоры;
  • прием посетителей;
  • совещания, собрания, заседания, конференции;
  • посещение организаций, учреждений;
  • посещение граждан по месту жительства;
  • дежурство, патрулирование, охрана.
  1. Специфические формы служебного общения:
  • общение в служебном коллективе (субординированные формы общения; общение между коллегами);
  • общение преподавателей со слушателями в процессе обучения;
  • деловые контакты с иностранными гражданами;
  1. Экстремальные формы служебного общения:
  • общение в условиях конфликтной ситуации;
  • общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей;
  • общение с задержанными во время обыска;
  • общение со спецконтингентом;
 

Понятие этики делового общения

Этика делового общения- это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание  и взаимное доверие субъектов  делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

В основе делового общения лежит решение  важного служебного вопроса, ответственное  конкретное дело, касающиеся судеб  людей. Материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения. Поэтому нравственная сторона позиций, решений и социального результата общения играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности. Поэтому знание и владение этикой делового общения является показателем профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современным требованиям.

 Исследования  показывают, что в деловой жизни  большинства людей процессы общения  занимают 70-85% их рабочего времени.  Иными словами, наибольшую часть  результата своей служебной деятельности, человек  достигает  через взаимодействие с другими людьми, что дало основание известному американскому банкиру Д.Рокфеллеру сказать : «Умение общаться с людьми- это также товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

Отсюда  следует прямой вывод: умение общаться с людьми есть важнейшее профессиональное качество, которому человек обязан учиться и которое он должен совершенствовать всю свою жизнь. Особенно важно это умение для руководителя. От  качества общения руководителя зависят: степень информированности руководителя, эффективность его воздействия на подчиненных, морально-психологический климат коллектива, удовлетворенность самого руководителя,  так и его подчиненных результатами деятельности.

Информация о работе Культура речи в служебном коллективе