Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:42, курсовая работа
Целью написания настоящей курсовой работы является детальное рассмотрение выбранной мною темы: «Этика служебных отношений в организации» для полного ознакомления со всеми ее аспектами.
Учитывая обширность рассматриваемой темы, я поставил перед собой следующие задачи:
детально рассмотреть сущность и содержание служебной этики в организации;
проработать этические нормы деловых отношений в организации;
конкретно изучить этический кодекс как основу служебных отношений;
рассмотреть служебную этику и социальную ответственность организации;
выделить проблемы служебных отношений;
а так же разработать предложение по решению проблем;
Введение. 3
1. Теоретические основы служебных отношений в организации. 5
1.1 Сущность и содержание служебной этики в организации. 5
1.2 Этические нормы деловых отношений в организации. 10
1.3 Этический кодекс как основа служебных отношений. 14
2. Проблема служебных взаимоотношений в организации. 19
2.1 Служебная этика и социальная ответственность организации 19
2.2 Проблемы служебных отношений 25
2.3 Предложения по решению проблем. 29
Введение. 3
1. Теоретические основы служебных отношений в организации. 5
1.1 Сущность и содержание служебной этики в организации. 5
1.2 Этические нормы деловых отношений в организации. 10
1.3 Этический кодекс как основа служебных отношений. 14
2. Проблема служебных взаимоотношений в организации. 19
2.1 Служебная этика и социальная ответственность организации 19
2.2 Проблемы служебных отношений 25
2.3 Предложения по решению проблем. 29
Заключение 34
Список используемой литературы: 37
Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение. Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.
Разработка и соблюдение этических кодексов профессионального поведения – важная и актуальная задача.
Приведем основные положения кодекса:
В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.
Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для "свободных профессий", где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности (адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлторы и т.д.).
Кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Также кодекс усиливает значимость принадлежности к профессии, его принятие косвенно может являться обрядом инициации, актом "обращения в профессию" (например, принятие клятвы Гиппократа и допуск к лечебной работе у врачей).
Когда наиболее значимые этические дилеммы задаются организацией, деятельность сотрудников регламентируется корпоративным кодексом.
Первопричина
этических проблем в бизнесе -
противоречия в интересах заинтересованных
групп. Бизнес включает в себя экономические
отношения между многими
Часто заинтересованные группы выдвигают противоречивые требования.
Поэтому важнейшие задачи кодекса корпоративной этики - установить приоритеты в отношении целевых групп и пути согласования их интересов. [24, c 56]
Кодекс
корпоративной этики может
Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.
Управленческая
функция кодекса состоит в
регламентации поведения в
Корпоративная этика, кроме того, является составной частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.
Содержание кодекса компании определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.
Как правило, кодексы содержат две части:
При этом идеологическая часть может не включаться в содержание кодекса.
В профессионально однородных организациях (банки, консалтинговые компании) часто используются кодексы, описывающие в первую очередь профессиональные дилеммы. Эти кодексы "вышли" из описанных ранее кодексов профессиональных сообществ. Соответственно, содержание таких кодексов в первую очередь регламентирует поведение сотрудников в сложных профессиональных этических ситуациях. В банковской деятельности, например, это доступ к конфиденциальной информации о клиенте и сведениям об устойчивости своего банка. Кодекс описывает правила обращения с такой информацией, запрещает использовать сведения в целях личного обогащения.
В первую очередь здесь решаются управленческие задачи. Дополнение такого кодекса главами о миссии и ценностях компании способствует развитию корпоративной культуры. При этом кодекс может иметь значительный объем и сложное специфическое содержание и адресоваться всем сотрудникам компании.
В
больших неоднородных корпорациях
сочетание всех трех функций становится
сложным. С одной стороны, существует
ряд политик и ситуаций, традиционно
закрепляемых этическими кодексами
в международной практике. Это
политики по отношению к клиентам,
поставщикам, подрядчикам; описание ситуаций,
связанных с возможными злоупотреблениями:
взятки, подкуп, хищения, обман, дискриминация.
Исходя из управленческой функции, кодекс
описывает стандарты
Итак, каждая компания определяет собственные задачи, для решения которых она намерена использовать такой инструмент, как кодекс корпоративной этики. Но создание кодекса, естественно, не ограничивается только написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: заставить исполнять этический кодекс нельзя. Поэтому для того, чтобы он действительно работал, еще на этапе его создания необходимо предусмотреть процедуры, включающие в процесс разработки документа по возможности всех сотрудников компании. Только при условии принятия каждым сотрудником кодекса корпоративной этики он будет реально исполняться.
В практике сложилась точка зрения на то, как должна вести себя организация, чтобы считаться социально ответственной. Организации социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.
Общественность ожидает от современных организаций не только демонстрации высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных цепей общества.
Следовательно, с одной стороны, организация - это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу, обеспечивая одновременно работу гражданам и максимальные прибыли и вознаграждения акционерам.
Организации
несут ответственность перед
обществом, в котором функционируют,
поэтому они должны направлять на
благо и совершенствование
Существует различие между юридической и социальной ответственностью. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов: например, как обеспечить охрану окружающей среды, как осуществлять наем на работу, каковы минимальные требования по безопасности продукции и т. п. Организация, подчиняющаяся всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако при этом не может считаться социально ответственной, если не выполняет соответствующие обязательства перед обществом.
Социальная
ответственность
Этические правила закрепляются в законодательстве. Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых в момент принятия законов был законодатель.
Таким
образом, в разных законах, в том
числе в гражданском
В трудовом законодательстве этическая функция выражена слабее, чем в гражданском, это является его недостатком: ведь трудовые правоотношения предполагают более тесную связь людей, чем гражданские. В Трудовом кодексе РФ нет норм, которые несли бы прямую этическую нагрузку, хотя в настоящее время, когда в нашей стране формируются рыночные отношения, они особенно необходимы в целях гуманизации трудовых отношений,
Например,
ст. 152 Гражданского кодекса РФ о
защите чести, достоинства и деловой
репутации граждан даст право
гражданину по суду требовать опровержения
порочащих его честь и
Гражданский кодекс РФ даст право гражданину защищать не только честь и достоинство, но и деловую репутацию. Такое право можно осуществить по требованию заинтересованных лиц и после смерти лица, деловая репутация которого была опорочена.