Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:31, реферат
Если доминирующим мотивом этической рефлексии эпохи средневековья было обоснование супранатуралистического* источника нравственности, то Новое время преимущественно ориентировано на выявление натуралистического основания морали, на поиск гармонии между ее объективными и субъективными определителями. Несмотря на то, что этика Нового времени - это своеобразная форма отрицания средневековой интерпретации морали, проблема надындивидуального характера нравственности, всеобщности ее повелений отнюдь не становится менее значимой. Однако инновационные внедрения мыслителей Нового времени в эту (заданную предшествовавшей эпохой) проблему весьма существенны и предполагают не только сведение морали с неба на землю, но и обоснование нравственной полноценности личности. Идея суверенности морального субъекта, на которой базировалась духовная оппозиция в эпоху средневековья, становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступает разум. Разум призван обуздать эгоистически направленную естественность человека.
Введение……………………………………………………………………….3 1. Предмет этики………………………………………………………………4 2.Этическая рефлексия Нового времени…………………………………….5
3. Этические учения Нового времени (XVII-XIX вв.)……………………...6 4. Этика в Англии……………………………………………………………..6
5. Этика во Франции и Голландии………………………………………….12
6. Этика в Германии…………………………………………………………15
7.Этика в России……………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованных источников……………………………………….21
Опираясь на Юма и Смита, свою интерпретацию этики и права дает Иеремия Бентам (1748-1832). Во «Введении в принципы нравственности и законодательства» он утверждает всеобщий и фундаментальный характер человеческого эгоизма: «Не надейтесь, что вы можете заставить кого-нибудь шевельнуть для другого хоть кончиком пальца, если это не принесет ему выгоды или не доставит удовольствия: этого никогда не бывает и никогда не будет». Человек - стремящееся к удовольствию и избегающее страданий существо. Принцип пользы, который одобряет или не одобряет наши действия, смотря по тому, увеличивают они или уменьшают получаемые нами удовольствия, является всеобъемлющим. Он действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной, и поэтому оказывается исходным принципом всякого законодательства. Свою концепцию Бентам назвал «деонтологией», то есть наукой о должном, и полагал, что она лежит в основе морали и права (этики и юриспруденции). В отличие от французских энциклопедистов, различающих общественный и частный интересы, он считал единственно существующими лишь индивидуальные интересы. Итогом деонтологии является «максимизация счастья», то есть «наибольшее счастье наибольшего числа людей». Под этим Бентам (и впоследствии Д. С. Милль) понимал совокупное благо сообщества (народа, государства). Бентам ввел количественное измерение удовольствия и страдания, позволяющее отделить добродетель от порока (так называемая «шкала Бентама»).
Джон Стюарт Милль (1806-1873), последовательный защитник прав человека, прежде всего прав политических, вместе с тем настаивает на разумном балансе равенства и свободы. Свободу произвола необходимо ограничить законами, не допускающими причинения вреда другим. Отсюда понимание справедливости как рода нравственных правил, имеющих наибольшую обязательность. Самые яркие проявления несправедливости - насилие над человеком и отнятие того, что по праву принадлежит человеку. Справедливость есть название социальных полезностей, превосходящих все остальные своей важностью. Связав, таким образом, полезность, справедливость и правила, Милль дает определение нравственности. Нравственность - правила для руководства человеку в его поступках, соблюдение которых доставляет всему человечеству существование, наивозможно свободное от страданий и наивозможно богатое наслаждениями.
Милль впервые, рассматривая обязанности человека, связывает долг и ответственность - внешнее требование и отношение к нему самого человека. Именно совесть как внутренняя санкция нравственной обязанности оказывается, по Миллю, определяющей. Это чувство - наше мучение от нарушения долга, совершенно бескорыстное, свидетельствующее о высоте духовного развития личности.
Последним представителем этики утилитаризма в XIX в. был Генри Сиджвик (1838-1900), автор «Методов этики», которого вместе с тем считают и глубоким критиком утилитаризма предшественников. В отличие от Милля, отвергавшего интуитивизм и априоризм в этике, Сиджвик утверждал, что только философский интуитивизм позволяет обнаружить принципы утилитаризма: принцип равенства или справедливости, благоразумия и рациональной благожелательности. Он считал, что все «идеальные виды добра» дают человеку ощущение удовлетворения и одобряются здравым смыслом в той степени, в какой вызывают удовольствие. Соотношение разумного эгоизма и разумной доброжелательности Сиджвик называл самой глубокой проблемой этики.
Важным направлением английской этики со второй половины XIX в. становится эволюционная этика, представленная Чарльзом Дарвином (1809-1882) и Гербертом Спенсером (1820-1903).
Дарвин в книге «Происхождение человека и половой подбор» тщательно исследует и сопоставляет поведение животных и человека. Показав, что близость поведения животных и людей несомненна, Дарвин сделал следующий вывод.
«Как бы ни было велико умственное различие между человеком и высшими животными, оно только количественное, а не качественное. Я старался показать, что общественные инстинкты, близкие у высших животных и человека, - первое основание нравственного склада человека, - с помощью деятельных умственных способностей и влияния привычки, естественно, ведут к золотому правилу: "Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними", а это составляет основание нравственности».
Герберт Спенсер, разделяя взгляды Дарвина, попытался принцип эволюционизма трактовать в космическом масштабе как ритмическую смену эволюции и диссолюции. По сути дела, Спенсер рассматривает мораль как способ приспособления организма к среде на уровне взаимосвязи индивида и общества. Конечный вывод Спенсера оптимистичен: «Можно быть уверенным, что то, что мы называем злом и безнравственностью, некогда исчезнет... Мы приближаемся к эпохе свободы и равенства, когда чувства людей будут приспособлены к условиям существования нашего рода, а потому желания их будут самопроизвольно подчиняться великому экономическому закону предложения и спроса, который будет косить тогда название справедливости...»
Точка зрения Спенсера, что мораль есть приспособление организма к среде на уровне человека и человеческого общества, сегодня оказывается не более чем метафорой. Однако на рубеже XIX-XX вв. она своим гуманистическим содержанием противостояла и социал-дарвинизму, и расистским теориям.
5. Этика во Франции и Голландии
Метод Рене Декарта (1596-1650) - рационалистический в отличие от эмпиризма Бекона. Как и Монтень, Декарт использует и оружие скептицизма для установления своего исходного философского принципа: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»). Рационалистична и его этика. Изложив основания этики в «Рассуждении о методе», Декарт в трактате «Страсти души» связывает этику с психологией и выстраивает систему страстей, подчиняя их разуму. Декарт формулирует правила этики, опираясь на собственный опыт: повиноваться законам и обычаям своей страны и, следуя разумным советам, быть умеренным, избегая крайностей; пользоваться своим умом в познании, иметь определенные суждения о добре и зле, о том, как должно или не должно поступать; быть твердым и решительным в следовании советам разума. Эта твердая решимость в действиях и есть добродетель. Благодаря яркости примеров и тонкости в описании душевных движений трактат послужил источником для писателей-моралистов XVII-XVIII вв.
Младший современник Декарта Блез Паскаль (1623-1662) - математик и физик, автор «Писем к провинциалу» и опубликованных после его смерти «Мыслей», едва ли не самый глубокий из философов-пессимистов. Паскаль рассматривал человека как существо противоречивое, трагическое, одновременно падшее и великое. Человек смертен, слаб, легко поддается порокам. Но только человек сознает свои недостатки, свою немощь и могущество природы, только человек способен мыслить, и потому он велик, охватывая мыслью весь мир. Осознавая противоречие разума и веры, Паскаль лично для себя избирает веру как любовь. Это Паскаль создал образ человека как мыслящего тростника: «...все наше достоинство заключается в мысли. Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности».
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), живший в Голландии, развивал интеллектуализм Декарта, выстраивая свою «Этику» как геометрически доказанную, научную философию. Учение Спинозы отличают рационализм, индивидуализм и оптимизм. Требования разума, чтобы каждый любил самого себя, согласуются с требованиями природы. Это стремление к самосохранению есть первое и единственное обоснование добродетели: разумный эгоизм оказывается согласным с альтруизмом. Люди приносят более всего пользы друг другу, когда ищут собственную пользу. Разум и воля по существу едины: «Я полагаю свободу не в свободном решении, а в свободной (то есть осознанной) необходимости». Идеал Спинозы - свободно мыслящий человек, чуждый заблуждений и предрассудков, для которого интеллектуальная любовь к Богу (Природе, Субстанции) есть высшее блаженство и одновременно - сама добродетель.
Французские писатели-моралисты Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) и Жан де Лабрюйер (1645-1696) продолжили критику пороков человеческих, но в отличие от англичан уделяли большее внимание индивидуальным, а не социальным порокам. Основной мишенью в «Максимах и моральных размышлениях» Ларошфуко оказывается своекорыстие, которое, по его словам, способно использовать любые личины - даже личину бескорыстия. «Характеры» Лабрюйера представили пеструю картину нравов эпохи Людовика XIV.
Вольтер (1694-1778) был ярым ненавистником религиозного фанатизма. В своих философских трудах, а также в «Философских повестях» Вольтер рассуждал о назначении человека в мире и его обязанностях перед обществом, о поисках гармонии между естественными стремлениями человека и общезначимыми нормами поведения, о добре и зле, свободе и ее границах. Поскольку земная жизнь - единственная реальность для человека, следует жить согласно природе, удовлетворять естественные желания, стремиться к полезному, а критерием добродетели и порока, добра и зла является общественная польза. Вольтер бескомпромиссен в борьбе с церковью. Он отрицает идеалы аскетизма, разоблачает ханжество и фанатизм, религиозную нетерпимость.
Младший современник Вольтера Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек по своей естественной природе добр. Эгоистичным, своекорыстным, жестоким делает его общество. Принцип справедливости заключен в любви к людям, которая исходит из любви к себе, - в этом сущность заповеди Христа, а правило делать другим то, чего хотим от них себе, истинную основу имеет в совести и чувстве. В трактате «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов» Руссо отвечает на это вопрос категорическим «нет». И так будет до тех пор, пока существует и углубляется неравенство между людьми, основанное на частной собственности. На одном разуме, независимо от совести, нельзя основать ни одного естественного закона, утверждает Руссо, отвергая точку зрения Гоббса. Он развивает идею «общественного договора», когда политика и нравственность укрепляют друг друга и способствуют формированию патриотизма.
Французские энциклопедисты - Дени Дидро (1713-1784), Поль Анри Гольбах (1723-1789) и Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) - активно разрабатывали проблемы этики. Наиболее подробно исследовал проблемы морали Гельвеций в работах «Об уме» и «О человеке», Гольбах - отчасти в «Системе природы» и особенно в «Основах всеобщей морали, или Катехизисе природы». Вполне в духе утилитаризма энциклопедисты утверждали, что человек по природе эгоист, всегда стремится к собственной пользе. Однако сердцевину их этико-политических взглядов составляет учение о трех видах интересов: личном, частном и общественном. Правильно понятый личный интерес совпадает с общественным, но мешает осознанию этого единства корыстный частный интерес господствующих сословий - дворянства и духовенства. Наиболее важными становятся политические добродетели. «Человек создан для деятельности. Этого требуют его собственные интересы. Только жизнь, посвященная труду на пользу обществу, делает его достойным в глазах других людей. Мы лишь тогда имеем право на награды, когда верно служим обществу», - утверждал в «Основах всеобщей морали» Гольбах.
6. Этика в Германии
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) назвал проблему свободы и необходимости и связанный с нею вопрос о происхождении зла «лабиринтом, данным от Бога человеку». В «Опытах теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла» он попытался выбраться из этого лабиринта, опираясь на свою «Монадологию». Лейбниц вводит понятие вероятности. В акте творения Бог избирает «наилучший из возможных миров». Поскольку Бог Лейбница - воплощение могущества, разума и воли, сотворенный им мир есть предустановленная гармония, а его воля есть благодать. Человек, по Лейбницу, «маленький Бог в своем микромире» и в его пределах также способен выбирать между разными возможностями. Будучи жестко детерминирован в мире физическом, в мире духовном он обладает свободой выбора и потому ответствен за то, что совершает или не совершает.
Размышления Лейбница и этические взгляды Христиана Вольфа (1679-1754) в духе философско-правового истолкования морали определили поиски Иммануила Канта (1724-1804). Этика Канта, изложенная в «Критике практического разума», утверждает автономию свободной воли человека. В отличие от обыденного поведения, в полной мере объясняемого условиями места и времени (гипотетическими императивами), нравственный поступок определяется категорическим, то есть безусловным, императивом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Кант провозглашает абсолютное бескорыстие нравственного поступка. Проведенный через «Метафизику нравов» категорический императив трансформируется во всеобщий принцип права и подводит Канта к идее вечного мира между народами. «Две вещи наполняют дух все новым и все возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще и чем упорнее размышление ими занимается: звездное небо надо мною и нравственный закон во мне».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) рассматривал проблемы этики в «Философии права». Для Гегеля саморазвитие воли составляет сущность этических и правовых проблем. Абстрактное право, раскрывающееся в процессе рассмотрения проблем собственности, подводит к моральности - сфере субъективной. Здесь Гегель преодолевает, по его мнению, субъективизм Канта, для которого совесть личности, понятая как «голос категорического императива, звучащего, как набат, в душе человека», непогрешима. Именно в силу своей субъективности, полагал Гегель, совесть может обернуться злой совестью и оправдать превращение свободной воли в произвол. Нравственность как синтез права и морали, как проявление объективного духа в трех формах - семьи, гражданского общества и государства, есть завершение всех изменений, поскольку государство есть «шествие Бога в мире». Формула, приведенная в «Философии права», - «все действительное разумно» - стала причиной прямо противоположных толкований, поскольку оказывалась афористическим выражением противоречия системы и метода Гегеля. [7]