Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:18, реферат
Понятие этики
Предмет этики, задачи этики
Понятие «профессиональная этика»
Этические нормы и принципы деловых людей
Деловая этика
Скачкова Валентина Александровна
Тема: Деловая этика как наука
1.Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем. Термин древнегреческого происхождения. Аристотель от слова «этос» образовал прилагательные «этический» или «этосный» и им он обозначил как «понятия класс качеств, относящихся к характеру человека». Характеризуя особенности этики, Аристотель говорил, что «целью этики являются не знания, а поступки людей». Что человек изучает этику не для того, чтобы узнать что такое добродетель, а для того, чтобы стать добродетель.
Этика
– философская дисциплина, изучающая
мораль и нравственность, и определяющая
присущую данному обществу совокупность
принципов человеческого
2.Предметом
изучения этики как науки
Мораль – Я + общество
Нравственность – Я + Бог
Мораль – система стихийно сложившихся втечение истории взглядов, принципов, норм и требований, предъявляемых обществом, требований, выполняемых им добровольно и одобряемых общественным мнением и социальным окружением:
- моральные
нормы складываются стихийно, бессознательно
в качестве регуляторов
- существующие
нравственные требования
- мораль
выступает регулятором
Этика должна:
- проанализировать
нравственное состояние
- указать
причины, вызвавшие это
- предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества
3.Различают этику общечеловеческую и профессиональную этику. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика – кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (врачебная, учительская этика и другие).
Деловая этика должна протекать в соответствие с нормами и правилами. Выделяют 2 группы этих правил:
- комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения
- нормы и стандарты, привносимые из вне (правила внутреннего распорядка организации, устные указания руководителя)
4.В мире существуют разнообразные кодексы поведения деловых людей. К этическим стандартам относятся: честность, свобода, терпимость, тактичность, деликатность, справедливость, деловая обязательность. Честность является стержневым этическим качеством. Требование к честности обусловлено необходимостью совместной деятельности людей в процессе их социальной практики. Честность включает в себя такие позитивные атрибуты как правдивость, принципиальность, верность принятым на себя обязательствам, искренность перед другими людьми и перед самим собой, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Деловая этика базируется на свободе. Это означает, что бизнесмен, подчиненный и другие должны ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемление их интересов.
Терпимость – осознание невозможности преодоления наскока слабости партнеров и клиентов. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает гасить конфликтные ситуации.
Быть тактичным – это значит, что в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, характера, привычек.
Деликатность – вежливость, внимательность, умение щадить самолюбие своих коллег. Она ориентируется на такие понятия как справедливость, предполагает оценку деловых и личностных качеств партнера, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.
Формула успеха западных предпринимателей: Преуспевание = профессионализм + порядочность.
Общепринятым является центральное положение: в рамках служебного положения никогда не допускать в отношение к своим подчиненным, руководству, коллегам таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе.
Необходима справедливость при наделении сотрудников, необходимыми ресурсами для их деятельности.
Служебное поведение и действие сотрудника признается этичными, если они способствуют развитию организации с моральной точки зрения.
Действие
сотрудников организации в
Этичным является терпимое отношение сотрудников к моральным устоям, традициям, имеющим место в других организациях, регионах, странах.
Индивидуальное или коллективное начало равнопризнаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Не следует
бояться иметь собственное
Никакого насилия и нажима на подчиненных.
При воздействии на коллектив необходимо учитывать силу возможного противодействия.
Настоятельно рекомендуют стремиться к бесконфликтности.
Сотрудник не только поступать этично, его и способствовать такому же поведению своих подчиненных.
Не критикую конкурента.
Перечень принципов может быть продолжен с учетом деятельности той или иной организации. Общим для всех профессий являются требования максимально высокого качества работы в пределах оговоренных возможностей. Недопустимо введение людей в заблуждение, общим является принцип сохранения профессиональной тайны, сведений о клиентах, технологиях и т.д. Важным принципом является право на критику, коллегиальность, экологический принцип, культура устной и письменной речи, стиль общения, грамотность специалистов, ответственность за каждое сказанное слово, правильность речи и языка. В мире существуют разнообразные виды кодексов, хартий, деклараций по поведению человека. В РБ же процесс разработки таких кодексов только начинается.
Тема: Теория морали
1.Большинство современных исследователей признают существование морали в 2-х сферах:
- моральное
осознание – сплав чувств, представлений,
в котором специфически
= индивидуальное – еще со времен общественности выделяли 3 части: разумную, волевую и чувствующую (Платон). В соответствии с этим современные философы указывают 3 компонента индивидуального морального сознания: рациональная (ум, разум, стратегия нравственного поведения), чувства (именно чувства улавливают те оттенки поступков, ситуаций, которые рассудок порой не замечает), воля (стойкость, решительность на определенные действия)
= общественное: обыденное (повседневные суждения по различным проблемам морали и чувства, отличаются размытостью и нечеткостью) и теоретическое (складывается целенаправленно с отделением умственного труда от физического с появлением профессий, представители которых специально рассматривали проблемы нравственной жизни)
= нравственная практика – включает нравственное отношение и нравственное поведение
Специфика:
= возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно
= в процессе отношений возникают нравственные ценности
= нравственные отношения не существуют в чистом изолированном виде, а являются компонентом отношений хозяйственных, политических религиозных отношений
= нравственные отношения накладывают отпечаток особенности культуры, религии, традиции
- моральное
поведение – итог наших мыслей,
материализация нравственных
2.Функции:
- гуманизирующая
– приобщение личности к
- регулятивная – регулирование действий и помыслов человека
- воспитательная – в центре стоит нравственное воспитание личности
- познавательная – человек оценивает поступки свои и других людей и неизбежно получает представление о себе и других
- коммуникативная
– мораль выступает
3.Основные мнения о происхождении морали (подходы):
- религиозно-идеалистический
– рассматривает мораль как
дар божий, она авторитарна,
моральные требования даны в
виде божественного закона и
сформулированы в виде 10 заповедей,
справедливость не постигаются
разумом. Непризнание
- натуралистический – утверждает, что мораль изначально заложена в человеке от природы. Социал-дарвиниская концепция считает, что действующих в мире животных за лидерство действует и в человеческом обществе, бытие человека протекает по общим законам живой природы, происхождение нравственности следует искать в борьбе за существование у животных
- социологический
– существование морали
- культурологический
– для него характерен
Тема: Служебный этикет
1.В каждой группе есть свои требования к этикету
Служебный этикет – профессиональные требования подготовленности человека к соблюдению им канонов своей профессии и вопросах выходящих за рамки
………………………………………
Общие этически принципы отношений по горизонтали:
- самоуправление
и контроль над своим