Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:28, лекция

Описание работы

Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый госздарственный экзамен по русскому языку. В процессе под­готовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоя­тельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами. Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников - весь этот могучий поток информации дол­жен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Поче­му же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?
Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обос­новать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов "от рождения", высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказы­вает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как опреде­ленная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теоре­ма - обоснование - вывод).

Работа содержит 1 файл

Аргументация личностной позиции в сочинении.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

13) Когда в 1712 году царевич Алексей возвратился из-за границы, где провел около трех лет, отец Петр I спросил его, не забыл ли он то, чему учился, и тут же велел принести чертежи. Алексей, опасаясь, что отец заставит сделать чертеж в своем присутствии, решил уклониться от экзамена самым трусливым образом. Он "умыслил испортить себе правую руку" выстрелом в ладонь. Решимости всерьез выполнить на­мерение у него не хватило, и дело ограничилось ожогом руки. Симу­ляция все же избавила царевича от экзамена.

14)   В Тихом океане есть крошечный клочок суши - остров Пасхи. На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огромные статуи? Как островитянам удавалось поднимать многотонные каменные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более 2 тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого.

15)   Во время Великой Отечественной войны заброшенный в тыл врага разведчик Яков Кумаченко, в прошлом преподаватель вуза, писал в своих донесениях, что ни разу не видел ни одного немецкого солдата, который читал бы газету, и что в гитлеровских войсках царит "страшное бескультурье", поэтому мы их обязательно победим.

Рубрика № 8 "Всегда оставайся человеком!"

I. Проблемы

1.   Нравственные качества человека

2.   Честь и достоинство как высшие ценности человека

3.   Конфликт человека и общества

4.   Человек и социальная среда

5.   Межличностные отношения

6.   Страх в жизни человека

II.              Утверждающие тезисы

1.   Человек всегда должен оставаться человеком.

2.   Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь.

3.   Нужно верить в себя и остава-ться самим собой.

4.   Характер раба определяет социальная среда, а сильная лич­ность сама влияет на окружающий мир.

III.              Цитаты

1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А. Мак-лин, английский писатель).

2.  Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (X. Р. Химе-нес, испанский писатель).

3.  Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А. Камю, французский писатель и философ).

4.  Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт).

 

5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д. Оруэлл, ан­глийский писатель).

6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, русский писатель).

7. Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы использовали ее: иной прожил долго, да пожил мало (М. Монтень, французский фи­лософ-гуманист) .

8. Нужно обладать большой смелостью, чтобы решиться быть са­мим собой (Э. Делакруа, французский живописец).

9. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин, русский писатель).

 

10.   Такое было время - так говорят рабы и холопы. Время всегда плохое. А вот каким мы его сделаем - зависит от нас (А. Пащенко, ук­раинский художник).

11.   Голодный человек, конечно, не может чувствовать себя хорошо, но и сытый человек не чувствует себя хорошо, кода вокруг него разда­ются несносные для человека стоны голодных (Д. Писарев, обществен­ный деятель и публицист).

IV. Аргументы

 

Честь - бесчестие. Верность - предательство

1)  Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Одна­ко он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством.

       2 ) Прославленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли "Другом народа", с детства отличался обостренным чувством собственного достоинства. Однажды домаш­ний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отказался принимать пищу. Родители, разгневанные упрямс­твом своего сына, заперли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на улицу. Взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывает­ся им в противостоянии с тиранией, мракобесием.

3)   Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уго­ловника за большое денежное вознаграждение сыграть роль извес­тного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все необходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жалкой роли доносчика, не стал выдавать ус­лышанные от подпольщиков сведения и был расстрелян.

4)   Во время катастрофы "Титаника" барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть.

5)   Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах расска­зал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заклю­ченных делать приседания. Запуганные побоями и голодом, люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но один из них, не­смотря на угрозы, отказался подчиниться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не может отнять.

6)   Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным слу­жить кому-то другому.

7)              Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в са­
мые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой
награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: "Лучше бы мне
прислали ядра и порох для пушек!"

8)   Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдаться. Положение осажденных было отчаянным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площади, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам пришлось снять осаду.

9)   О майоре Дмитрии Островерхове писали многие газеты. В ру­ках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая гра­ната. Поняв, что через несколько секунд произойдет непоправимое, Дмитрий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал — не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офице­ра — жена и годовалая дочка.

10)              Во время покушения на царя Александра II взрывом бомбы
повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр II получил смертельное ранение.

11)   Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который вы­дал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве на­грады устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники от­казались от услуг предателя.

12)   Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твер­дый клюв, а самки - длинный и изогнутый. Оказывается, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивает личинок. Этот пример по­казывает, что даже в дикой природе многие существа образуют гар­моничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба, - это не просто абстракции, придуманные наивными романтиками, а реально существующие чувства, обуслов­ленные самой жизнью.

13)   Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы пода­рили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно голодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь на­влечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил.

14)   Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жадность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он понимает, что потерял уважением своих сопле­менников, и спешит вымолить у них прощение.

15)   Парижане во время Второй мировой войны нашли очень дейс­твенный способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трамвай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несогласных, а целый народ, спаянный ненавистью к захватчикам.

16)   Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку команды, подарили "Тойоту" последней модели. Он попросил выплатить ему сто­имость автомобиля и разделил деньги между всеми членами команды.

17)   Будущий канцлер Германии, О. Бисмарк, когда был еще сту­дентом, поспорил с приятелем, что через 25 лет Германия, раздроб­ленная на отдельные княжества, станет единым государством. Про­шло 25 лет, но страна не объединилась. Бисмарк, помня о своем пари, отослал проигранные 25 бутылок шампанского своему приятелю.

18)   Однажды, в самом начале своего воинского пути, Александр Суворов охранял царский дворец. В этот момент его увидела царица и двое ее приближенных. Один из них, лейб-медик Лесток, доказы­вал, что любой русский за копейку готов продать всё, даже самое свя­тое. Царица властно подала Суворову серебряный рубль. Но часовой отказался принять деньги. Тогда царица уже категоричным тоном потребовала, чтобы он взял этот рубль. Однако Суворов оставался не­преклонным. Царица похвалила его и с удовлетворением заметила растерянному лейб-медику, что не всё в России продажное.

19)   Предательство всегда считалось одним из наиболее презира­емых человеческих поступков. Однажды римские войска осадили го­род, но жители не собирались сдаваться. Однако среди них оказался изменник: местный учитель обманом вывел учеников за крепостные стены якобы для прогулки и привел их во вражеский лагерь, где пред­ложил взять детей в заложники. Но римский полководец ужаснулся такому предательству и сказал, что его воины добиваются победы в бою, не используя чужую подлость. Он велел связать изменника, и дети отвели негодяя в город.

20)   В августе 2008 в Южной Осетии вспыхнули военные действия. Когда началась экстренная эвакуация мирного населения, россий­ские журналисты уступили свои места в машинах женщинам с де­тьми, а сами остались в охваченном огнем районе.

Роль прижера. Воспитание человека

1)   Важную воспитательную роль играет пример и в жизни жи­вотных. Оказывается, не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инстинктивной. Ученые выяснили, что котята, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кош­ки. Котята, выращенные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами.

2)   Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве проявлял качества предпринимателя. Купленные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим маленьким сестрам-слад­коежкам.

3)   Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные усло­вия: семью, друзей, жизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, преодоление трудностей есть важнейшее условие полноцен­ного духовного формирования. Не случайно в народных сказках под­линная биография героя начинается только тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудовищем, спасает украденную невесту, до­бывает волшебный предмет).

4)   И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон ре­шил отомстить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого ученого.

5)   Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними начинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое — это самые сильные, самые безжалостные хищники, вы­рвавшие свое право на существование в кровавом поединке.

Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильнейший, - это мир безжалостных хищников, мир безмолвных, холодных акул.

6)   На формирование выдающегося русского полководца Алексан­дра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный маль­чик вырос и стал замечательным военачальником.

7)   Представьте, что вы плывете на корабле, который настигла страшная буря. Ревущие волны вздымаются до самых небес. Ветер с воем срывает клочья пены. Молнии рассекают свинцово-черные тучи и тонут в морской бездне. Экипаж несчастного корабля уже устал бо­роться с бурей, в кромешной тьме не видно родного берега, никто не знает, что делать, куда плыть. Но вдруг сквозь непроглядную ночь вспыхивает яркий луч маяка, который указывает путь. Надежда ра­достным светом озаряет глаза моряков, они начинают верить в свое спасение.

Великие деятели стали для человечества чем-то вроде маяков: их имена, словно путеводные звезды, указывают людям путь. Михаил Ломоносов, Жанна д'Арк, Александр Суворов, Николай Вавилов, Лев Толстой - все они стали живым примером беззаветной преданности своему делу и подарили человеку веру в свои силы.

8)  Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца - это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся яр­кими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом.

Информация о работе Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку