Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:28, лекция
Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый госздарственный экзамен по русскому языку. В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами. Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников - весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Почему же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?
Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов "от рождения", высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теорема - обоснование - вывод).
12) В трудные девяностые, когда из-за либерализации цен обнищали широкие слои населения, один испанский социолог писал о том, что скоро Москву заполнят стаи бездомных собак. Такое происходит на Западе: когда в стране начинается экономический кризис и падает уровень благосостояния, то первым делом хозяева избавляются от домашних животных. Каково же было разочарование ученого, побывавшего в России, когда он увидел, что обнищавшие люди не бросили своих любимцев на произвол судьбы, вопреки его прогнозам, наши города не заполонили голодные собаки.
Этот факт, при всей его обыденности, говорит о многом: говорит о том, что милосердие и забота о ближнем глубоко укоренились в душе нашего народа.
Черствое и бездушное отношение к человеку
1) В январе 2006 года во Владивостоке произошел страшный пожар. Загорелось помещение Сбербанка, который находился на восьмом этаже "высотки". Начальник потребовал, чтобы сотрудницы сначала спрятали все документы в сейф, а потом уже эвакуировались. Пока убирали документы, пожар охватил коридор, и многие девушки погибли.
2) В старинной германской легенде рассказывается об одном человеке, который, проведя много лет в грехе, решил покаяться и начать праведную жизнь. Он отправился к Папе римскому, чтобы попросить у него благословения. Но Папа, услышав исповедь грешника, воскликнул, что прежде его трость покроется листьями, чем тот получит прощение. Грешник понял, что ему поздно каяться, пошел грешить дальше. Но на следующий день трость Папы вдруг покрылась зелеными листьями, за грешником отправили гонцов, чтобы объявить ему о прощении, но нигде не смогли его найти.
3) Словом можно спасти человека, а можно его погубить. Трагедия случилась за день до операции. Английский хирург нарисовал известному российскому актеру Евгению Евстигнееву его сердце и объяснил, что из четырёх клапанов у него работает только один, и то всего на 10 процентов. "Вы умрёте в любом случае, - сказал доктор, - будете делать операцию или нет". Смысл его слов заключался в том, что нужно рискнуть, согласившись на операцию, ведь все мы смертны, все мы рано или поздно умрем. Великий актёр мгновенно представил себе то, о чём говорил врач. И сердце остановилось.
4) Наполеон в юности бедствовал, почти голодал, мать писала ему отчаянные письма, взывая о помощи, потому что ей нечем было кормить огромную семью. Наполеон засыпал прошениями разные инстанции, прося хоть какого-то подаяния, готов был служить кому угодно, только бы заработать скудные средства. Не тогда ли, столкнувшись с чванливым высокомерием и бездушием, он начал лелеять мечты о власти над всем миром, чтобы отомстить всему человечеству за испытанные муки.
5) А. Герцен, русский писатель 19 века, в своих мемуарах вспоминает случай, который показывает, сколь безнравственной может оказаться справедливость, когда она заглушает голос милосердия и опирается на древний принцип "око за око". Горничная несла чайник с кипятком, навстречу выбежал ребенок барыни, наткнулся на горничную, и та пролила кипяток. Мать прибежала на крик сына. Чтобы отомстить провинившейся той же монетой, барыня велела привести ребенка горничной и обварила ему руку из самовара...
Рубрика № 2 Люби и защищай родину
I. Проблемы
1. Человек и родина
2. Связь человека со своим народом
II. Утверждающие тезисы
1. Люби, цени и защищай свою отчизну.
2. Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.
3. Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее.
III. Цитаты
1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский, русский писатель).
2. Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов, русский полководец).
3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский, русский литературный критик и общественный деятель).
4. Плохо, если у человек нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть (Л. Толстой, русский писатель).
5. Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь (Л. М. Леонов, русский писатель).
6. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы (А. Пушкин, русский писатель и поэт).
7. Подлинная любовь рождается лишь в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека (В. Сухомлинский, выдающийся педагог).
IV. Аргументы
Человек нежожет без своей родины
1) Известный писатель В. Чивилихин рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скитаний наконец выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался полиции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.
2) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.
3) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время гражданской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.
4) Африканские невольники, вывезенные в Америку, тосковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.
5) Самым страшным наказанием в древности считался остракизм - изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома — чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.
6) Когда над Англией нависла угроза страшной и опустошительной войны с Испанией, то все население, доселе раздираемое враждой, сплотилось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого звания записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И "непобедимая армада" испанцев была разгромлена.
7) Турки во время своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что, лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые воины станут надежным оплотом государства. Но этого не произошло: янычарам нечего было защищать, жестокие и беспощадные в бою, они при серьезной опасности обращались в бегство, постоянно требовали повышения жалованья, отказывались служить без щедрой награды. Кончилось все тем, что отряды янычар расформировали, а жителям под страхом смерти запрещалось даже произносить это слово.
8) Лев Толстой в своем романе "Война и мир" раскрывает "военную тайну" - причину, которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить.
9) Когда выдающийся русский врач Пирогов придумал аппарат для вдыхания эфирных паров, то он обратился к одному жестянщику с просьбой изготовить его по чертежам. Жестянщик узнал, что этот аппарат предназначен для оперирования солдат, воевавших во время Крымской войны, и сказал, что сделает все бесплатно ради российского народа.
10) Немецкий генерал Гудериан вспоминал поразивший его случай. Во время Великой Отечественной войны был захвачен советский артиллерист, который в одиночку волок пушку с единственным снарядом. Оказывается, этот боец подбил четыре вражеских танка и отразил танковую атаку. Какая сила заставила солдата, лишенного поддержки, отчаянно сражаться против врагов — этого немецкий генерал не мог понять. Именно тогда он произнес ставшую исторической фразу: "Не похоже, чтобы через месяц мы гуляли по Москве".
11) Бойца Красной Армии Никодима Корзенникова называют феноменальным: это был единственный во всех армиях мира глухонемой от рождения солдат. Он пошел добровольцем на фронт, чтобы защищать свою родину. Спасая командира отряда, он попал в плен. Его жестоко избивали, не догадываясь, что он просто не способен выдать какие-либо военные тайны — глухонемой! Никодима приговорили к повешению, но он ухитрился сбежать. Раздобыл немецкий автомат и вышел к своим. Он воевал пулеметчиком на самых опасных участках войны. Откуда у человека, который не мог ни слышать, ни говорить, брались силы?! Конечно, это была искренняя и самозабвенная любовь к родине.
12) Знаменитый полярник Седов подарил как-то балерине Анне Павловой красивую, умную лайку. Анна Павлова любила брать эту собаку с собой на прогулку. Но случилось непредвиденное. Ехали они мимо заснеженной Невы, лайка увидела бескрайние просторы снежного поля, с лаем выскочила из саней и, радуясь знакомому пейзажу, быстро исчезла из виду. Так и не дождалась Павлова своего питомца.
13) В 1672 году французскому королю Людовику XIV удалось уговорить английского короля Карла Второго вместе напасть на Голландию. Соотношение сил было для неё таким безнадежным, что английский посланник Букингем, покидая Гаагу, сказал голландскому принцу Вильгельму Оранскому, с которым он был в дружеских отношениях: "Милорд, неужели вы не видите, что ваша страна погибла?" — "Есть очень простой способ не стать свидетелем ее гибели", - ответил принц. "Какой же?" - "Умереть в последнем окопе".
14) В годы Великой Отечественной войны фашисты схватили генерала Карбышева и предложили сотрудничать с ними, но советский генерал ответил решительным отказом: "Я Родиной не торгую". Фашисты его пытали: вытащили Карбышева на мороз и, поливая водой из пожарного шланга, превратили в ледяную глыбу, но даже такая мучительная смерть не заставила патриота изменить воинской присяге.
Рубрика № 3 "Бороться и искать. Найти и не сдаваться!"
I. Проблемы
1. Смысл человеческой жизни
2. Верность своему призванию
3. Поиск жизненного пути
4. Истинные и ложные ценности
5. Счастье
6. Свобода
П. Утверждающие тезисы
1. Смысл человеческой жизни заключается в самореализации.
2. Любовь делает человека счастливым.
3. Высокая цель, служение идеалам позволяют человеку раскрыть заложенные в нем возможности.
4. Служить делу жизни - вот главная цель человека.
5. Человека нельзя лишать свободы.
6. Нельзя насильно сделать человека счастливым.
III. Цитаты
1. Непреодолимого на свете нет ничего (А. В. Суворов, русский полководец).
2. Только труд дает право на наслаждение (Н. Добролюбов, литературный критик).
3. Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость (Л. Толстой, русский писатель).
4. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев, русский писатель).
5. И не светятся больше ночами два крыла у меня за плечами (А. Тарковский, поэт).
6. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А. Мак-лин, английский писатель).
7. Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь (М. Зощенко, русский писатель).
8. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д. Оруэлл, английский писатель).
9. Не существует больших талантов без большой воли (О. Бальзак, французский писатель).
10. Думать и творить, творить и думать — вот основа всякой мудрости (И. Гете, немецкий писатель).
11. Человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокойства, или в летаргии скуки (Вольтер, французский писатель).
12. Человек, выбравший зло, в определенной степени лучше того, кого принудили к Добру (Э. Берджесс, английский писатель).
IV. Аргументы
Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье
1) В повести выдающегося русского писателя-фантаста А. Беляева рассказывается об одном ученом, который, мечтая осчастливить человечество, создал так называемый вечный хлеб - питательную биомассу, которая питалась микроэлементами из воздуха, поэтому никогда не иссякала. Люди, овладев этим неиссякающим источником пищи, перестали трудиться, все свое время они тратили на игру в казино, на бесконечные попойки. Вечный хлеб превратил их в толстые, неуклюжие существа, для которых жизнь стала бессмысленным существованием.
2) Из крошечного яблоневого семечка, брошенного в землю, со временем вырастет дерево, которое будет давать сладкие, сочные плоды. Так и человек должен реализовать силы, заложенные в нем природой, прорасти, чтобы плодами своих трудов радовать людей.
Информация о работе Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку