Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:28, лекция

Описание работы

Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый госздарственный экзамен по русскому языку. В процессе под­готовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоя­тельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами. Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников - весь этот могучий поток информации дол­жен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Поче­му же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?
Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обос­новать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов "от рождения", высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказы­вает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как опреде­ленная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теоре­ма - обоснование - вывод).

Работа содержит 1 файл

Аргументация личностной позиции в сочинении.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

Рубрика № 5 Возвысить человека

I. Проблемы

1.  Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духов­ной жизни общества

2.  Воздействие искусства на духовное становление человека

3.  Воспитательная функция искусства

II.              Утверждающие тезисы

1.   Подлинное искусство облагораживает человека.

2.   Искусство учит человека любить жизнь.

3.   Нести людям свет высоких истин, "чистые ученья добра и прав­ды" - в этом заключается смысл подлинного искусства.

4.   Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы за­разить своими чувствами и мыслями другого человека.

III.              Цитаты

1.  Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К. Паустовский, русский писатель).

2.  Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель).

3.  Совестливость — вот чувство, которое обязана будоражить лите­ратура (Н. Евдокимова, русская писательница).

4.  Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю. Бон­дарев, русский писатель).

5.  Мир книги — это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский пи­сатель).

6.  Хорошая книга — просто праздник (М. Горький, русский писатель).

7.              Искусство создает хороших людей, формирует человеческую
душу (П. Чайковский, русский композитор).

8.   Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).

9.   Искусство — это тень божественного совершенства (Микеланд-жело, итальянский скульптор и художник).

 

10.  Цель искусства — сгущенно передать растворенную в мире красоту (И.Тэн, французский философ).

11.  Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский поэт).

12.  Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ).

13.  Дело художника - рождать радость (К. Паустовский, русский писатель).

14.  Прочитать "Тараса Бульбу" или томик пословиц, послушать русские романсы — это сегодня не удовольствие, а лечение (С. Кара-Мурза, русский философ и публицист).

IV.              Аргументы

1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказы­вать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека.

Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают ин­теллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

2)   Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм "Москва слезам не верит", она стала другим человеком: "Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, и солнце светит... Я выздорове­ла, за что огромное вам спасибо".

3)   Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского "Василий Теркин". Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

4)   Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, рассказывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля "Сикстинская мадонна", говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счаст­ливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина рождена в минуту чуда.

5)   Известный детский писатель Н. Носов рассказывал случай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с беспризорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов со­гласился, и ребята, лишенные родительского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про одинокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприютную жизнь со своей судьбой.

6)   Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огром­ное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, ко­торая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

7)   В истории литературы сохранилось немало свидетельств, свя­занных со сценической историей "Недоросля". Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

      8) Люди верили в поистине магическую силу искусства. Так, не­которые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден — свою сильнейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. "Поставьте "Джоконду" или "Мадонну с младенцем и святой Анной" великого Леонардо да Винчи перед осаждающими - и немцы не осмелятся стрелять!" — ут­верждали они.

9)              Однажды американский изобретатель Никола Тесла тяжело
заболел. Жизнь его находилась в опасности. Выздоровление, по собс­
твенному рассказу Теслы, наступило совершенно неожиданно — во
время болезни он начал читать "Приключения Тома Сойера" Марка
Твена. Жизнерадостная книга возбудила у него такое желание жить,
что усилием воли он заставил себя перебороть болезнь и вскоре, к
удивлению лечивших его врачей, выздоровел.

10)   Услышав легендарный хор имени Александрова, который сво­ими песнями пробуждал в людях мужество, давал им силы для борь­бы, английский премьер-министр У. Черчилль называл музыкаль­ный коллектив "тайным поющим оружием".

11)   Выдающийся русский писатель XX века М. Пришвин в своих дневниках вспоминает такой случай: в скорбные дни первой мировой войны напротив его дома собрался народ и оратор стал говорить лю­дям о том, что Россия скоро превратится в германскую колонию. Тогда одна бедная крестьянка в белом платочке пробилась к оратору через толпу и остановила его выступление, обращаясь к людям: "Не верьте ему, товарищи! Пока с нами Лев Толстой, Пушкин и Достоевский, Рос­сия не погибнет!"

 

Рубрика № 6 "Не потеряйте человека!"

I. Проблемы

1. Образование и культура

2. Воспитание человека

3. Роль науки в современной жизни

4. Человек и научный прогресс

5. Духовные последствия научных открытий

6. Борьба нового и старого как источник развития

II. Утверждающие тезисы

1.   Познание мира ничем нельзя остановить.

2.   Научный прогресс не должен опережать нравственные возмож­ности человека.

3.   Цель науки - делать человека счастливым.

III.              Цитаты

1.  Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древне­греческий философ).

2.  Ньютон объяснил, почему яблоко упало на землю. Но он не заду­мался над другим, бесконечно более трудным вопросом: а как оно туда поднялось? (Д. Рескин, английский писатель).

3.  Не всякое изменение есть развитие (древние философы).

4.  Новое мнение губит предшествующее (Тит Лукреций Кар, анти­чный философ и поэт).

5.  Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет себе: "стой, довольно..." (В. Г. Белинский, литературный критик)

6.  Рост ради роста — идеология раковой клетки (Э. Эбби, выдаю­щийся критик и общественный деятель).

7.  Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).

8.  Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить ко­лени (Н. Некрасов).

9.  Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред (М. Монтень).

 

10.  Ум не заменяет знания; черствым умом нельзя понять жизни (Н. Шелгунов).

11.  Но тот, кто ищет и действует, получает помимо природного дара, принятого им вместе со своим рождением, второй дар - света (А. Лосев).

12.  Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направле­ния, а нет направления, нет и жизни (Л. Н. Толстой).

13.  Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет (Ф. М. Достоевский).

IV.              Аргументы

Научный прогресс и нравственные качества человека

1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачил­ся в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на Земле.

2)              Человечество в своем развитии достигло огромных успехов:
компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело:
чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего.
Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе
неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем
новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно
сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению!
Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою
машину. Человечество похоже на этого молоденького водителя, кото­
рый мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

3)  В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщи­на обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она зна­ла, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.

4)  В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изме­нить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последс­твиями: двуногое существо с "собачьим сердцем" — это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

 

5)  Английская писательница М. Шелли написала известный ро­ман о Франкенштейне. Искусственный человек, созданный ученым, убивает своего создателя. Этот роман стал своего рода метафорой про­гресса: зачастую детище, созданное человеком, порабощает, обезличи­вает, а порой и губит его.

6)  В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих лю­дей это известие не вызвало прилива радости, напротив, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие?

      7)Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками мож­но остановить научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, ко­торые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали исполь­зоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост производительности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своими про­тестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той цене, которую приходится платить за движение вперед.

8)   В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был заспиртован его двойник - генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: "Как же вы могли создать подобное себе существо, а потом его убить?" И услышал в ответ: "Почему вы ду­маете, что это я его сотворил? Это он меня сотворил!"

9)   Николай Коперник после длительных исследований пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опубликовать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о мироустройстве, а это может привести к непредсказуемым последствиям.

 

10)   Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборатории. После этого, по приказу Николая II, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, руководствовался ли царь интересами собственной безо­пасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы атомного или водородного взрыва были бы действительно ги­бельными для населения земного шара.

11)   Есть легенда, что Эйнштейн сжег наброски по единой теории поля, где собирался "навести порядок" в пространстве-времени. По­водом будто бы послужил эксперимент в Филадельфийском порту в середине 1940-х годов, когда вокруг эсминца "Элдридж" было создано сильнейшее магнитное поле. Расчеты производил сам Эйнштейн. В американской прессе по сей день появляются публикации о том, что эсминец вдруг исчез из поля зрения, а потом был обнаружен совсем в другом месте. Эйнштейн испугался, что его открытие будет использо­вано в качестве нового оружия, как случилось с атомной энергией, и прекратил исследования.

    12) Научное изобретение может обернуться против человека. Ис­торики считают, что древние китайцы сначала применяли порох ис­ключительно для фейерверков — а вскоре он стал служить военным целям. Первые зеркала появились еще у древних египтян. Казалось, нет предмета более мирного. Но две тысячи лет назад Архимед с по­мощью системы зеркал сжег флот римлян на Сицилии. Константин Циолковский описал принцип реактивного движения и открыл лю­дям дорогу к звездам. Однако вскоре на боевое дежурство заступили ракеты со смертельной начинкой. В 1960 году Теодор Мейман изоб­рел лазер. По его словам, лазеры должны помочь медикам в сложных операциях, требующих исключительной точности. И тут же появилось оружие с лазерной системой наведения - так удобнее целиться.

13) Леонардо да Винчи открыл способ оставаться под водой долгое время. Но когда его спросили, почему он не обнародует свое открытие, то он ответил, что могут найтись люди, которые захотят использовать этот способ для потопления кораблей.

Законы общественного развития. Человек и власть

1)  История знает много неудачных попыток насильно сделать че­ловека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превра­щается в темницу. Любимец царя Александра I генерал Аракчеев, со­здавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полага­лось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запреща­лось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими, их заставляли любить, работать, учиться... И лишен­ный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.

Информация о работе Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку