Сущность предпринимательской среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. В Российской Федерации наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (материальные, природные, трудовые и другие ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования благоприятной внешней предпринимательской среды 6
1.1 Понятие предпринимательства 6
1.2 Сущность предпринимательской среды 11
1.3 Предпринимательская среда в России 19
2. Программные направления развития и поддержки предпринимательства 30
2.1 Основные цели и направления развития кредитно-финансовой и имущественной поддержки 30
2.2 Информационно-консультационная и интегральная поддержки, финансовая поддержка в Башкирии 33
2.3 Организационная система формирования стратегии поддержки и развития малого предпринимательства 38
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 42

Работа содержит 1 файл

Предпр.риски.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

       Для дальнейшего анализа будем исходить из того, что научно - промышленная политика и хозяйственная среда, в которой она реализуется, составляют в совокупности предпринимательскую среду или, иными словами, предпринимательский климат. Отсюда можно вывести важнейшее условие реализации стратегической цели развития страны - это условие наличия в стране качественной   (конкурентоспособной) предпринимательской среды. Иными словами - для выпуска конкурентоспособной в мировой экономике продукции в стране должна быть конкурентоспособная на мировом уровне предпринимательская среда.

       Необходимо отметить, что в последнее  время в нашем государстве  значительно оживилась работа  в этом направлении. При Президенте РФ создана специальная Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России. В Правительстве России образован специальный департамент науки, высоких технологий и образования. На последнем заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России были сформулированы отдельные предложения по ускорению инновационного развития. Это как раз те фрагменты пока не полной еще предпринимательской среды. В их числе создание площадки для IPO инновационных компаний для ММВБ, разработка нового городского автомобиля, предложения по оптимизации налога на прибыль для инновационных компаний, предложения по изменению порядка государственных закупок для роста доли закупок инновационной продукции, предложения по льготной ставке социальных страховых выплат для инновационных компаний - снижение - с 34% в 2011 году до 14%, ряд других.

     Итак - научно - промышленная политика пока отсутствует. Важнейшей составляющей экономики России является оборонный  комплекс. Он обеспечивает безопасность страны, одновременно выполняя роль главного инновационного двигателя экономики. Платежеспособный спрос на товары и услуги этого сектора в подавляющей степени должно формировать наше государство. К сожалению, именно этот сектор находится в крайне неблагоприятном деловом климате.  Президент России Медведев Д.А. в своих выступлениях неоднократно указывал на необходимость скорейшей модернизации  и технологического обновления всей производственной сферы, что является  вопросом  выживания нашей страны в современном мире. Оборонная промышленность является наиболее сложной, высокотехнологичной и наукоемкой частью отечественного промышленного производства.

       Необходимо иметь в виду, что  в мировой экономике заказы  на производство оборонной продукции  являются наиболее выгодными  и престижными заказами для  предприятий оборонного комплекса,  за их выполнение ведется самая бескомпромиссная борьба с конкурентами. Все это позволяет сделать вывод, что такой элемент предпринимательской среды как государственный платежеспособный спрос на выполнение государственного оборонного заказа является в нашей стране пока неконкурентоспособным по отношению к мировой экономике.

       Также важная составляющая государственного платежеспособного спроса -  федеральные целевые программы.  Практика реализации программ также требует кардинального улучшения. Установленные задания программ постоянно не выполняются как по России в целом. На объектах, финансируемых за счет федерального бюджета, не освоено средств на несколько десятков миллиардов рублей. А это так необходимый в условиях кризиса дополнительный спрос на продукцию промышленности, транспорта, строительства, который не удалось обеспечить в связи с неудовлетворительной работой застройщиков, заказчиков и подрядчиков. Что особенно обидно - это реальное наличие денег с одной стороны и плохая работа по их освоению - с другой.

       В качестве положительного государственного фактора - роста платежеспособного спроса населения  - можно отметить планируемое увеличение российских пенсий. Это, безусловно, создаст предпосылки для роста платежеспособного спроса пенсионеров, в частности,  на пищевую продукцию и лекарства.

       Необходимо отметить, что в бюджетном   послании Президент РФ высказался  совершенно  конкретно по этому  вопросу, отметив, что  бюджетная  политика должна создавать источники  повышения конкурентоспособности  российской экономики, ее модернизации и технологического обновления.

       Но пока, из вышеприведенного  видно, что такой важнейший  фактор предпринимательской среды  как государственный платежеспособный  спрос,  является неконкурентоспособным  в мировой экономике, что пока  соответствующие задачи, поставленные Президентом РФ и Председателем Правительства РФ,  не выполняются в полном объеме.

       Рассмотрим весьма важный фактор предпринимательской среды как стоимость услуг организаций, занимающих на рынке монопольное положение. Это составная часть производственной инфраструктуры нашей страны. Из года в год продолжается практика роста цен и тарифов на услуги монопольных организаций. Стоимость электроэнергии возрастала ежегодно. Индекс тарифов на грузовые перевозки находился в диапазоне 109 - 138%.  Правительство РФ установило показатели роста цен и тарифов на 2010 год по отношению к 2009 году  для промышленных потребителей на уровне: по электроэнергии - 107%, по газу - 126, 5%, по железнодорожным перевозкам - 112,4%.  Это создает объективные предпосылки для ускоренного роста стоимости продукции, особенно в высокотехнологичном и наукоемком производстве, в том числе в оборонном, которые характеризуются, как правило, длинными технологическими циклами и затратой энергетических ресурсов и железнодорожных перевозок на протяжении всего технологического цикла. А рост цен автоматически ведет к снижению конкурентоспособности этой продукции. Таким образом, этот фактор  отечественной предпринимательской среды также является явно неконкурентоспособным по отношению к мировой экономике, в которой величины роста на порядок меньше.

       Теперь перейдем к анализу  такого фактора нашей отечественной  предпринимательской среды как  фактор внешнеэкономического взаимодействия. Недавно стали известны потери  нашей страны из-за ограничительных мер в отношении российских товаров - более 2 млрд долларов. Такие меры применяют многие страны: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Беларусь, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Молдова, Перу, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Республика Корея, Филиппины, Совет сотрудничества арабских государств, а также страны-члены ЕС как единый таможенный союз. Всего, по информации департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ, против российских товаров на начало февраля 2010 г зафиксировано 98 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами. Из них - 40 антидемпинговых, 11 специальных защитных и 47 мер нетарифного регулирования торговли, включая административные меры. Ущерб от этого, по оценкам экспертов, составляет порядка 2,040 млрд долл. Этот фактор предпринимательской среды также можно отнести к факторам неконкурентоспособности.  Таким образом, формально в мировой экономике все равны, но фактически свои производители для каждой страны все - таки  равнее. Можно сделать вывод, что фактор внешнеэкономического взаимодействия для отечественных предприятий является неконкурентоспособным в мировой экономике, наше государство не смогло обеспечить отечественным предприятиям равные условия для торговли на глобальном рынке. 

       Рассмотрим положение дел в  социальной инфраструктуре города.  С точки зрения предпринимательской  среды ее можно обозначить  как фактор социальной инфраструктуры. Ежегодный рост индекса потребительских  цен в 2005 - 2009 годах находился в диапазоне 110-114% и только в 2009 году был несколько меньше 110%. Ежегодно происходит рост цен для населения за услуги жилищно-коммунального хозяйства.

       Все это обуславливает естественное  требование работников промышленных  предприятий  повысить заработную плату с целью компенсации этих потерь. В случае отказа возможна утрата наиболее квалифицированной части работающих на промышленных предприятиях города. А это влечет за собой рост цены продукции и соответствующее падение ее конкурентоспособности. В развитых странах соответствующие  показатели роста в разы меньше, чем в отечественной экономике. Можно предположить, что фактор социальной инфраструктуры также неконкурентен в мировой экономике.

       Перейдем к анализу важного  финансового фактора предпринимательской среды как кредитные ставки. Средневзвешенные ставки по рублевым кредитам для нефинансовых организаций сроком до одного года по данным ЦБ РФ в 2009 году находились в диапазоне 110-114%, в 2010 году - в диапазоне 114 - 117%.  Это в среднем, а по отдельным предприятиям она превышала 120%. Кредиты до реального сектора практически не доходят или доходят со ставками, заведомо превышающими среднюю рентабельность в промышленности. Полученные банками от Правительства РФ антикризисные средства были направлены преимущественно на валютный рынок и выведены из страны. Ограничений для банков на использование выделенных кредитных ресурсов Правительство РФ не сделало. А кредитовать реальный сектор в условиях кризиса - это операция с высоким уровнем риска. Отсюда нежелание выдавать кредиты, сверхвысокие ставки кредитования, мотивация к производству денег из денег на мировом финансовом рынке, минуя реальный сектор отечественной экономики.

       Спецификой российской банковской  системы является ее явная  слабость по сравнению с мировой банковской системой.  Большинство российских коммерческих банков не выполняют главную функцию трансформации сбережений в производственные инвестиции. Ограниченность финансовых возможностей обновления производства все время сохраняется, занимая первое место среди факторов, которые мешают развитию.  При этом совокупный вклад банков в финансирование инвестиций в основной капитал не превышает 10%. Еще меньше инвестиционный вклад фондового рынка, который в России обслуживает главным образом финансовых спекулянтов. Это вынуждает отечественный бизнес кредитоваться за рубежом, так как получать долгосрочные кредиты от собственных банков по нормальной ставке 5-7% практически невозможно.

     В глобальной экономике положение  прямо противоположное. Ставка рефинансирования в США снижена до беспрецедентного уровня 0 - 0,25%. В Европе финансовые власти зоны «евро» опустили ставку до уровня 2,5% годовых. Банк Англии снизил ставку до 2%. Китай тоже идет по пути снижения ставок, пытаясь удержать экономику в зоне активного роста. Такая разница в подходах к кредитованию ставит иностранных производителей в заведомо более выгодное положение по отношению к отечественным. Следовательно, можно предположить, что и этот фактор отечественной предпринимательской среды является неконкурентоспособным по отношению к мировой экономике.

       Проанализируем такой фактор предпринимательской среды как налоговая среда. Можно предположить, что налоговая система страны должна, как и все остальные факторы развития, способствовать решению стратегических задач развития нашего государства. Ее фискальная сущность должна занимать вторичное значение. Следовательно, для дальнейшего ускоренного модернизационного развития нужно выделение дополнительных  финансовых  ресурсов. А, следовательно, необходимо создать условия для удержания в реальном секторе экономики как можно большего количества денег. Ряд экспертов утверждает, что если мы хотим перейти на инновационный путь развития, то НДС оказывается одним из камней преткновения, потому что НДС по определению штрафует предприятия за усложнение производства. Чем сложнее производство, чем больше технологических переделов, чем больше поставщиков - тем больше НДС. И в итоге получается, что чем сложнее высокотехнологичная продукция, тем больше налогового бремени. Полная отмена налогообложения для инновационных компаний приводит к колоссальному сокращению издержек на финансовый менеджмент в этих отраслях, резко повышает мобильность этого производства, уравнивает условия работы российских разработчиков с их конкурентами в Китае, Индии и других странах. В то же самое время налоговые потери для бюджета в целом составят доли процентов. Необходимо отметить, что в настоящее время эти вопросы прорабатываются в Министерстве финансов России.

     Налоговый фактор отечественной предпринимательской среды также нуждается в совершенствовании и не является конкурентоспособным в глобальной экономике. В мировой экономике регулярно проводятся рейтинги конкурентоспособности различных стран мира. Это по сути рейтинги хозяйственной среды в разных странах мира.   В частности, такие рейтинги разрабатываются специалистами Всемирного экономического форума. Конкурентоспособность стран мира оценивалась исходя из следующих критериев: работа соответствующих учреждений и институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, обучение и тренинги, эффективность товарного рынка и рынка труда, уровень развития финансового рынка, размер рынка, уровень развития бизнеса и внедрение инноваций.

       Мировые рейтинги конкурентоспособности  разрабатываются и другими организациями. Так, согласно рейтингу «Ведение бизнеса», проводимому Всемирным банком, Россия устойчиво занимает последние места (в 2009 г. 180-е из 181 возможных, в 2008 г. - 172-е из 178 возможных) по такому показателю, как «получение разрешения на строительство», которым оценивается количество времени, процедур и размер затрат для разрешительных действий на примере строительства типового склада. Достаточно отметить, что стоимость подключения к электросетям в крупных российских городах значительно превышает стоимость подключения к сетям в любой из развитых стран.

     Даже самый простой и неполный анализ  отечественной предпринимательской среды,  показывает, что пока она не нацелена на достижение стратегических целей развития страны. Развитие реального сектора нашей экономики в значительной степени  сдерживается фактором неконкурентоспособной отечественной предпринимательской среды.  В этой связи отметим, что наш Союз полностью разделяет и поддерживает высказывания Президента РФ Д.А. Медведева на  заседании Государственного совета: «Ключевая задача - обеспечить реальное финансирование промышленности, сельского хозяйства, то есть финансирование так называемого реального сектора». Необходимым условием для этого является ускоренный рост качества отечественной предпринимательской среды.

     Говоря  о текущем состоянии предпринимательства, его развитии, необходимо отметить, что в последнее время наблюдался рост количества прежде всего малых  предприятий, что отражено в таблице 1.

Таблица 1 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам РФ.

Федеральные 

округа

Кол-во зарегестрированных МП на 1.04.10 в расч. На 100 тыс. чел. населения Прирост/ сокращение (-) кол-ва зар-ных МП на 100 тыс. чел. населения  за период 1.04.09-1.04.10 Кол-во зарег-ных МПв расчете на 100 тыс. чел. населения в % от среднего по РФ
РФ 160,4 -41,7 100,0
Центральный 196,9 -24,9 122,8
Северо-Западный 231,0 0,7 144,0
Южный 119,6 -53,3 74,6
Приволжский 156,2 -47,2 97,4
Уральский 112,6 21,1 70,2
Сибирский 131,0 -100,2 81,7
Дальневосточный 147,1 -102,7 91,7

Информация о работе Сущность предпринимательской среды