Сущность предпринимательской среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. В Российской Федерации наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (материальные, природные, трудовые и другие ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования благоприятной внешней предпринимательской среды 6
1.1 Понятие предпринимательства 6
1.2 Сущность предпринимательской среды 11
1.3 Предпринимательская среда в России 19
2. Программные направления развития и поддержки предпринимательства 30
2.1 Основные цели и направления развития кредитно-финансовой и имущественной поддержки 30
2.2 Информационно-консультационная и интегральная поддержки, финансовая поддержка в Башкирии 33
2.3 Организационная система формирования стратегии поддержки и развития малого предпринимательства 38
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 42

Работа содержит 1 файл

Предпр.риски.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

     Следующей особенностью является то, что предпринимательской среде присуща экономическая свобода, с которой дееспособные граждане занимаются предпринимательской деятельностью. Это наиболее полно может реализовываться только в условиях рыночной экономики и при наличии со стороны государства определенных гарантий свободы предпринимательства и защиты интересов хозяйствующих субъектов.

     Вместе  с тем, важно подчеркнуть, что  в реальных условиях жизни предприниматели  нуждаются не только в экономической, но и в определенной политической свободе, основанной на развитых институтах демократического государства, так как одни лишь экономические предпосылки еще не предопределяют нормального развития предпринимательской деятельности в стране.

     И, наконец, большое значение отводится  удовлетворению потребностей всех субъектов  рыночной экономики в процессе занятия предпринимательством. Это не только отражает основную цель предпринимательской деятельности - ориентацию на потребителя и максимизацию прибыли, но выделяет очень важный фактор - достижение удовлетворения самого предпринимателя от результатов своего труда, равно как и выгоду других субъектов, то есть, государства и общества в целом. Следовательно, формирование условий, способствующих развитию предпринимательства, приобретает не только частный, но и общественно значимый характер. А в создании благоприятной предпринимательской среды важную роль играет мотивация предпринимателей.

     Изучив  различные мнения, можно говорить о том, что при более подробном  рассмотрении структурных составляющих «среды организации» и «маркетинговой среды» проявились признаки сходства этих понятий термину «предпринимательская среда».

     В результате рассмотрения представленных выше подходов к пониманию сущности предпринимательской среды сформулировано следующее синтезированное определение: предпринимательская среда - это совокупность объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на создание и функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющих условия их существования и развития на основе предпринимательской инициативы. Причем, она может иметь как положительный, так и отрицательный характер и оказывать соответствующее влияние на предпринимательскую деятельность и рост предпринимательской активности в стране. А различные комбинации этих факторов, формируют условия функционирования субъектов предпринимательства, которые могут способствовать или препятствовать их развитию.

     Кроме определения предпринимательской  среды следует обратить внимание на ее структуру. Практически, все экономисты выделяют в ее составе внешнюю  и внутреннюю среду, а также макро- и микросреду. Тем не менее, в зависимости от научного подхода авторов, наблюдаются различия в составе структурных переменных предпринимательской среды и разногласия между тем, какие из них относить к макросреде, а какие - к микро.

     В целом, под внешней предпринимательской  средой понимают совокупность объективных  условий и факторов, существующих за пределами предпринимательской  организации и оказывающих на нее непосредственно прямое или  косвенное влияние.

     Таким образом, обобщая различные точки зрения, под ближайшим окружением субъектов предпринимательства в дальнейшем будут пониматься поставщики, конкуренты, потребители и, так называемые, участники бизнеса, к которым следует отнести государственные органы и учреждения, общественные организации, ассоциации, союзы, средства массовой информации и т.д.

     Анализируя мнения различных авторов (А.В.Бусыгина, В.Я.Горфинкеля, М.Г.Лапусты, Е.В.Омельченко, В.А.Швандара и др.) среди факторов, косвенно воздействующих на субъектов предпринимательской деятельности, можно выделить следующие: 1) политический; 2) правовой; 3) экономический; 4) научно-технический и технологический; 5) социально-культурный; 6) демографический; 7) природно-климатический; 8) экологический.

     Для развития предпринимательства немалое значение имеют политический и правовой факторы, неразрывно связанные между собой. Иногда используется обобщенное понятие политико-правового фактора или же правовые факторы включаются в состав политических. Однако их разделение представляется более корректным, так как они имеют разное происхождение и структуру, хотя на первый взгляд кажется, что несут одинаковую смысловую нагрузку.

     Что касается политических факторов, к  ним относятся события, происходящие на политической арене страны. Так, на деятельность хозяйствующих субъектов оказывают влияние: уровень политической стабильности и согласованности между ветвями власти; уважение демократических основ государства; наличие различных политических образований и их роль в принятии правительственных решений; отношение государственных и судебных органов к предпринимательству. Кроме того, важное значение имеют, группы особых интересов и лоббисты, непосредственно или косвенно воздействующие на процессы становления и развития предпринимательства в стране.

     Правовые факторы, находятся в определенной взаимосвязи с политической средой, в силу того, что ее создают те же самые органы государственной власти, которые являются основными действующими лицами всех политических событий. Вместе с тем, правовая среда традиционно понимается и в более узком значении слова. К ней относят непосредственно законодательную базу страны, регулирующую отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также гарантии правовой защиты предпринимателей.

     Одновременно, нельзя отрицать, что, в действительности, различные чиновники и группы влияний оказывают существенное воздействие на правовой климат, так как обладают определенной политической властью, и таким образом ясно прослеживается взаимосвязь этих двух групп факторов. На основании вышесказанного можно утверждать, что совокупность политических и правовых факторов определяет процессы взаимоотношений между государством и предпринимателями, между самими предпринимателями, механизмы и степень вмешательства государства в экономику и устойчивость правовой системы.

     Далее, на предпринимательскую деятельность оказывают влияние экономические  факторы, характеризующие: устойчивость экономической системы; наличие  и интенсивность конкуренции; масштабы рынков и степень их развития; уровень  цен, их тенденции и инфляцию; состояние финансово-кредитной системы; эффективность системы налогообложения; уровень платежеспособного спроса, наличие у населения сбережений и желания вкладывать их в экономику, уровень инвестиционной активности предпринимателей и др.

     В зависимости от состояния экономической среды меняется политика и стратегия развития субъектов предпринимательства, а также их активность.

     Важную  роль в стимулировании предпринимательства  играют научно-технические и технологические  факторы, отражающие состояние и тенденции научно-технического прогресса в стране, а также характеризующие уровень развития инновационной деятельности, меру реального применения и воплощения ее результатов в предпринимательстве.

     С технологическими факторами связаны  факторы экологические. Внедрение различных достижений науки и техники положительно или отрицательно сказывается на окружающей природной среде, приводя к изменению экологической среды, а, следовательно, вызывая последующие изменения и в деятельности предпринимателей. К экологическим факторам, в частности, относится, степень развития системы государственного надзора за охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов. Кроме того, экологические факторы оказывают влияние на факторы природно-климатические, вследствие их тесной взаимосвязи.

     При определении данной группы факторов встречается также термин «физическая  среда», что, в принципе, не противоречит их сущности.

     И последняя совокупность факторов - это факторы социально - культурные и демографические. Зачастую данные две группы объединяют в одну в силу того, что демографические факторы, по существу, являются составной частью социальных факторов. Такой подход имеет полное право на существование, так как с точки зрения социологии, демографические условия непосредственно влияют на социально-культурные условия развития нации и наоборот.

     К демографическим факторам относят  численность и структуру населения  по различным признакам, его плотность  и воспроизводственные характеристики, показатели рождаемости и смертности, этническую однородность и т.д.

     Итак, под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночных отношений. Предпринимательская среда представляет собой сложную систему подразделяющуюся на внешнюю независимую от самих предпринимателей, так и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями. 

     1.3 Предпринимательская  среда в России 

     Рассмотрев  понятие предпринимательства и  предпринимательской среды в  предыдущей главе, перейдем к анализу  предпринимательской среды в  России. Стратегическая цель - рост конкурентоспособности в глобальной экономике на основе инноваций и инвестиций. Экономика России в настоящее время практически полностью открыта для мировой экономики. Следовательно, нам всем нужно четко знать, что мы будем делать в этой мировой экономике лучше всех и дешевле всех? Что мы будем покупать на мировом рынке на вырученные от продажи средства? Почему именно так ставится эта задача - задача вписаться в мировую экономику, найти там свои ниши? Потому что производить абсолютно все и лучше всех, и дешевле всех принципиально невозможно - не хватит ресурсов России: финансовых, трудовых, интеллектуальных, материальных. Имеющиеся ресурсы России в десятки раз меньше, чем совокупные ресурсы мировой экономики. А если не продавать продукцию на мировом рынке - то экономика России и ее население не получит многих важных для развития товаров и услуг уже из глобальной экономики. Именно поэтому цель сложная в ее достижении - нужно вторгаться на мировой рынок, который уже давно и прочно поделен между развитыми мировыми странами и крупнейшими мировыми транскорпорациями. Есть ряд видов экономической деятельности, которые по существу, а не по форме, обусловливают суверенитет страны.

       Еще одна важная составляющая  научно - промышленной политики страны - это переход от пятого технологического уклада к шестому. Уже просматриваются ключевые направления его развития: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нано технологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки. Рост атомной энергетики и потребления природного газа будет дополнен расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии. Произойдет еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Завершится переход от «общества потребления» к «интеллектуальному обществу», в котором важнейшее значение приобретут требования к качеству жизни и комфортности среды обитания.

     Производственная  сфера перейдет к экологически чистым и безотходным технологиям. В  структуре потребления доминирующее значение займут информационные, образовательные, медицинские услуги. Прогресс в технологиях переработки информации, системах телекоммуникаций, финансовых технологиях повлечет за собой дальнейшую глобализацию экономики, формирование единого мирового рынка товаров, капитала, труда. Именно все это  и можно обозначить как процесс перехода от пятого технологического уклада к шестому. Эти виды деятельности также необходимо развивать в обязательном и приоритетном порядке в составе  научно - промышленной политики страны. В результате потребуется принципиально новая инновационная экономика. Страны, которые этого не сделают, навсегда останутся в роли колоний и поставщиков ресурсов на мировой рынок.

     Можно исходить из того, что  первая составляющая предпринимательской среды - это научно - техническая политика, определяющая состав конкурентоспособной продукции и технологий, которые будем сами применять и которые будем продавать на мировых рынках

     Вторая  составляющая предпринимательской  среды - это  хозяйственная среда, в которой будут производиться  эти приоритетные виды продукции и технологий.  Эта хозяйственная среда также должна быть конкурентоспособной  в глобальной экономике. В противном случае наша экономика будет менее эффективна по сравнению с другими странами, ее коэффициент полезного действия будет меньше, конкурентоспособность также меньше. Под хозяйственной средой будем понимать ее конкретные составляющие - налоговую среду, таможенную, административную, кадровую, инновационную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую, производственную и социальную инфраструктуру - все то, что необходимо учитывать бизнесу в его развитии. Именно об этом  говорил Президент РФ Д.А. Медведев: «....Второе, что не менее важно, должна быть система налоговых стимулов, которую мы сегодня тоже будем обсуждать, - налоговых стимулов, таможенных стимулов, стимулов вкладывать деньги в соответствующие направления».

Информация о работе Сущность предпринимательской среды