Сущность предпринимательской среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. В Российской Федерации наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (материальные, природные, трудовые и другие ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования благоприятной внешней предпринимательской среды 6
1.1 Понятие предпринимательства 6
1.2 Сущность предпринимательской среды 11
1.3 Предпринимательская среда в России 19
2. Программные направления развития и поддержки предпринимательства 30
2.1 Основные цели и направления развития кредитно-финансовой и имущественной поддержки 30
2.2 Информационно-консультационная и интегральная поддержки, финансовая поддержка в Башкирии 33
2.3 Организационная система формирования стратегии поддержки и развития малого предпринимательства 38
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 42

Работа содержит 1 файл

Предпр.риски.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕФТЕКАМСКИЙ  ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

                            Экономико-математический факультет

                                               Кафедра государственного управления финансами 
 
 
 
 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансовая среда предпринимательства  и предпринимательские риски»

на тему «Сущность предпринимательской среды» 
 
 
 
 

                                            Выполнил: студент 5 курса 

                                            очной формы обучения

                                            группы Э-51

                                            Дильмухаметова Ч.Д.

   
Проверил: ассистент

Вострецов А.И.

 
 

Нефтекамск  2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение                                                                                                             3

     1. Теоретические основы формирования благоприятной внешней предпринимательской среды                                                                                      6

     1.1 Понятие предпринимательства                                                                  6

     1.2 Сущность предпринимательской среды                                                  11

     1.3 Предпринимательская среда в  России                                                     19

     2. Программные направления развития и поддержки предпринимательства                                                                                                30

     2.1 Основные цели и направления развития кредитно-финансовой и имущественной поддержки                                                                                      30

     2.2 Информационно-консультационная и интегральная поддержки, финансовая поддержка в Башкирии                                                                        33

     2.3 Организационная система формирования стратегии поддержки и развития малого предпринимательства                                                                   38

     Заключение                                                                                                       39

     Список  использованных источников и литературы                                    42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Известно, что предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

     Предпринимательство может развиваться только при  наличии в стране определенных внешних  и внутренних условий, обеспечивающих благоприятные возможности для  развития — сформированной предпринимательской среды.

     Актуальность  темы исследования. Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. В  Российской Федерации наблюдается  экономический рост, и имеются  значительные предпосылки (материальные, природные, трудовые и другие ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами.

     Объясняется это отсутствием эффективной  государственной политики, которая способствует развитию предпринимательской инициативы. Большое количество мер, направленных на формирование условий функционирования предпринимателей, осуществляется в отдельных сферах предпринимательской деятельности. В таких мероприятиях отсутствуют целостность и комплексность, они не имеют общей цели, а потому не оказывают положительного воздействия на развитие предпринимательства. Помимо этого, сами хозяйствующие субъекты занимают пассивную позицию ожидания помощи от государства и не предпринимают активных действий для создания благоприятных условий своего развития.

     Внешняя предпринимательская среда, сложившаяся  в России, не позволяет развиваться предпринимательской деятельности, особенно в сфере инноваций, а также в секторе малого и среднего предпринимательства. Есть проблемы, требующие конкретных решений, среди которых: отсутствие механизмов защиты прав предпринимателей; несовершенство законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; наличие высоких административных барьеров; сложности, связанные с недостатками системы налогообложения, слабое развитие инфраструктуры предпринимательства и многие другие. В то же время вопросы успешного функционирования предпринимателей составляют одну из актуальных задач экономической политики страны и обуславливают необходимость проведения комплекса исследований по выявлению факторов, влияющих на развитие предпринимательства, а также по формированию условий, способствующих эффективной деятельности хозяйствующих субъектов.

     Степень разработанности проблемы. Первым российским автором, исследовавшим предпринимательство, считают И. Посошкова, выпустившего в 1724г. «Книгу о скудости и богатстве». Начало научных исследований предпринимательства связывают с именем Р. Кантильона, который в 1725 г. разработал одну из первых концепций предпринимательства.  Определенный вклад в развитие теории и практики формирования предпринимательской среды внесли зарубежные экономисты: Альберт М., Друкер П., Майтан Ш., Котлер Ф., Мескон М.Х., Славик Ш., Шумпетер И., Томпсон А.А., Хоскинг А., Хедоури Ф. и др., а также российские ученые: Асаул А.Н., Багиев Г.Л., Бадалов Л.М., Бусыгин А.В., Герчикова И.Н., Говорин А.А., Градов А.П., Ла-пуста М.Г., Львов Д.С., Омельченко Е.В., Чепуренко А.Ю. и др. В их трудах освещаются отдельные вопросы, касающиеся характеристики предпринимательской среды.

     Целью данной работы состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по формированию благоприятной внешней предпринимательской среды в Российской Федерации.

     Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

1. Систематизация  существующих определений предпринимательской  среды и ее основных структурных  элементов для уточнения ее  сущности.

2. Анализ  состояния внешней предпринимательской  среды в Российской Федерации и выявление основных факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в ней.

3. Разработка  модели формирования благоприятной  внешней предпринимательской среды. 

4. Обоснование  рекомендаций по актуальным направлениям  совершенствования внешней предпринимательской среды.

5. Определение  основных показателей оценки  эффективности мер по формированию  благоприятной внешней предпринимательской  среды. 

     Объектом  исследования является совокупность факторов и условий, составляющих внешнюю  предпринимательскую среду Российской Федерации.

     Предмет исследования составляют приоритетные направления формирования благоприятной  внешней предпринимательской среды  в Российской Федерации.

     Методологической  основой данной самостоятельной работы послужили научные труды российских и зарубежных авторов, касающиеся предпринимательской среды, нормативно-правовые акты органов власти различных уровней, федеральные и региональные программы поддержки предпринимательства. Использовались статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной антимонопольной службы, Центрального банка РФ, а также аналитическая информация по проблемам развития предпринимательства российских и зарубежных организаций.

     Научная новизна состоит в разработке теоретических и практических положений, определяющих создание благоприятной  внешней предпринимательской среды, а также приоритетных мер по ее формированию в Российской Федерации и показателей оценки эффективности. 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ВНЕШНЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ 

    1. Понятие предпринимательства
 

     Предпринимательство в рыночной экономике является доминирующим методом ведения хозяйства, как  отдельных частных лиц, так и предприятий, отраслей и государства в целом. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства, наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами.

     Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке1. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса. Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

     Может осуществляться юридическим лицом  или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской  деятельности физическому лицу требуется  регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

     Выделяются несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:

     1. это самостоятельная деятельность  дееспособных граждан и их  объединений;

     2. это не просто самостоятельная,  но и инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

     3. это деятельность рисковая, поэтому  прежде чем стать предпринимателем, необходимо помнить, что придется  рисковать и преодолевать сопротивление  среды;

     4. это не разовая сделка, а процесс,  направленный на систематическое  извлечение прибыли законным  путем;

     5. это деятельность, осуществляемая  лицами (физическими или юридическими), зарегистрированными в качестве  индивидуальных предпринимателей  или юридических лиц;

     6. гражданским законодательством  установлен основной мотив осуществления  предпринимательской деятельности, т.е. получение прибыли и чтобы  этого добиться, необходимо реализовать  потребителям продукцию;

     7. в законодательстве сформулированы  пути получения прибыли путем продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

     Для понимания природы предпринимательства  многое сделали Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек и  другие представители австрийской  школы экономистов. Они рассматривали  предпринимательство в качестве одного из основных ресурсов (факторов) экономики наряду с природными — землей, трудом, капиталом, информацией и временем. Предпринимательство обычно нацеливает на экономию времени за счёт снижения трансакционных издержек.

     Американский  экономист Йозеф Шумпетер дал определение: предприниматель — это человек, пытающийся превратить новую идею или изобретение в успешную инновацию.

     Фрэнк Найт и Питер Друкер, рассматривая риск как неотъемлемый атрибут предпринимательства, выделяли следующие его типы:

Информация о работе Сущность предпринимательской среды