Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 00:41, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение функциональной организации процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия решений. В курсовой работе будут подробно освещены следующие моменты:
1) Отличительные особенности управленческих решений от частного выбора;
2) Классификация управленческих решений;
3) Структура и содержание процесса принятия решений;
4) Виды управленческих решений;
5) Модели и методы принятия решений.
Введение------------------------------------------------------------------------------3
1. Процесс инициирования и причинно-следственный анализ-----------4
2. Структура и содержание процесса принятия решения------------------7
2.1. Анализ ситуации---------------------------------------------------------------7
2.2. Идентификация проблемы---------------------------------------------------7
2.3. Определение критериев выбора---------------------------------------------8
2.4. Разработка альтернатив-------------------------------------------------------8
2.5. Выбор наилучшей альтернативы--------------------------------------------8
2.6. Согласование решения--------------------------------------------------------9
2.7. Управление реализацией------------------------------------------------------9
2.8. Контроль и оценка результатов----------------------------------------------9
3. Виды принятия решений-------------------------------------------------------10
3.1. Стандартный процесс принятия решений--------------------------------10
3.2. Процесс принятия бинарного решения-----------------------------------17
3.3. Процесс принятия многовариантного решения-------------------------19
3.4. Процесс принятия инновационного решения, метод оптимизации критериев--------------------------------------------------------------------------------20
Заключение--------------------------------------------------------------------------22
Список литературы-----------------------------------------------------------------
Проверка с особой тщательностью обоснованности стандартов работы перед анализом причины;
Распространение сферы поиска сравнительных данных на области, внешние по отношению к изучаемой системе;
Выявление причины путем сравнения различий в условиях работы, а не поиск изменений показателей.
Второй вариант
1. Проверка четкости определения причины.
Поскольку
управляющий будет использовать
причину в качестве основы для
изучения следствия, точность и обоснованность
ее описания приобретают решающее значение.
Главные цели - проверка на неизбежность
следствия (является ли следствие неизбежным
уже в силу самого факта существования
данной причины?) и точность определения
причины. Чтобы связать определение
причины со следствием, очень важно
располагать однозначной и
2. Конкретизация прогнозируемого следствия данной причины.
Здесь применяется та же методика, что и в причинно-следственном анализе. Управляющий строит прогноз ожидаемого следствия в терминах "что?", "где?", "когда?", "насколько?". Он должен также учесть ожидаемые исключения или аспекты проблемы, не затрагиваемые данной причиной (сравнительные факты).
3.
Подтверждение наличия
Необходимо проверить соответствия предположения фактам.
Центральное место в этом виде анализа занимает способность управляющего предсказать конкретные следствия, которые неизбежно вытекают из наблюдаемой причины.
Третий вариант.
Проблемы,
с которыми сталкивается управляющий,
не существуют изолированно от окружающего
мира. Едва обнаруживается причина
одной ситуации, как тут же возникает
необходимость устанавливать "причину
причины". В причинно-следственном
анализе выявление наиболее вероятной
причины дает, зачастую, толчок еще
одному причинно-следственному
Процесс
анализа причинной цепи аналогичен
процедуре причинно-
Процесс
принятия решения - это циклическая
последовательность действий субъекта
управления, направленных на разрешение
проблем организации и
Эта модель принятия решений идеализирована, так как реальные процессы принятия решений вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. структура процесса принятия решений во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.
2.1. Анализ ситуации.
Анализ
управленческой ситуации требует сбора
и обработки информации. Этот этап
выполняет функцию восприятия организацией
внешней и внутренней среды. Данные
о состоянии основных факторов внешней
среды и положение дел в
организации поступают к
2.2. Идентификация проблемы.
Первый шаг на пути решения проблемы - её определение, или диагноз, полный и правильный. Как принято говорить, правильно сформулировать проблему - наполовину решить её.
Существует
два взгляда на сущность проблемы.
Согласно одному - проблемой считается
ситуация, когда поставленные цели
не достигнуты или существует отклонение
от заданного уровня. В соответствии
с другим - проблемы следует рассматривать
так же как потенциальную возможность
повышения эффективности. Объединяя
оба эти подхода, будем понимать
под проблемой расхождение
Выявление и формулировка проблемы - весьма сложная процедура. Дело в том, что в момент своего возникновения многие важнейшие проблемы слабо структурированы, т.е. не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов.
Доведение этих проблем до количественной определённости (структурирование) требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода. Все элементы работы в организации взаимосвязаны и решение какой-либо проблемы в одной части организации может вызвать появление проблем в других. Поэтому, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом проблем было минимальным.
2.3. Определение критериев выбора.
Прежде чем рассматривать возможные варианты решения возникающей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора.
2.4. Разработка альтернатив.
Следующий
этап - разработка набора альтернативных
решений проблемы. В идеале необходимо
выявить все возможные
2.5. Выбор наилучшей альтернативы.
Разработав
возможные варианты решения проблемы,
их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства
и недостатки каждой альтернативы,
и объективно проанализировать вероятные
результаты их реализации. Для сопоставления
вариантов решения необходимо иметь
стандарты или критерии, по которым
их можно сравнивать. Поскольку выбор
осуществляется, как правило, на основе
нескольких, а не одного критерия, он
всегда носит характер компромисса.
2.6. Согласование решения.
В
современных системах управления в
результате разделения труда сложилось
положение, при котором подготавливают,
разрабатывают решения одни работники
организации, принимают или утверждают
- другие, а выполняют - третьи. Иначе
говоря, руководитель часто утверждает
и несёт ответственность за решение,
которое не разрабатывал; специалисты,
готовившие и анализировавшие решения,
не участвуют в его реализации,
а исполнители не принимают участия
в подготовке и обсуждении готовящихся
решений. Принятие управленческих решений
в организации довольно часто
ошибочно рассматривается как
Лучший
способ согласования решения состоит
в привлечении работников к участию
в процессе его применения. Разумеется,
что встречаются ситуации, когда
менеджер вынужден единолично, не прибегая
к обсуждениям т согласованиям,
но систематическое игнорирование
мнения подчинённых ведёт к
2.7. Управление реализацией.
Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного этапа.
Для
успешной реализации решения прежде
всего необходимо определить комплекс
работ и ресурсов и распределить
их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть,
кто, где, когда и какие действия
должны предпринять и какие для
этого необходимы ресурсы. Если речь
идёт о достаточно крупных решениях,
это может потребовать
2.8. Контроль и оценка результатов.
Даже
после того как решение окончательно
введено в действие, процесс принятия
решения не может считаться полностью
завершённым, т.к. необходимо ещё убедиться,
оправдывает ли оно себя. Этой цели
и служит этап контроля, выполняющий
в данном процессе функцию обратной
связи. На этом этапе производятся измерения
фактических результатов с
Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать давать эффект и даже, превратиться в свою противоположность - не способствовать решению проблемы, а обострять её. В связи с этим основная задача контроля - своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или принятию нового решения. Кроме того, осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в принятии решений.
Проблемы
контроля управленческих решений весьма
актуальны, особенно для крупных
бюрократических организаций. Можно
принять немало разумных и полезных
решений, но без рационально организованной
системы контроля исполнения они
останутся в "недрах делопроизводства"
и не дадут ожидаемого эффекта.
Принятие
решения - это способность осуществить
процесс анализа важнейшей
Решение
- это состояние
1.
Стандартное решение, при
2. Бинарное решение ("да" или "нет");
3.
Многоальтернативное решение (
4.
Инновационное (новаторское)
3.1. Стандартный процесс принятия решений.
Стандартное решение представляет собой наиболее распространенный тип решений и аналитические шаги, необходимые для его принятия, применимы также и для остальных типов решений. При принятии решений используется свой опыт с первого шага и в ходе всего этого процесса. При принятии решений можно пасть жертвой "излюбленных" альтернатив. В этом процессе предпочтение "излюбленному варианту" может исказить весь анализ и привести к заранее известному выбору. Цель упорядоченного подхода к принятию решений - повысить объективность и обеспечить учёт всех важных данных. Процесс принятия решений выдвигает требование по созданию базы данных, которая затем используется для отсеивания и исключения менее желательных альтернатив. Конечный результат здесь - однозначный выбор, но он не имеет характера безоговорочной правильности истинной причины проблемы. Всё, что можно сделать, так это уменьшить число альтернатив настолько, чтобы можно было легче сделать наилучший выбор.
Вот основные шаги процессе принятия решений:
1) постановка цели решения;
2)
установление критериев
3)
разделение критериев (
4) выработка альтернатив;
5) сравнение альтернатив;