Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:13, дипломная работа
Цель исследования: выявить основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.Охарактеризовать особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.
2. Рассмотреть основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом в Прибайкальском районе Республики Бурятия.
Введение..............................................................................................................3
Раздел 1. Особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом. ………………………………………….8
Раздел 2. Основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса в Прибайкальском районе Республики Бурятия……………………………………………………………………….......21
Раздел 3. Социальное партнерство муниципальной власти и бизнеса……32
Заключение.......................................................................................................42
Список использованных источников и литературы………
Большое
значение для эффективного решения
вопросов местного значения и комплексного
социально-экономического развития муниципального
образования имеет социальное партнерство
муниципальной власти с субъектами
хозяйственной деятельности, включая
как крупные предприятия, так
и субъекты малого и среднего бизнеса.
Суть социального партнерства на
местном уровне состоит в конструктивном
взаимодействии немуниципальных хозяйствующих
субъектов с органами местного самоуправления,
на основе сочетания принципов социальной
ответственности бизнеса и
Социальную политику предпринимательства можно разделить на внутреннюю, для своих работников, и внешнюю - для населения территории, на которой оно действует. Основной инструмент внутренней политики - заключение коллективных договоров, в которых прописываются социальные гарантии сотрудникам. Договоры регулярно пересматриваются и совершенствуются совместно с профсоюзами, другими заинтересованными сторонами.
Социально - экономическое партнерство - форма взаимодействия бизнеса и власти, при которой компания помимо стандартных обязательств перед работниками и бюджетом берет на себя обязательства развития территории, определяя вместе с властью его приоритеты.
Власть
порой требует от бизнеса больше,
чем он готов дать: «Это похоже на
перекладывание ответственности за
благосостояние граждан с государства
на предприятия. Безусловно, бизнес должен
обеспечивать достойный уровень
жизни населения, но полностью взять
на себя социальные функции государства
он не в состоянии. Нужно находить
механизмы
Предмет нашего интереса - внешняя сторона деятельности бизнеса, методы его работы на территории присутствия. Основные направления социальной политики крупных предприятий: поддержка молодежи и детей, социально незащищенных слоев населения (ветеранов, инвалидов, сирот, многодетных семей), а также учреждений и программ, направленных на развитие малочисленных народностей; защита здоровья населения и поддержка здорового образа жизни; экология.
Нельзя забывать, что если предприятие градообразующее, то граница между работниками предприятия, членами их семей и прочим населением очень размыта. И бизнес в вопросах социальной политики должен ориентироваться на интересы всего населения территории: ее благополучие - важнейшее условие благополучия самой компании.
Можно
выделить несколько эффективных
моделей сотрудничества в цепочке
«компания - местная администрация
- общественность». Среди них конкурсный
подход к отбору социальных программ,
реализация их как бизнес - проектов,
то есть с ориентацией на конечный
результат и последующей
Но
чтобы прийти к взаимодействию в
социальном партнерстве, и муниципальной
власти, и бизнесу необходимо преодолеть
определенный путь. Первоначально социальная
ответственность бизнеса будет
рассматриваться в контексте
благотворительности, разовых акций,
причем зачастую вынужденного характера:
власти попросили - бизнес вынужденно
откликнулся. Затем благотворительность
начнет увязываться с долгосрочными
целями компании. В итоге целенаправленная
политика в вопросах социальной ответственности
и взаимоотношений с местным
сообществом подразумевает, что
программы бизнеса
Заключая
соглашение о социальном партнерстве,
бизнес может упорядочить и
Какую
бы форму ни приобретало взаимодействие
бизнеса муниципальной власти, практическим
итогом его должна стать вполне определенная
ситуация: участие компаний в социальном
развитии территории, согласованные
действия с местными властями. Главная
задача - выстроить партнерские
Цели
бизнеса и власти должны быть скоординированы.
Политика социально-ответственного бизнеса
должна включать как социальную защиту
персонала (коллективные договоры), так
и программы развития территории.
Основной механизм этих программ - заключение
договоров о социально-
В муниципальных образованиях существует большое поле возможностей для подключения субъектов бизнеса к решению насущных социальных проблем на взаимовыгодных условиях. В этом состоит одно из проявлений технологий «социального партнерства» в муниципальном управлении.
В
результате подобного взаимодействия
муниципалитет добивается снижения
остроты социальных проблем при
минимальных бюджетных
Конкретные
механизмы взаимодействия муниципалитета
и бизнеса могут быть различными.
Так, одним из перспективных путей
является поддержка со стороны органов
местной власти кампаний социально
значимого маркетинга, проводимых местными
предприятиями. В рамках такого механизма
кампания заявляет, что в течение
определенного периода (от 1 недели
до 1 месяца) часть средств от продажи
товаров или услуг пойдет на некие
социально значимые цели, которых
местная администрация своими силами
добиться не в состоянии (поддержка
объектов здравоохранения и образования,
улучшение экологической
Поддержка
со стороны муниципальной
Возможны и иные формы взаимодействия по линии «муниципальная власть – местный бизнес». Их сложно формализовать, так как в каждом случае они определяются потребностями и возможностями конкретных предприятий, с одной стороны, и характером решаемых проблем – с другой стороны.
Для
реализации принципов, и механизмов
социального партнерства
• создавать специальные структуры в сфере социального партнерства, включающие представителей органов местного самоуправления и бизнеса, разработать и принять положения о социальном партнерстве;
• способствовать созданию условий, благоприятных для благотворительности, устанавливая механизмы участия бизнес-структур в принятии решений по конкретным стратегическим социальным программам, делая упор на организацию долгосрочных проектов;
• привлекать коммерческие организации к разработке и экспертизе муниципальных правовых актов, в т.ч. посредством привлечения специалистов юридических служб данных организаций;
• привлекать предпринимательские структуры к участию в реализации городских программ по реформированию ЖКХ, строительству, ремонту и реконструкции зданий и сооружений, производству промышленной продукции и товаров народного потребления для муниципальных нужд и для населения, решению экологических проблем;
• содействовать использованию лизинговых схем для муниципальных нужд;
• уделять особое внимание расширению связей предприятий с местными образовательными учреждениями в целях развития их материальной базы совершенствования системы профориентации учащихся с учетом потребностей местных рынков труда.21
Создание
программ социально-экономического развития
муниципального образования, заключение
инвестиционных договоров, заключение
общественных договоров между
Муниципальная
власть должна постоянно создавать
условия для интереса бизнеса
к себе. Разработка производственных
проектов с последующим информированием
бизнеса, формирование привлекательного
для потенциального инвестора имиджа
территориального образования, создание
бизнес-инкубаторов, маркетинговых
служб, механизма управления программой
развития муниципального образования
— основа полноценного социально
– политического диалога между
муниципальной властью и
Работающие
на местном уровне компании должны
подписывать с властью
Среди основных инструментов реализации социальных программ компании выделяют следующие:
Денежные гранты – форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ. Гранты – один их наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса.
Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь – форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ, как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций – получателей помощи и др.).
Социально значимый маркетинг – форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процесса от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.
Эквивалентное финансирование – форма адресной финансовой помощи, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов местного самоуправления и некоммерческого сектора.
Социальные инвестиции – форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества.
Делегирование сотрудников компании – добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников.
Административный, социальный бюджет – финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.
Таким
образом, формирование системы социального
партнерства на местном уровне может
иметь следующие результаты: социальные
- повышение качества жизни местно
сообщества, консолидация местных сообществ
муниципальных образований на основе
общих интересов и целей, формирование
отношений социального