Социально - политическое взаимодействие органов местного самоуправления с бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.Охарактеризовать особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.
2. Рассмотреть основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом в Прибайкальском районе Республики Бурятия.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Раздел 1. Особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом. ………………………………………….8
Раздел 2. Основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса в Прибайкальском районе Республики Бурятия……………………………………………………………………….......21
Раздел 3. Социальное партнерство муниципальной власти и бизнеса……32
Заключение.......................................................................................................42
Список использованных источников и литературы………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 68.47 Кб (Скачать)

  Субъекты  малого предпринимательства выполняют  массу необходимых и нужных функций. Они активно действуют в сферах, где крупные предприятия менее  активны. Они с наименьшими затратами  создают необходимые  компоненты для крупных предприятий, выпускающих  конечную продукцию. Малые предприятия, в которых создается основное количество новых рабочих мест, позволяют  снизить  социальную напряженность,  ориентируя людей на предпринимательскую  деятельность.

  Развитие  малого предпринимательства позволит  решить  региональные, экономические  и социальные проблемы, остро стоящие  перед органами местного самоуправления. Поддерживая малые предприятия, помогая им выжить и укорениться, активно привлекая эти предприятия к решению территориальных проблем, появиться возможность не только укрепить доходную часть  местного бюджета, а также  обеспечить эффективное социально-экономическое развитие территории.

  Основные  направления деятельности субъектов  малого предпринимательства в Прибайкальском районе – это лесозаготовительная  деятельность, хлебопечение, выжиг  извести, грузопассажирские перевозки, торговля, общепит, оказание бытовых  и туристических услуг.

  Предлагаемая  программа «Развитие малого предпринимательства  в Прибайкальском районе  на 2008 -2012гг»  разработана как конкретизация  раздела «Малое предпринимательство» Программы социально-экономического развития Прибайкальского развития до 2017года.     

  В октябре 2009 года районной администрацией в рамках программы «Развитие  малого предпринимательства в Прибайкальском районе»  был создан Фонд поддержки  малого предпринимательства. Фонд поддержки  малого предпринимательства Прибайкальского  района является не имеющей членства некоммерческой организацией. Предметом  деятельности Фонда является финансовое или иное обеспечение выполнения региональных программ, проектов и  мероприятий, направленных на поддержку  и развитие малого предпринимательства  в Республике Бурятия. Фонд осуществляет финансовое обеспечение программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку  и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных  средств, выделенных на поддержку субъектам  малого предпринимательства, доходов  от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических  лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от займов, лизинговых операций, вознаграждений за поручительство; межрайонное сотрудничество с иными  фондами поддержки малого предпринимательства; финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства, их союзов и объединений, а также структур поддержки малого предпринимательства в форме инвестиций, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов, грантов и в других формах, не противоречащих действующему законодательству; гарантирование, поручительство и иное обеспечение обязательств субъектов малого предпринимательства; финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров малого предпринимательства; финансирование и проведение научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, информационных, просветительских и культурно-массовых мероприятий, в том числе международных, соответствующих уставным целям Фонда; проведение мероприятий, направленных на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов и их эффективное использование; проведение конкурсов, выставок, ярмарок, аукционов, лотерей и т.д.

  Постановлением  Правительства Российской Федерации  №68 от 03.02.2007г. в Прибайкальском районе Бурятии будет создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. В связи с этим особую важность приобретает социально – экономическое  сотрудничество муниципальной власти с инвесторами.  Развитие внутреннего  и иностранного туризма и санаторно-курортного комплекса может стать важным альтернативным хозяйственным направлением в экономике района, обеспечить более  высокую эффективность его развития, способствовать решению социальных проблем.

  Так, в начале 2010 году заключен  общественный договор между муниципальными образованиями, районной администрацией и строителями  региональной автодороги «Улан-Удэ  – Турунтаево – Курумкан».

  Целями  договора является организация межсекторного  сотрудничества и взаимодействия, социально-ответственного партнерства для совместного  решения социально-экономических  вопросов и проблем на территории Прибайкальского района; исключения рисков загрязнения окружающей среды, утраты особо ценных ландшафтных  участков для местных жителей; создания дружественной атмосферы для  развития социума, сельскохозяйственного  производства  и перерабатывающих производств; принятия необходимых  и полных мер для исключения рисков, связанных  со строительством  автодороги.

  В настоящее время осуществляется разработка проекта договора в связи  с начавшимся строительством  «Байкальской гавани».

  Такого  рода общественные договоры направлены на более качественное взаимодействие инвесторов с органами местного самоуправления. Такие пункты в договоре как: предпочтение при найме рабочих жителям  сельских поселений, организация совместными  усилиями подготовку кадров из  представителей местного населения, молодежи  сельских поселений для работы в ОЭЗ  « Байкальская гавань», обеспечение  качественного содержания дорог  в селах, где проходит строительство, все это будет свидетельствовать  о эффективности взаимодействия муниципальной власти с бизнесом, и соответственно о социально-экономическом  развитии района.

  Для более качественного исследования механизмов взаимодействия органов  местного самоуправления с бизнесом был поведен экспертный опрос  среди муниципальных служащих и  бизнесменов. Экспертный опрос включал  в себя анкетирование муниципальных  служащих и бизнесменов (крупный, средний, малый бизнес), и интервью с главой администрации Прибайкальского  района.

  Анкетный  опрос был направлен на выявление  характера взаимодействия муниципалитета с бизнесом, а также проблем  возникающих при  взаимодействии.

  Проведенный опрос выявил следующие показатели. Органы местного самоуправления и бизнес согласны с тем, что муниципалитет  и бизнес должны сотрудничать в реализации программ социально-экономического развития района. Несмотря на множество трудностей встречающихся у бизнеса реализующиеся  в настоящее время программы, договоры, муниципальные заказы, тендеры, считаются эффективными механизмами  сотрудничества органов местного самоуправления и бизнеса в Прибайкальском районе. Однако вместе с тем, бизнесмены отмечают достаточно сложный доступ к тому или иному заказу или тендеру, отмечая практику «кумовства» в  отношении с муниципалитетом. Крупный  бизнес отмечает недостаточную поддержку  в плане кредитования.

  И муниципалитет, и бизнес отмечают, что  сегодняшняя модель взаимодействия органов местного самоуправления и  бизнеса является так называемой «добровольно-принудительной» моделью, когда бизнес должен следовать директивам администрации, не имея возможности  на самостоятельность, инициативность в своей деятельности. Понимая  неэффективность такого взаимодействия, бизнесмены и муниципальные служащие выразили надежду на формирование модели социального партнерства, которая  предполагает конструктивное взаимодействие на основе сочетания принципов социальной ответственности бизнеса и создания благоприятной институциональной  среды для предпринимательской  деятельности.

  Бизнес  осознает свои значимые функции для  развития территории, поэтому грамотная  политика органов местного самоуправления в отношении предпринимателей позволит обеспечить стабильное социально-экономическое  развитие муниципального образования  и повысить качество жизни населения.

  Глава администрации рассказал об основных направлениях работы с бизнесом. В настоящее время для реализации намеченных мероприятий ежемесячно проводятся заседания административного Совета при главе района, экономического Совета, где рассматриваются итоги социально-экономического развития района, заслушиваются и обсуждаются итоги деятельности предприятий по выполнению программы развития производства, производственно-хозяйственная деятельность проблемных предприятий с целью разработки планов реформирования и стимулирования их работы. Администрация осуществляет мониторинг деятельности организаций, предприятий района.

  Таким образом, анализ документов, анкетный опрос выявил положительную динамику формирования эффективной политики органов местного самоуправления в  отношении бизнеса. Органы местного самоуправления осознают, что без  помощи бизнеса социально-экономическое  развитие территории невозможно, поэтому  на первый план выходит партнерство  как эффективная технология согласования интересов для достижения взаимовыгодного  результата.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Раздел 3.

  Социальное  партнерство муниципальной  власти и бизнеса 

  В ходе демократических и социальных преобразований в России по-прежнему нерешенными остаются многие социально-экономические  проблемы. Это касается уровня бедности, повышения качества жизни местных  сообществ, продержки социально-незащищенных категорий граждан и молодежи, развития сфер культуры. Государство  постепенно перекладывает основную социально-экономическую нагрузку на муниципалитеты как уровень власти, наиболее близкий к населению. При  увеличении социально-экономической  нагрузки должно увеличиваться и  финансирование. Однако вместо этого  финансовое обеспечение неуклонно  падает. В результате постоянно растет дефицит местных бюджетов, что  не способствует эффективному решению  социальных проблем и развитию социальной сферы. Экономический кризис, сокративший  внешние инвестиционные потоки, еще  более остро поставил перед муниципалитетами вопрос о поиске дополнительных источников развития и стабилизации социально-экономической  обстановки. В этих условиях актуализируется  значение социального партнерства  как эффективного механизма взаимодействия органов местного самоуправления с  бизнесом.

  Социальное  партнерство представляет собой  популярный в последние годы механизм социально-экономического развития территорий. Он использовался во многих странах  для выхода из кризисов и ускорения  общественного развития. Возникнув, как механизм разрешения трудовых споров, социальное партнерство во все большей  мере превращается в инструмент комплексного развития территории.

  Страны  с развитой рыночной экономикой имеют  большой позитивный опыт использования  социального партнерства. Учитывая огромный опыт, накопленный Международной организацией труда, можно уверенно считать социальное партнерство надежным и апробированным социальным механизмом, способствующим экономической стабильности и развитию.

  Для России использование социального  партнерства стало актуальным после  перехода хозяйства на рыночную основу, с отделением бизнеса от государства. Реформирование территориального и  организационного устройства местного самоуправления в Российской Федерации  на современном этапе вызвало  необходимость дальнейшего развития системы социального партнёрства  на уровне муниципальных образований.

  Сама  задача построения социального государства  в России обязывает развивать  принцип социального партнерства  как социальный институт и как  социальный процесс. Это - принцип социальной игры, где все ее участники должны получить выгоду от общения, то есть создать, таким образом, систему действий во взаимодействии.

  Социальное  партнерство - это серьезная школа  демократии, то есть система взаимоотношений  в обществе, при которой реализуются  интересы большинства при одновременном  соблюдении интересов меньшинства, где каждый участник процесса, отвечая  за себя, несет и всеобщую ответственность  за принятые решения. Социальное партнерство - это и особая школа управления социально-экономическими и общественно-политическими  процессами на всех уровнях власти, которая учит партнеров умению договариваться, быть социально ответственными участниками  переговорного процесса, которая  формирует ростки новой культуры взаимоотношений в государстве  на пути построения гражданского общества.

  Социальное  партнерство включает в себя и  социальную ответственность бизнеса, этику его поведения, умение находить компромисс в трудовом коллективе, способность выстраивать партнерские  отношения с общественными организациями. Это - составной элемент государственно-частного партнерства, где бизнес и власть совместно реализуют социально значимые проекты, создают атмосферу доверия и взаимопонимания.

  Одна  из задач социального партнерства  на местном уровне - способствовать развитию местных сообществ. Как  публичная власть и как орган  управления местное самоуправление выгодно отличается от других ветвей власти. Через местные сообщества, территориальные общественные самоуправления решаются проблемы  улучшения своей  жилой среды, досуга молодежи и пожилых  людей, проблемы ЖКХ, оказания социальных услуг и др.

  Управление  территорией муниципального образования, умение создать систему общественного взаимодействия через социальное партнерство должны стать неотъемлемым требованием к любому руководителю муниципального уровня.

Информация о работе Социально - политическое взаимодействие органов местного самоуправления с бизнесом