Социально - политическое взаимодействие органов местного самоуправления с бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.Охарактеризовать особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом.
2. Рассмотреть основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом в Прибайкальском районе Республики Бурятия.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Раздел 1. Особенности социально-политического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом. ………………………………………….8
Раздел 2. Основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса в Прибайкальском районе Республики Бурятия……………………………………………………………………….......21
Раздел 3. Социальное партнерство муниципальной власти и бизнеса……32
Заключение.......................................................................................................42
Список использованных источников и литературы………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 68.47 Кб (Скачать)

  Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной  собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные  права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени  муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются  муниципальным имуществом.3

  Органы  местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут  выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные  образования вправе привлекать заемные  средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

  Важность  местного самоуправления трудно переоценить. Прежде всего, от степени его развитости и качества работы во многом зависят  управляемость всего государства. Во-вторых, местное самоуправление – самая близкая к людям  власть, по которой они судят о  власти и порядке в стране в  целом.

  И, наконец, именно местное самоуправление может лучше других узнать и понять потребности и чаяния граждан, обеспечить обратную связь между обществом  и властью.

  По  мнению многих экспертов, процесс реформирования, запущенный с принятием ФЗ «об  общих принципах организации  местного самоуправления» это самая  глубокая после Земской реформы 1864 года муниципальная реформа, затронувшая  все стороны местного самоуправления.4

  ФЗ  №131 от 6.10.2003 года «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» вступил в силу с 1 января 2009 года на всей территории РФ, за исключением  республик Ингушетия и Чечня. Таким образом, завершился этап, связанный  с наведением порядка в системе  власти посредством разграничения  прав, обязанностей, ответственности  и ресурсов.

  Муниципальная реформа – это одна из важнейших  системообразующих институциональных  реформ в РФ, которая заслуживает  самого пристального внимания, самого серьезного обсуждения. С принятием закона о местном самоуправлении в России произошел беспрецедентный процесс децентрализации полномочий. По сравнению с дореформенным периодом органы местного самоуправления были наделены значительно более широкими полномочиями, чем это было раньше, с определением степени самостоятельности по всем вопросам, с определением источников финансирования, механизмов финансового обеспечения полномочий.

  В сложившихся социально-политических условиях возрастает значение проблем  устойчивого развития на всех уровнях: государственном, региональном, местном. Современный этап развития экономики  России требует новых подходов в  управлении муниципальной экономикой.

  Формирование  концепции устойчивого комплексного социально-экономического развития муниципалитета – сложный процесс, осуществление  которого требует соблюдения определенных принципов, главными из которых предполагается считать принцип адаптивности. Следование требованиям принципа адаптивности означает, что формирование концепции  развития муниципалитета необходимо осуществить  с учетом возможных изменений  внешней среды, которые могут  обусловить корректировку целей, приоритетов  и механизмов их реализации. Такая  корректировка должна проводиться  с минимальными политическими, социальными  и экономическими издержками.

  Говоря  об устойчивом развитии муниципалитета необходимо: во-первых, понимать его  как целостное социально-экономическое  явление, которое имеет свои внутренние законы развития; во-вторых, устойчивое развитее территории предполагает ориентацию всех акторов на сохранение и развитие человеческого потенциала, удовлетворение потребностей человека, уважение его  прав и свобод; в-третьих, основой  современной устойчивой экономики  является знание, информация и инновационные  технологии; в-четвертых, устойчивое развитие современного муниципалитета невозможно без наличии грамотной и эффективной стратегии развития; в-пятых, термин «устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования» должен относиться не к отдельным сферам жизнедеятельности, а ко всему муниципальному образованию, включая наряду с традиционно муниципальными сферами и иные сферы, в том числе взаимодействие с экономическими структурами различных форм собственности.5

  При разработке стратегического плана, необходимо помнить, что достижение целей устойчивого развития, успешная модернизация муниципальной экономики  и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между обществом, бизнесом и властью, направленных на координацию  всех сторон, обеспечение учета интересов  бизнеса и различных социальных групп общества при выработке  и проведении социально-экономической  политики и разработке плана стратегического  развития территории.

  Еще одним субъектом исследуемых  отношений является бизнес. Под бизнесом, как субъектом взаимодействия с  властью, понимается  совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес - групп), ведущих  хозяйственную деятельность на рынке  в целях извлечения «частных»  коммерческих выгод.

  Экономический словарь трактует бизнес как  инициативную экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.6

  Некоторые исследователи предлагают следующие  функции бизнеса:

  • осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной сферы рынка (потребителей);

  • управление процессом обмена между предприятием и его контрагентом;

  • поддержка предпринимательства - распространение предпринимательских идей, инициативы и опыта управления;

  • деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов и новой продукции;

  • связи с общественностью - осуществление и управление отношениями между предприятием и общественностью или средствами массовой информации.7

  Таким образом, бизнес является важнейшей  движущей силой развития, играющей ключевое место в жизни общества, что обусловлено его функциями.

  Рассмотрев  местное самоуправление как основной инструмент экономического развития территории и бизнес как основной фактор с  помощью которого может успешно  реализоваться социально-экономическая  политика можно сделать вывод  о важности и целесообразности социально- политического взаимоотношения  между органами местного самоуправления и бизнесом.

  Сегодня бизнес-сообщество должно стать опорой местной власти при реализации на территории приоритетных направлений  развития, таких как: ЖКХ, обустройство дорог, развитие туризма, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика, создание рабочих мест и т.д. Решения  муниципальными образованиями приоритетных вопросов в рамках ограниченных финансовых и организационных возможностей не представляется возможным. Поэтому  бизнес должен способствовать привлечению  муниципалитетами для решения поставленных задач различных источников финансирования.

  Муниципальный и частный секторы могут эффективно взаимодействовать в условиях когда  местные органы власти среди приоритетных направлений социально-экономического развития муниципалитета определяю  такие как: создание благоприятного инвестиционного климата на территории, повышение инвестиционной привлекательности  объектов муниципальной собственности, обеспечение частным инвесторам возможности вложения инновационных  ресурсов в сферу услуг.8

  Таким образом, роль бизнес - сообщества в  развитии муниципальных образований  достаточно значима и обоюдовыгодна: бизнес-среда способствует реализации концепций и программ социально-экономического развития территории, а муниципальное  образование, в свою очередь, обеспечивает развитие различных направлений  бизнеса.

  Стратегия социально – политического взаимодействия бизнеса и муниципалитета должна носить взаимовыгодный характер. Сегодня  существует объективная необходимость  изучения взаимодействия местной власти и бизнеса. Наличие у предприятий экономической базы и права хозяйственной самостоятельности значительно расширило их права и ответственность за принимаемые решения. Именно самостоятельность как сущность современного управленческого процесса дает возможность и определяет экономический стимул эффективно взаимодействовать с местным самоуправлением, в максимальной мере удовлетворять свои потребности и интересы, соответствовать основным запросам населения. Главным орудием рационализации процесса разработки и реализации управленческого решения, осмысленной перестройки моделей хозяйствования выступает уровень и механизмы отношений бизнеса и муниципалитета.

  Следует отметить, что практика взаимоотношений  бизнеса и местного самоуправления сложна и разнообразна – от «добровольно-принудительной благотворительности» до социального  партнерства. Главное сегодня –  это формировании доверия между  муниципалитетом и бизнесом, между  предпринимателями и муниципальными служащими. Когда это доверие  будет установлено, бизнес становится более «прозрачным» и заинтересованным в укреплении собственной репутации, а его вложения в социальную сферу  – более полезными как для  общества, так и для самих компаний.

  Перспективы дальнейшего развития диалога между  местным самоуправлением и бизнесом весьма благоприятны. Анализ показывает, что у бизнеса нередко имеются  деловые предложения, причем хорошо обоснованные, которые важно оценить  и принять к сведению в дальнейшей работе местной администрацией.

  Считается целесообразным предоставлять больше возможности муниципалитетам оказывать  содействие в развитии бизнеса, что  в условиях финансового кризиса будет не только гарантией стабильности экономики, но и позволит создавать новые рабочие места. 9

  В соответствии с Планом действий Правительства  РФ в 2009 году осуществлено направление  части дополнительных ресурсов на кредитование малого и среднего бизнеса до 1 млн. рублей, а также обеспечен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства  к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями. Нормами ФЗ от 22 июля 2008 года № 159 «Об  особенностях отчуждения недвижимого  имущества, находящегося в государственной  собственности субъектов РФ или  муниципальной собственности и  арендуемого субъектами малого и  среднего предпринимательства» субъектам  малого и среднего предпринимательства  было предоставлено преимущественное право на возмездное приобретение арендуемого  ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности  субъекта РФ или муниципальной собственности.10

  Таким образом, социально-политические взаимоотношения между органами местного самоуправления и бизнесом определяются тем, что субъектом муниципального управления являются органы местного самоуправления, объектом - предприятия, организации и учреждения, находящиеся на территории муниципального образования, а целью - удовлетворение коллективных потребностей жителей муниципального образования.11

  Финансовая  устойчивость и эффективность работы муниципалитетов прямо связаны  с активизацией хозяйственной жизни  на местах. И здесь многое зависит  от умения местных руководителей грамотно хозяйствовать, от готовности снимать административные барьеры. Потенциальных возможностей для развития собственной базы здесь много. Это малый и средний бизнес, сфера инноваций и услуг. Именно эти сегменты экономики могут стать решающими для развития внутреннего рынка и экономического роста в стране в целом.

  Необходимо  отметить что, мировой опыт свидетельствует  о том, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в  частной собственности, поэтому  целесообразно заинтересовывать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения муниципального образования. Сделать это органы местного самоуправления могут с  помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

  Развитие  малого бизнеса в муниципалитетах  должно стать одним из приоритетных направлений в совместной работе федеральной власти, власти субъектов  РФ, муниципалитетов и бизнеса.

  Федеральный уровень - это нормативно-правовое регулирование  и создание общих благоприятных  налоговых, имущественных условий, благоприятного государственного регулирования  малого бизнеса, софинансирование программ субъектов федерации по развитию малого бизнеса. Следующий уровень ответственности – субъект РФ, который отвечает за нормативно-правовое регулирование на региональном уровне, финансирование и софинансирование местных программ. При этом непосредственная ответственность за развитие малого бизнеса на территории лежит на муниципалитетах.12

  Необходимость помощи малому и среднему бизнесу  со стороны власти стала уже штампом. О содействии предпринимателям, создающим  рабочие места и насыщающим местные  рынки востребованными товарами и услугами, регулярно говорится  с самых высоких трибун. После  длительного обсуждения в Государственной  Думе РФ летом 2007 года был принят ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», определяющий конкретные формы, условия и порядок поддержки  субъектов малого и среднего бизнеса.

Информация о работе Социально - политическое взаимодействие органов местного самоуправления с бизнесом