Реинжиниринг бизнес-процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является целостное и системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.
Поскольку основным предметом управленческого консалтинга является процесс изменений (в самом широком смысле этого слова), то этот процесс должен осуществляться с применением определенного метода, который позволял бы произвести требуемые изменения с максимальной эффективностью.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое понятие реинжиниринга бизнес процессов
Сущность и принципы реинжиниринга бизнес процессов
Методы и инструментальные средства реинжиниринга бизнес процессов
Использование информационных технологий в реинжиниринге бизнес процессов
Глава 2. Реинжиниринг бизнес процессов организации как метод повышения ее эффективности
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности работы предприятия
2.3 Реинжиниринг бизнес процессов организации
Глава 3. Предложения повышения эффективности работы предприятия с помощью методов реинжиниринга бизнес процессов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 915.50 Кб (Скачать)

•  Определение оптимальной  последовательности  выполняемых  функций,  которое  приводит к сокращению длительности цикла изготовления и продажи товаров и услуг, обслуживания клиентов, следствием чего служит повышение оборачиваемости капитала и рост всех экономических показателей фирмы.

 

 

Рис. 1.1. Структура бизнес-процесса

 

•  Оптимизация  использования  ресурсов  в  различных  бизнес-процессах,  в  результате которой минимизируются  издержки  производства  и  обращения  и  обеспечивается  оптимальное  сочетание различных видов деятельности.

•  Построение  адаптивных  бизнес-процессов,  нацеленных  на быструю  адаптацию  к  изменениям потребностей конечных потребителей продукции, производственных технологий, поведения конкурентов на рынке и, следовательно, повышение качества обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды.

•  Определение  рациональных  схем  взаимодействия  с  партнерами  и  клиентами,  и  как следствие, рост прибыли, оптимизация финансовых потоков. 

Особенности бизнес-процессов, для  которых проводится  реинжиниринг:

•  Диверсификация  товаров и  услуг (ориентация на  различные  сегменты рынка), вызывающая многообразие бизнес-процессов.

•  Работа по индивидуальным заказам,  требующая  высокую степень адаптации  базового бизнес-процесса к потребностям клиента.

•  Внедрение новых технологий (инновационных проектов), затрагивающих все основные бизнес-процессы предприятия.

•  Многообразие кооперативных  связей с партнерами предприятия  и поставщикаии материалов, обусловливающих  альтернативность построения бизнес-процесса.

•  Нерациональность  организационной  структуры,  запутанность  документооборота,  вызывающая дублирование операций бизнес-процесса.

  Реинжиниринг бизнес-процессов  выполняется на основе применения  инженерных методов и современных  программных инструментальных средств моделирования бизнес-процессов совместными командами специалистов компании и консалтинговой фирмы.

В соотвествии с определением Е.Г. Ойхмана и Э.В. Попова: «Реинжиниринг  бизнеса  предусматривает  новый  способ  мышления – взгляд  на  построение  компании  как  на инженерную деятельность. Компания или бизнес рассматривается как нечто, что  может быть  построено,  спроектировано или перепроектировано в соответствии  с инженерными принципами» [12].

  Вместе с тем,  нельзя  отождествлять  реинжиниринг  бизнес-процессов с решением локальных  задач,  хотя  решение  этих  задач  могут  быть  следствиями  реинжиниринга (рис.1.2). 

 

Рис. 1.2. Следствия реинжиниринга  бизнес-процессов 

 

 

 

 

Важнейшими принципами реинжиниринга бизнес-процессов  являются:

•  Несколько рабочих  процедур объединяются в одну –  «горизонтальное сжатие процесса». Следствие – многофункциональность  рабочих мест.

•  Исполнители  принимают  самостоятельные  решения – «вертикальное  сжатие  процесса». Следствие –  повышение ответственности, заинтересованности в результатах своего труда работника.

•  Шаги процесса выполняются  в естественном порядке – «распараллеленность  процесса». Работа выполняется в  том месте, где это целесообразно.

•  Многовариантность  исполнения  процесса, повышение адаптивности процесса к изменению внешней среды.

•  Уменьшается количество проверок, минимизируется количество согласований.

•  «Уполномоченный  менеджер» обеспечивает единую точку  контакта с клиентом.

•  Преобладает  смешанный  централизованно-децентрализованный  подход.  Следствие – делегирование полномочий по принципу «сверху – вниз»

 

    1.  Методы и инструментальные средства реинжиниринга бизнес процессов 

 

Рассмотрим  основные методы и  средства,  которые используются в различных  работах по реинжиниригу бизнес-процессов (рис. 2.4).

 

 

 

 

Рис. 2.4. Последовательность работ по проектированию бизнес-процессов

 

 Формирование миссии предполагает  определение стратегии поведения  предприятия на рынке в части  расширения границ рынка или  глубокого проникновения на рынок, диверсификации деятельности или повышения  качества товаров и услуг, глобализации или локализации  деятельности  и  т.д.  В  качестве  основного  метода  формирования  стратегии предприятия обычно используется  метод  анализа  иерархий Саати [16]. В качестве  инструментальных средств анализа иерархий используются  статические экспертные системы с  возможностью  обработки  качественных (нечетких)  оценок,  такие,  как Expert Choice,

Guru ,Level5.  Выбор сегментов рынка   предполагает конкретизацию стратегических целей предприятия в части определения регионов, потребителей, каналов распределения продукции и услуг.  Основными  методами исследований  на  этом этапе выступают методы  статистического анализа  и  прогнозирования  рынков сбыта,  нейронных  сетей,  интеллектуального анализа  данных  современных  информационных  хранилищ.  Наиболее  мощными  инструментальными средствами анализа и прогнозирования для выявления основных сегментов рынка являются ППП SAS, SPSS, NeurOn-Line, Brain Maker, PolyAnalyst и др 

Формирование продуктовых портфелей  для выделенных перспективных сегментов  рынка предполагает оценку возможностей предприятия в плане эффективности распределения капиталовложений по различным проектам и продуктам. Для решения этой задачи обычно используются  математические  модели  и методы оптимизации. Одним из наиболее известных  средств  бизнес-планирования  является  ППП Project Expert, который  позволяет проектировать и оценивать бизнес-планы предприятия для различных вариантов стратегий. 

Проектирование  бизнес-процессов.  Выявленный  на  третьем  этапе  продуктовый портфель  определяет  содержание  бизнес-процессов,  для  которых  необходимо  детально разработать  технологию  их  осуществления  с  позиции  достижения  заданных критериев  эффективности. Для  выбора конкретных технологий  требуется  разработать статические и динамические модели бизнес-процессов, позволяющие выполнить оценку их эффективности.

  Существуют различные методы  и средства моделирования бизнес-процессов, которые в  основном  сводятся либо  к  функциональному (диаграммы  рабочих  потоков Oracle

Designer 2000, SilverRun, Natural Engineering Workbench, функциональные диаграммы Design/IDEF), либо к объектно-ориентированному  моделированию ( язык UML, средство Natural Engineering Workbench)

  Проектирование использования ресурсов. После графического построения статической  модели  бизнес-процесса требуется выполнить  анализ  ее  реализации с позиции  эффективности  и  достаточности  ресурсов.  Для  этого  используются  методы  стоимостного анализа  функций  и  динамического  имитационного  моделирования.  Так,  статический стоимостной анализ функций позволяет выявить: 

•  Наиболее трудоемкие и затратные функции;

•  Функции, не вносящие вклад в образование прибыли; 

•  Функции с низким коэффициентом использования ресурсов.

  Стоимостной  анализ  функций  реализуется  либо  с  помощью  средств CASE-технологий, таких, как Design/IDEF, либо с помощью  систем комплексной автоматизации  предприятий, например, R/3, либо с помощью специализированных программных продуктов, таких,  как Easy ABC+.

  Для динамического  анализа бизнес-процесса используются  методы имитационного моделирования,  которые позволяют генерировать  статистику выполнения множества бизнес-процессов  одного или нескольких  типов за  длительный  период  времени.  При этом большое значение придается анализу узких мест в организации бизнес-процессов, связанных с перегрузкой ресурсов, образование очередей, или наоборот недогрузкой ресурсов. К известным  средствам  имитационного  моделирования  относят  ППП  РДО, Workflow Analyser, Pilgrim, Ithink, ReThink и др.

Методологии моделирования  бизнес-процессов 

В  отличие  от  описания  организации  на  основе  иерархической  функциональной структуры,  которую  трудно  объективно  оценить,  описание  бизнес-процессов  позволяет точно представить цели, исследуемые характеристики (в  том  числе динамические) и конечные  результаты  каждого  вида  деятельности.  Бизнес-процессы определяют  прохождение  потоков работ  независимо от иерархии и границ подразделений, которые их выполняют. В силу этих обстоятельств  реинжиниринг (реорганизация) бизнес-процессов нацелен на решение следующих задач:

– в первую очередь, на выявление объективной структуры  бизнес-процесса, 

– во вторую очередь, на оптимальное распределение  выявленных функций по структурным подразделениям и исполнителям и их автоматизацию с учетом ограничений на ресурсы.

  Каждый  бизнес-процесс   характеризуется: четко  определенными во  времени началом и концом; внешними интерфейсами, которые либо связывают его с другими бизнес-процессами внутри организации, либо описывают выход  во  внешнюю среду; последовательностью  выполнения  функций  и  правилами  их  выполнения (бизнес-правилами). Для каждой  функции,  входящей  в бизнес-процесс, определены  ее место в общей последовательности работ, исполнитель, условия инициации, время и стоимость выполнения.

  Рассмотрим  обобщенную  модель  бизнес-процесса.  Любой   бизнес-процесс  можно представить   как  упорядоченную  совокупность  сущностей (рабочих  объектов,  ресурсов, организационных единиц), функций (действий) и событий (рис. 2.5). Пример реализации модели бизнес-процесса представлен на рис. 2.6.

Рабочий объект – это  сущность,  над  которой осуществляется некоторое действие (преобразование, обработка, формирование). Рабочие объекты могут быть или материальными (например, сырье и материалы, полуфабрикаты, готовые изделия, услуги),  или финансовыми (например, платежи, перечисления и т.д.), или информационными  (например, документы: заказы, накладные,  счета и т.д.). Рабочие объекты являются  динамическими сущностями,  то  есть  периодически  возникают в бизнес-процессе (закупаются,  производятся,  формируются), преобразуются в  другие объекты  и  удаляются  из бизнес-процесса (продаются, передаются на хранение). 

  Ресурсы  – это  сущности (субъекты), с помощью которых   осуществляются  бизнес-процессы, например,  оборудование, запасы на складе, деньги на расчетном счете, нормативно-справочная  информация (номенклатуры-ценники,  классификаторы) и т.д. Ресурсы также  как  и  рабочие  объекты  могут динамически  изменять  свое  состояние (конкретные экземпляры  ресурсов  в течение  жизненного  цикла экономической системы добавляются или удаляются), но в отличие от рабочих объектов используются в системе в течение нескольких  циклов  воспроизводства,  т.е.  находятся  в  системе  постоянно  и  в этом  смысле  являются статическими. Разделение сущностей на рабочие объекты  или  ресурсы зависит от использования в том или ином бизнес-процессе, поскольку в одном процессе сущность может выступать в роли рабочего объекта (например, предприятие самостоятельно ремонтирует некоторое оборудование), а в другом эта сущность используется в качестве ресурса (оборудование  используется в производственном процессе).

Рис. 2.5. Обобщенная модель бизнес-процесса

 

  Организационные   единицы (предприятия, подразделения,  персонал,  отдельные исполнители) – это  частный  случай  ресурсов, представляющих собой  объединение людей, которые  используют  другие  ресурсы  для  выполнения  бизнес-процессов.  Одно  и  то  же подразделение может участвовать в нескольких бизнес-процессах. Например, отдел сбыта участвует  собственно в сбыте товаров, в формировании производственных заказов и предоставляет информацию в маркетинговый отдел для проведения исследований рынка, выработки  стратегических  решений,  представляет  учетную  информацию  для  управления финансовыми  ресурсами.  И  наоборот,  в  одном  и  том  же  процессе  принимают  участие множество организационных единиц: например, в подборе и управлении кадрами принимают участие не только отдел кадров, но и производственные подразделения, финансовый отдел, дирекция предприятия.

  Функция (действие,  операция)  преобразует  входные   рабочие  объекты в выходные или модифицирует их. Последовательность взаимосвязанных по входам и выходам функций составляет бизнес-процесс. Функция бизнес-процесса может порождать рабочие объекты любой природы (материальные, денежные, информационные).

  Функция может быть представлена одним действием или некоторой совокупностью действий, которая может быть организована в виде иерархии. В последнем случае каждой функции может соответствовать некоторый процесс, в котором  подфункциям  соответствуют свои подпроцессы,  и так дальше, пока каждая из подфункций не будет представлять недекомпозируемую последовательность действий.

  С позиции степени  информатизации функции классифицируются:

•  Автоматические функции (off-line), выполняемые  ЭВМ  без участия  человека например, составление стандартных отчетов, проведение расчетов.

•  Интерактивные функции  (on-line), выполняемые  ЭВМ и человеком в диалоге, например, реализация нестандартных запросов, настройка на особенности ситуации.

•  Экспертные функции, выполняемые человеком на основе рекомендаций (команд), подготавливаемых ЭВМ.

•  Неавтоматизированные функции, выполняемые человеком  без  использования ЭВМ.

  События. В совокупности  действий для каждой функции  возможны альтернативные или   циклические  последовательности  в  зависимости  от  различных  условий  протекания процесса. Эти условия связаны с происходящими событиями во внешней среде или в самих процессах (например, заказ принят, отвергнут, отправлен на корректировку), которые изменяют состояния объектов, ресурсов, организационных единиц. Таким образом, событие  фиксирует  факт  завершения  выполнения некоторой функции  и  образования  нового состояния  объекта  или  нового  объекта.  Новые  состояния  объектов (объекты) вызывают выполнение новых функций, которые создают новые события и т.д., пока не будет завершен  некоторый  бизнес-процесс. Тогда  последовательность  событий  составляет конкретную реализацию бизнес-процесса.

Информация о работе Реинжиниринг бизнес-процессов