Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития предпринимательской деятельности в сфере туризма.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
изучить сущность, характерные черты и виды предпринимательской деятельности;
рассмотреть формы и направления предпринимательской деятельности в туристском бизнесе;
проанализировать проблемы развития предпринимательства в сфере туризма;
найти и рассмотреть перспективы развития туристской предпринимательской деятельности.

Содержание

1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности
1.1 Сущность предпринимательской деятельности и ее характерные черты
1.2. Виды предпринимательской деятельности
2. Туризм как особый вид предпринимательства
2.1. Формы и направления предпринимательской деятельности в туристском бизнесе
2.2. Проблемы развития предпринимательства в сфере туризма
2.3. Перспективы развития туристской предпринимательской деятельности

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 102.26 Кб (Скачать)

       В-третьих, условием устойчивого развития предпринимательства  является наличие соответствующего кадрового потенциала. В связи  с этим задачей местных органов  власти выступает осуществление  различных действий, формирующих  интерес к предпринимательству  и занятости в сфере туризма.

       В-четвертых, важным условием устойчивого развития предпринимательства можно рассматривать  наличие информации и знаний об имеющихся  возможностях туристского освоения территорий и осуществление широкой информационной поддержки предпринимательства со стороны органов местного самоуправления.

       В-пятых, важнейшим активом формирования устойчивого развития предпринимательства  можно рассматривать местные  источники инноваций. В связи  с этим актуальным является формирование банка инновационных идей и разработка программ использования местных  инноваций на муниципальном уровне.

       В-шестых, формирование устойчивого развития предпринимательства связано со способностью местных органов власти объединять разнообразные источники  финансирования и осуществлять поддержку  предпринимательских инициатив.

       В-седьмых, устойчивое развитие предпринимательской  среды предполагает наличие соответствующей  культурной атмосферы, которая выражается в дружеском сотрудничестве, взаимопомощи, наличии позитивного имиджа, доброго  отношения местного населения к  деятельности предпринимателей. Роль местных органов власти в данном случае проявляется в поддержке  и пропаганде меценатства и благотворительности [39].

       Устойчивое  развитие предпринимательской среды  в сфере туризма предполагает разработку общей политики на уровне всех муниципальных образований, вовлеченных  в туристское обслуживание, что означает необходимость установления рациональных межмуниципальных отношений по обслуживанию клиента-туриста. Существующие экологические  ограничения на наиболее привлекательных  для туристов территориях не позволяют  организовать длительное пребывание здесь  больших туристских потоков, что  снижает доходность этой сферы бизнеса. В настоящее время нельзя говорить об устойчивом развитии предпринимательства  в сфере туризма и самих  территорий. Поскольку существует Ограниченная диверсификация видов туристской деятельности в муниципалитетах с особыми  природоохранными требованиями, то предприниматели  в сфере туризма используют наиболее доступный способ получения доходов - неразумное расширение сроков пребывания туристов на данной территории, происходит локализация турпотоков [36].

       Для решения проблемы обеспечения устойчивого  развития предпринимательства в  сфере туризма установление партнерских  межмуниципальных отношений - весьма важная, хотя и очень сложная, стратегическая задача, что наиболее актуально для  туристских территорий, на которых  действуют экологические ограничения  ведения хозяйственной деятельности [18].

       Для системного развития малого бизнеса  в сфере туризма должна быть разработана  комплексная инновационная программа, которая предполагает реализацию следующих  мер:

  1. подготовка и формирование программных мероприятий содействия развитию предпринимательства в сфере туризма и гостеприимства;
  2. обеспечение государственной поддержки развития отрасли;
  3. формирование соответствующего инвестиционного портфеля, в том числе преимущественная инвестиционная поддержка субъектов малого бизнеса, обеспечивающих международный уровень охраны окружающей среды при создании объектов туристической индустрии;
  4. законодательное обеспечение развития туризма, включая вопросы аренды и собственности на земли, на которых расположены туристические объекты, объекты инфраструктуры туризма и гостеприимства;
  5. определение туристического потенциала региона, включая природные, исторические, этнографические, курортные, религиозные, ботанические, геологические и другие виды туристических объектов, в целях издания туристического атласа региона;
  6. создание общественных объединений, действующих в разных направлениях туризма и гостеприимства: строительстве, придорожном сервисе, агротуризме, школьном познавательном и спортивном туризме, туризме с применением сложных технических средств, в целях разработки перспективных планов развития туризма и взаимодействия с органами государственной власти;
  7. создание информационных продуктов, направленных на формирование имиджа региона как многофункционального туристического центра;
  8. подготовка соответствующей рекламной продукции [36].

       Основой для решения указанных задач  должны стать:

  1. экономический и социально-исторический анализ проблем, перспектив и путей развития отрасли во взаимодействии с перспективами развития Российской Федерации в целом и регионов;
  2. оценка культурно-исторического потенциала региона, анализ путей и способов его сохранения и использования;
  3. антропологическое (социально-этнографическое) исследование населения региона;
  4. разработка и принятие программы природоохранных мероприятий;
  5. разработка технико-экономического обоснования создания особых экономических зон в сфере туризма региона;
  6. экономическая оценка затрат и результатов, связанных с реализацией задачи инфраструктурного насыщения туристских маршрутов;
  7. инвентаризация производственных мощностей промышленных предприятий в целях организации на кооперационной основе отечественного производства оборудования, инвентаря и снаряжения для туристской сферы [36].

       Таким образом, решение всех этих проблем требует наличия высококвалифицированных,  интеллектуально гибких кадров. В России современная система подготовки кадров для сферы туризма только  формируется - складываются ее основные звенья и направления, формулируются требования к специалистам, изменяются образовательные стандарты. Но уже сейчас понятно, что подготовить высококвалифицированные кадры, основываясь лишь на классическом инструментарии образования, невозможно. Необходимо активно внедрять инновационные технологии в образовательный процесс. 
 
 

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       Сущность  предпринимательства заключается  в том, что, предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли. Её характерные черты: риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий.

       Видами предпринимательской деятельности являются: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, посредническое, страховое.

       В поддержку предпринимательства, государства  большинства стран применяют следующее сочетание мер:

       1) льготное налогообложение;

       2) формирование благоприятной правовой среды;

       3) финансовое и материальное обеспечение программ поддержки МП.

       Основными формами турбизнеса является: классический и инновационный. Основные его направления: туроперейтинг,  турагенстская деятельность, гостиничное обслуживание, предоставление услуг общественного питания, транспортное обслуживание, организация досуга, бизнес-обслуживание, оздоровительное, образовательное, спортивное и экскурсионное обслуживание туристов.

       Основными проблемами современной туриндустрии в России в настоящее время являются: создание четкой нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности; регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествия; формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий;  интеграция России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма; создание информационных баз данных об отечественных туристских фирмах и продуктах; создание сети заграничных представительств с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристских центров России за рубежом; развитие инфраструктуры туристской сферы; стимулирование инвестиционной активности в сфере туризма;   повышение качества туристских услуг и обслуживания.

       Решение всех этих проблем требует наличия высококвалифицированных,  интеллектуально гибких кадров. В России современная система подготовки кадров для сферы туризма только  формируется - складываются ее основные звенья и направления, формулируются требования к специалистам, изменяются образовательные стандарты. Но уже сейчас понятно, что подготовить высококвалифицированные кадры, основываясь лишь на классическом инструментарии образования, невозможно. Необходимо активно внедрять инновационные технологии в образовательный процесс.

       Подводя итоги, можно сказать о том, что туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей. При этом огромную роль играет развитие предпринимательской деятельности в туризме. 
 
 
 

 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Райзберг, Б.А. Основы экономики и предпринимательства [Текст]. / Б. А. Райзберг. - М.: ТОО ”Вес”, 1995. – 464 с.
  2. Борисов,  Е.Ф. Основы экономической теории [Текст]. /  Е.Ф. Борисов, Ф.М. Волков. - М. : Высш.шк.,1994. – 365 с.
  3. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: “Экономика”, 1992. – 299 с.
  4. Пономарев, А. Е. Мониторинг состояния туризма в Российской Федерации [Текст] / Пономарев А. Е. // Российская бизнес газета. - 2007.
  5. Воронкова, Л. П. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник [Текст]. / Л.П. Воронкова. - М., 2002.
  6. Виды предпринимательской деятельности. [Электронный ресурс] // Бизнес консалтинг. Консалтинговые услуги. Бизнес системы: сетевой журн. – 2007. – Режим доступа: http://www.sherpaconsulting.ru/vidi_consulting/risk_consulting/vidi_predprinimatelstva.htm
  7. Бусыгин, А.В. Предпринимательство [Текст]/ Булыгин А. В. - М.: ИНФРА - М. 2001. – 608 с.
  8. Колчина, Н.В. Финансы предприятий [Текст]/ А. В. Колчина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 447 с.
  9. Шевченко, И.К. Организация предпринимательской деятельности [Текст]/ И. К. Шевченко. – Т.: ТРТУ, 2004.
  10. Крутик, А.Б. Организация предпринимательской деятельности [Текст] / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. - М.: издательский центр "Академия", 2006. - 160 с.
  11. Копылова, А. М. Руководящий корпус российских предприятий: эволюция и характерные черты [Текст]/ А. М. Копылова. – М.: Соискатель № 3, 2005 - 55-63 с.
  12. Кузнецов, Ф. В. Характерные черты предпринимательства в российских регионах [Текст]/ Ф. В. Кузнецов. – М.: Соискатель №3, 2005 - 130-137 с.
  13. Андерс, О. Условия развития малого предпринимательства [Текст]/ О. Андерс. – Л.: Человек и труд №12, 2005. - 71-76 с.
  14. Борисов, С. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? [Текст]/ С. Борисов. – Л.: Человек и труд № 1, 2005. - 65-67 с.
  15. Аборнева, О. Государственное регулирование и поддержка предпринимательства. Проблемы теории и практики управления [Текст] / О. Аборнева. – Человек и труд №2, 2004. - 111-117 с.
  16. Вольский, А. Главная прорывная сила экономики [Текст]./ А. Вольский. - Человек и труд №, 2004. - 35-37 с.
  17. Русаков, М. С. Финансово- экономические механизмы развития малого предпринимательства за рубежом. Экономический анализ [Текст]. / М. С. Русаков. - Теория и практика №11, 2006. – 61 с.
  18. Егоров, С. Малый бизнес—инструмент решения социальных задач. Проблемы теории и практики управления [Текст] / С. Егоров. – М. Теория и практика №4, 2004. - 47-50 с.
  19. Станиславчик, Е. Малый и средний бизнес Проблемы теории и практики управления [Текст] / Е. Станиславчик. – М.: № 11, 2005. - 104-109 с.
  20. Гуринович, М. Большая роль малого бизнеса [Текст]/ М. Гуринович. - М.: Человек и труд. №1, 2004. - 37-40 с.
  21. Винская, В. Малый бизнес набирает обороты [Текст]. Экономика и жизнь / В. Винская // Сибирь. – 2005. - ноябрь (№18). 7-9 с.
  22. Ершова В.И. Российская газета №3 2005 С. 3-7.
  23. Губанов С. Рост отсталости или отсталость роста. [Текст] Труд и социальные отношения. / С. Губанов // Выпуск №3 (30) 2005. 26-31 с.
  24. Александрова, А. Ю. Международный туризм [Текст]/ А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 30-55 с.
  25. Барчукова, Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. / Н. С. Барчукова – М.: Международные отношения, 2003. – 305 с.
  26. Борисов, К.Г. Международный туризм и право [Текст]/ К. Г. Борисов. – М.: Колос, 2001. – 266 с.
  27. Вахмистров, В.П., Правовое обеспечение туризма [Текст] / В. П. Вахмистров, С. И. Вахмистрова. – М.: Изд-во Михайлова, 2005.
  28. Губенко, Н.Н. Законодательство о туризме в Российской Федерации за рубежом. Состояние и перспективы [Текст] / Н. Н. Губенко. - Экономика и право. – 2005. – 45-51 с.
  29. Ковалев, Д. ВТО и развитие туризма в России [Текст] / Д. Ковалев. - Экономика. - №10. – 2004. – 350-601 с.
  30. Колосов, Ю. М. Международное право [Текст] / Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2005.
  31. Писаревский, Е.Л. Научно-практический комментарий. Положение о лицензировании туроператорской деятельности. Положение о лицензировании турагентской деятельности. [Текст] / Е. Л. Писаревский. - М.: Юрист, 2002.
  32. Свиридов, К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг [Текст]. / К. С. Свиридов. – М.: Знание, 2003.
  33. Чеботарева, И.А. Анализ законодательства о туристской деятельности в субъектах Российской Федерации [Текст]. / И. А. Чеботарева. – СПб., Колос, 2002
  34. Гуляев, В.Г Организация туристической деятельности [Текст]/ В. Г. Гуляев. - М.: Нелидж, 2008. – 5 с.
  35. Гуляев, В.Г. Правовое регулирование туристской деятельности [Текст] / В. Г. Гуляев. - М.: Изд-во Приор, 2006. – 30-48 с.
  36. Туризм: теория и практика. Избранные труды: В 5 т. Т. 1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность [Текст]./ Квартальнов В.А. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 192 с.
  37. Экономика туризма: теория и практика [Текст] / Купер К. Х. [и др.] / - СПб.: Изд-во "Омега", 2007г. с. 5.
  38. Волошин, Н. И. Международный туризм: Правовые акты [Текст] / Н.И. Волошин. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 400 с.
  39. Морозов,  Ю.П. Инновационный менеджмент [Текст] / Ю. П. Морозов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 446 с.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере туризма