Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития предпринимательской деятельности в сфере туризма.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
изучить сущность, характерные черты и виды предпринимательской деятельности;
рассмотреть формы и направления предпринимательской деятельности в туристском бизнесе;
проанализировать проблемы развития предпринимательства в сфере туризма;
найти и рассмотреть перспективы развития туристской предпринимательской деятельности.

Содержание

1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности
1.1 Сущность предпринимательской деятельности и ее характерные черты
1.2. Виды предпринимательской деятельности
2. Туризм как особый вид предпринимательства
2.1. Формы и направления предпринимательской деятельности в туристском бизнесе
2.2. Проблемы развития предпринимательства в сфере туризма
2.3. Перспективы развития туристской предпринимательской деятельности

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 102.26 Кб (Скачать)

       Для становления в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса необходимо ориентироваться на данные запросы  потенциальных туристов. В связи  с этим, возникает необходимость  решения ряда актуальных задач, таких  как:

    1) определение принципов государственной политики в области туризма, создание четкой нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности;

    2) регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествия;

    3) поддержка туроператоров, турагентов и их объединений со стороны государства и инвесторов;

    4) формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий;

    5) интеграция России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;

    6) подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях российского рынка;

    7) участие турпредприятий и организаций в проведении международных туристских выставок;

    8) проведение рекламных кампаний с целью формирования положительного имиджа России;

    9) проведение маркетинговых исследований с целью изучения потенциального спроса;

    10) создание информационных баз данных об отечественных туристских фирмах и продуктах;

    11) создание единой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция с аналогичными международными сетями;

    12) создание сети заграничных представительств с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристских центров России за рубежом;

       12) развитие инфраструктуры туристской сферы;

       14) стимулирование инвестиционной активности в сфере туризма;  

       15) повышение качества туристских услуг и обслуживания;

       16) развитие анимационного сервиса;

       17) обеспечение безопасности туристов и их имущества;

       18) распространение сувенирной продукции;

       19) подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий сферы туризма. 

       Последнее имеет важное значение для развития современной российской туриндустрии, так как человеческий фактор в  данной сфере деятельности  играет решающее значение при примерно равных прочих условиях. Руководители ведущих  предприятий сферы туризма однозначно признают, что квалифицированные  опытные работники выступают  основным активом любой компании. Будучи вовлеченными в непосредственный контакт с клиентами, они напрямую влияют на объемы продаж, а следовательно  и на всю деятельность компании. В связи с этим требования к  работникам индустрии туризма чрезвычайно  высоки [31].

       В настоящее время практики предпринимательской  деятельности в туристской индустрии  выделяют ряд проблем, связанных  с подготовкой кадров для сферы  туризма. Основными из них являются:

       1) Отсутствие или нехватка у руководящего персонала, в том числе у ключевых менеджеров необходимых теоретических знаний и навыков по осуществлению эффективного управления предприятием. Специалисты, да и сами руководители отмечают тот факт, что современные технологии управления ими мало востребованы, прежде всего, ввиду малого знакомства с указанными технологиями.

       2) Незнание инструментария воздействия на личность и коллектив туристского предприятия, что влечет многочисленные, разнообразные и нередко трудноразрешимые конфликты, неэффективную деятельность наемных работников.

       3) Недостаточная подготовленность в теоретическом и практическом плане лиц, ответственных за разработку и реализацию финансовой политики туристских предприятий. Масштабы деятельности и, соответственно, финансовые результаты большинства туристских предприятий не позволяют им привлекать высококвалифицированных специалистов-финансистов, бухгалтеров, готовых осуществлять деятельность лишь при высоком уровне заработной платы.

       4) Слабое внимание высшего руководства предприятий к управлению финансами (это особенно недопустимо в свете последних изменений правовой основы туристского бизнеса). Подобная проблема порождается многими обстоятельствами. В частности, немалая часть руководителей из-за недостаточной подготовки не может осуществлять эффективное руководство финансовой деятельностью организации в рыночных условиях. С другой стороны, подчиненные, ответственные за финансовую деятельность, не всегда могут четко актуализировать и обосновать разнообразные мероприятия в области финансов фирмы из-за недостаточных знаний в области финансов фирмы [27].

       5) Недостаточное инструментально-методическое обеспечение управления деятельностью предприятия туристской индустрии. Мелкие туристские предприятия в подавляющем большинстве не в состоянии иметь техническую базу для применения эффективных систем информационного обеспечения управления, осуществляющих сбор, накопление и обработку необходимых данных. Использование разнообразных информационных технологий вовсе не может заменить дорогостоящее и влекущее немалые издержки при обслуживании современные системы обеспечения управления предприятием. Указанные системы зачастую для туристских предприятий недоступны, а их внедрение не всегда способно обеспечить должный прирост прибыли. Те же предприятия, которые способны создать указанные системы, ввиду слабой подготовленности работников используют эти системы малоэффективно. Поэтому предпринимательские структуры в туристском бизнесе в основном не имеют систем и формальных процедур наблюдения за внешней средой, создания прогнозов, оценки и контроля стратегии, которая реализуется в текущий период. Соответственно их руководители при осуществлении функций управления чаще всего ориентируются на достижение сиюминутных результатов в ущерб долгосрочным целям и задачам.

       6) Высокая цена последствий управленческого решения в туристском бизнесе. Нередко большая часть управленческих решений в туристском бизнесе является значимыми, мощно влияющими на кругооборот денежных средств организации, размещение ресурсов и структуру источников финансирования предприятия. Именно поэтому любое неверное, неадекватное или запоздалое решение не только приводит к серьезным потерям ресурсов, но и негативно отражается на ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости туристских фирм. Именно последнее обстоятельство, несмотря на то, что эти фирмы нередко являются рентабельными, не создает условий для привлечения туристскими предприятиями внешних источников финансирования. Можно сказать, что для туристского бизнеса риск материальных потерь и даже банкротства несколько выше, чем для субъектов предпринимательской деятельности многих сфер экономики.

       7) В туристской отрасли возмущения внешней среды чаще всего носят уникальный, мало повторяющийся характер. Соответственно стандартный характер решений здесь - явление редкое. Таким образом, степень неопределенности и рисков предпринимательской деятельности в туристской сфере чрезвычайно высока. Однако ресурсов на формирование и обеспечение эффективного функционирования системы предотвращения рисков туристским предприятиям не хватает. Подобное обстоятельство делает турбизнес особенно привлекательным для рейдерских захватов [27].

       8) Туристские фирмы редко достигают минимально эффективного размера предприятия. В подобных условиях предприятия не в состоянии усиливать специализацию управленческого труда. Не случайно на большинстве туристских предприятий одни и те же лица выполняют ряд разнообразных функций. Туристские организации чаще всего не имеют служб перспективного планирования и контроля, финансовых служб и даже финансовых менеджеров. Ключевые менеджеры зачастую совмещают в своем лице и исполнительное руководство, и планирующий орган, не обладая для этого достаточными знаниями, навыками и умениями.

       9) Отсутствие возможностей и порой просто желания обучать и переподготавливать персонал туристских предприятий [27].

       Таким образом,  основными проблемами современной  туриндустрии в России в настоящее  время являются: создание четкой нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности; регулирование отношений, возникающих  при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествия; формирование современного отечественного туристского  рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий;  интеграция России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области  туризма; создание информационных баз  данных об отечественных туристских фирмах и продуктах; создание сети заграничных  представительств с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристских центров России за рубежом; развитие инфраструктуры туристской сферы; стимулирование инвестиционной активности в сфере туризма;   повышение  качества туристских услуг и обслуживания.  

       2.4. Перспективы развития  туристской предпринимательской  деятельности 
 
 

       Развитие  предпринимательства в сфере  туризма сопряжено с общими условиями  развития предпринимательства в  России [29].

       Стало распространенным положение о том, что развитие туризма на региональном и муниципальном уровнях весьма перспективно, поскольку развитый туризм благодаря большому потоку туристов обеспечивает местности, прежде всего, доход, а также расширение занятости. Возможности устойчивого развития туристской отрасли на муниципальном уровне базируются на двух предпосылках:

  1. наличие уникального туристского ресурса, притягивающего клиентов;
  2. присутствие существенного потенциала потребителей туристских услуг, который может привести к возникновению больших потоков туристов [36].

       Выход на траекторию устойчивого развития предпринимательства в сфере  туризма связан с рядом условий. Во-первых, необходимо создание благоприятной  предпринимательской среды. Это  важнейшая инициатива, которую может  предпринять любая территория в  целях устойчивого развития туризма, но это предполагает адекватное представление  о причинах, сдерживающих развитие предпринимательства. Поэтому целесообразно  специальное исследование данной проблемы (например, организация экспертного  опроса предпринимателей). Органы местного самоуправления обладают статусными возможностями  для содействия развитию предпринимательства, но осуществление управленческих воздействий  может быть целесообразным только на основе объективной информации. Одним  из инструментов формирования хозяйственной  политики местного самоуправления в  сфере туризма может стать  постоянно действующий координационный  совет по развитию и поддержке  предпринимательства при главе (заместителе  главы) администрации территории. Непосредственный контакт с лицами, которые на практике реализуют политику развития предпринимательства  и от кого зависит ее осуществление, позволяет оперативно решать местные  проблемы, выявлять позитивные и негативные процессы, эффективно формировать региональную и местную политику устойчивого  развития туризма. Особую значимость имеет  активная позиция местной администрации, которая особое внимание уделяет  малому бизнесу, поскольку возможности для его функционирования являются базовым элементом устойчивого развития сферы туризма [37].

       Местная администрация должна осуществлять следующие действия:

  1. Разработать стратегию развития территории с выделением конкурентных преимуществ и учетом предпринимательских инициатив.
  2. Выявить выгоды для населения, действующих и потенциальных предпринимателей, а также общественных организаций от реализации программных мероприятий.
  3. Обеспечить на местном уровне широкую общественную поддержку стратегии со стороны разнообразных структур, что позволит, в частности, выявить «узкие места», а также привлечь предпринимателей к их ликвидации.
  4. Сформировать культуру сотрудничества, способствующую развитию организационного потенциала территории.
  5. Лоббирование предпринимательской инициативы, соответствующей стратегии развития территории [39].

       Во-вторых, важнейшим условием устойчивого  развития предпринимательства в  сфере туризма является наличие  инициативных людей, которые могут  открыть и развить свое дело. К  таковым относятся действующие  и потенциальные предприниматели, а также профессионалы и менеджеры, которые помогают становлению новых  фирм.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере туризма