Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:24, контрольная работа
Предприниматель — это человек (или группа людей), который берет на себя риск и ответственность за организацию и управление фирмой.
1. Предпринимательство и его роль в экономике.
2. Рынок современной конкуренции.
3. Безработица: сущность, виды, последствия, меры регулирования.
4. Особенности государственного регулирования экономики в России в условиях ее перехода к рынку.
5. Нестабильность глобальной экономики.
Создать смешанную экономику в России удалось, но поставленные при этом цели не достигнуты ввиду отсутствия широкого слоя собственников, низкой эффективности приватизированных предприятий, задержек подъема национальной экономики. Поэтому в утвержденной Правительством РФ Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ (далее - Концепция) вновь провозглашаются эти же цели, дополненные обеспечением контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества и существенным повышением качества менеджмента, а также обеспечением эффективности функционирования фондового рынка. Здесь же предполагается использовать разные подходы при приватизации унитарных предприятий и продаже пакетов акций, принадлежащих государству, в зависимости от ликвидности, соотношения между инвестиционной и бюджетной составляющими и перспектив развития приватизируемого предприятия.
Государственное
регулирование экономики – это
система мероприятий
1. Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма.
2. Обеспечение устойчивых темпов экономического роста.
3. Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции.
4. Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса.
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику и его пределам было различным на разных этапах её становления и развития.
Меркантелисты провозглашали активное вмешательство государства в экономику. А. Смит (представитель классической теории) считал, что вмешательство в экономику со стороны государства излишне и должно быть ограничено (обеспечение безопасности жизни человека, сохранение его собственности и др.). Дж. Кейнс (основатель кейнсианской теории) считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджет на финансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости. Неоклассическая теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономическую жизнь. А монетаристы считают, что государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой, что достигается кредитными инструментами национального банка. В настоящее время определено, что государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени , в которой требуется для поддержания макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции.
Особенность государственного регулирования российской экономики заключается в том, что мировая история до недавнего времени не имела опыта перехода отдельных стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию.
С ликвидацией Госплана СССР и общенационального планирования в начале рыночных преобразований государственная поли тика основывалась на принципах монетаристской теории - исключить влияние государства на экономику, целиком подчинив ее рынку. Сейчас очевидно, что это не удалось. Государство фактически перестало выполнять свои функции по обеспечению экономической и социальной безопасности. Однако нельзя согласиться с тем, что в период перехода к рыночной экономике государство «ушло» из экономики и не выступало как регулятор рыночного процесса. В России государство стало творцом рыночной экономики. При этом были использованы не рекомендательные (индикативные), а в большинстве случаев директивные методы ее реформирования, составляющие суть «шоковой терапии».
С начала рыночных преобразований и до 1995 г. Правительство не формировало целей и задач изменения российской экономики и не разрабатывало программ развития, предпочтение отдавалось решению текущих задач в ущерб стратегическим. Разработка трех (на краткосрочный -1995-1997 гг., среднесрочный - 1997-2000 гг. и долгосрочный - до 2010 г. периоды) правительственных программ социально-экономического развития, принятие Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.) - это позитивные процессы в становлении и развитии государственного регулирования при переходе к рынку.
Переход
к рыночной экономике выдвигает
новые теоретико-
Идея
сильного государства и государственное
регулирование экономики
К настоящему времени (к 2007 г.) действующая в России система государственного регулирования не достаточно эффективна. Государство не добилось заметных успехов в реализации основной функции — «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков в работе государственного аппарата. Таким образом, рыночные механизмы государственного регулирования в России еще очень слабы и остается много сфер социальной и экономической жизни страны, требующих глубокого государственного вмешательства, а установить точно оптимальный объем государства и его динамику невозможно. Удается лишь приближаться к оптимуму.
В целом,
трудно переоценить роль государства
в рыночной экономике, но, с другой стороны,
слишком активное государственное вмешательство
может заметно ослабить рыночный механизм
и принести заметный вред экономике страны.
Пожалуй, наиболее правильным принципом
здесь будет следующий – конкуренция
должна обеспечиваться везде, где возможно,
регулирующее воздействие государства
– везде, где необходимо.
5. Нестабильность глобальной экономики.
Развитие
рыночной экономики не является равномерным,
абсолютно сбалансированным. Оно
подвержено макроэкономической нестабильности,
которая зависит от конкретной социально-экономической
обстановки в той или иной стране и в мировом
сообществе на различных исторических
этапах.
Макроэкономическая нестабильность проявляется
в следующих формах:
1. Цикличность экономического развития.
Долговременный экономический рост в
любой стране не был равномерным. Он прерывался
периодами экономической нестабильности.
Были периоды, когда рост уступал место
спаду и депрессии, т.е. низкому уровню
занятости и производства;
2. Несовершенство
налогообложения. Когда государство непомерно
поднимает налоговые ставки на прибыль
и личные доходы, неминуемы снижение эффективности
затрат капитала и уменьшение той части
прибыли и личного дохода, которая направляется
на инвестиции;
3. Недальновидные действия государства
в социальной области. Имеется в виду,
например, необоснованное расширение
социальных программ, которое порой может
привести к снижению предложения труда,
уменьшению объема трудовых доходов, а
значит, и сбережений;
4. Инфляция. Ее отрицательное влияние
на экономическое развитие проявляется
в торможении научно-технического прогресса,
дезориентации капиталовложений. Более
того, инфляция побуждает предпринимателей,
население воздержаться от дополнительных
инвестиций.
5. Снижение предложения труда и образование
безработицы. Эти процессы снижают личные
доходы населения и, следовательно, сбережения
для инвестиций.
Развитие
рыночной экономики характеризуется
цикличностью. Современной общественной
науке известны более 1380 типов цикличности.
Для цикличности экономического развития
характерны следующие признаки:
1) наличие колебаний уровня производства;
2) периодичность, повторяемость колебаний;
3) наличие
в колебаниях повторяющей
Экономический
цикл - это период от начала одного кризиса
до начала следующего. Его можно определить
как повторяющиеся на протяжении ряда
лет подъемы и спады в уровне экономической
активности.
Экономические циклы отличаются друг
от друга продолжительностью, глубиной,
но почти всем присущи четыре фазы: кризис,
депрессия, оживление и подъем. Фаза кризиса
характеризуется падением реального объема
производства, уменьшением вложений, ростом
безработицы.
При депрессии производство и занятость достигают самого низкого уровня и практически не изменяются. Но падение цен приостанавливается, снижается ссудный процент, стабилизируются товарные запасы.
Фаза
оживления сопровождается незначительным
повышением уровня производства, некоторым
сокращением безработицы. Постепенно
начинают повышаться цены и расти ссудный
процент. На товарном рынке увеличивается
спрос на новое оборудование.
Фаза подъема характеризуется быстрым
ростом производства, занятости, капвложений.
Объем производства достигает высшей
точки — пика цикла. Лихорадочно растут
цены, безработица сокращается до минимальных
размеров при одновременном существенном
росте заработной платы. За фазой подъема
следует опять кризис.
Современные
экономисты применяют более общую
классификацию и выделяют всего
две фазы: рецессию и подъем. Под
рецессией понимаются кризис и депрессия,
в фазу подъема включают бум и оживление.
В экономической литературе называют
разные причины циклов: технические новшества,
политические события, накопление денежной
массы, психологические причины (соотношение
оптимизма и пессимизма в экономической
деятельности). Многие экономисты причиной
циклов называют изменения совокупного
спроса и совокупного предложения.
Следует указать, что не все колебания деловой активности объясняются экономическими циклами. Существуют сезонные колебания деловой активности. К таким колебаниям подвержены сельское хозяйство, строительство. В современных условиях, когда происходят качественные изменения в рабочей силе, повышаются требования к уровню знаний и трудовым навыкам, можно говорить не только об экономических циклах, но и об образовательных циклах.
Переходя
к теориям экономического цикла,
нужно подчеркнуть, что их много.
Выделяются экстернальные и интернальные
теории экономического цикла.
Экстернальные теории - экономический цикл объясняют наличием внешних факторов.
К ним относятся:
1) войны, революции и другие
политические потрясения;
2) открытие крупных месторождений золота,
урана, нефти и других ценных ресурсов;
3) освоение новых территорий и связанная
с этим миграция населения, колебания
численности населения земного шара;
4) изменения в технологии, изобретения
и инновации, позволяющие коренным образом
менять структуру общественного производства.
Интернальные теории - рассматривают экономический цикл как порождение внутренних, присущих самой экономической системе факторов. К внутренним факторам экономического цикла относятся:
1) личное потребление,
2) инвестирование,
т.е. вложение средств в
3) экономическая
политика государства,
4) физический срок службы основного капитала (движимого и недвижимого).
Затем следует указать, что различают
короткие, средние и длинные циклы в экономике.
Короткие
циклы - это циклы продолжительностью
три года и четыре месяца. Их автором
считается Д.Китчин, связывающий
продолжительность цикла с
Средние экономические циклы связаны с именем французского экономиста К. Жугляра. Их продолжительность составляет 10 лет. Жугляр рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в сфере денежного обращения, точнее, кредита.
Длинные
циклы открыты Н.Д.
Информация о работе Предпринимательство и его роль в экономике