Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:24, контрольная работа
Предприниматель — это человек (или группа людей), который берет на себя риск и ответственность за организацию и управление фирмой.
1. Предпринимательство и его роль в экономике.
2. Рынок современной конкуренции.
3. Безработица: сущность, виды, последствия, меры регулирования.
4. Особенности государственного регулирования экономики в России в условиях ее перехода к рынку.
5. Нестабильность глобальной экономики.
Многое в устройстве общества с ограниченной ответственностью напоминает акционерное общество, но есть и серьезные различия:
Общество
с дополнительной ответственностью.
Участники такого общества, в отличие
от общества с ограниченной ответственностью
отвечают по его долгам своими взносами
в уставной фонд, а при недостаточности
этих сумм – дополнительной принадлежащих
им имуществом в одинаковом для всех участников
кратном размере к взносу каждого участника.
Предельный размер ответственности предусматривается
в учредительных документах.
Полное общество. Полным является такое общество, все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.
Коммандитное общество - общество, соединяющее в себе признаки полного общества и общества с ограниченной ответственностью.
Фирма как экономический агент.
Первоначально
слово «фирма» означало «торговое
имя» коммерсанта. В настоящее время
фирма — элемент любой рыночной
экономики, субъект предпринимательской
деятельности, обладающий экономической
и юридической
Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм.
Во-первых,
фирма представляет собой
Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1991 «За открытие и прояснение значения издержек трансакций и прав собственности для институциональной структуры и функционирования экономики», показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определенных затрат, называемых трансакционными.
Такой подход позволяет анализировать как рыночные, так и внутрифирменные экономические связи.
Можно
выделить следующие виды трансакционных
затрат: поиск информации о состоянии
рынка — о потенциальных
Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой. Их соотношение детерминирует оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать национальную экономику как одну гигантскую фирму. В этом аспекте Р.Коуз выделяет следующие существенные моменты.
Конечно, действительная точка, в которой прекращается экспансия фирмы, определяется на основе комбинации отмеченных выше факторов. Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, можно заключить, что стремление к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:
Однако, объяснение необходимости существования фирмы как институциональной структуры только в связи с тем, что снижаются издержки трансакций, недостаточно. Следует иметь в виду, что производство характеризуется свойствами «организованного процесса». Оно носит коллективный характер при постоянно усложняющейся его организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться. На фирме осуществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, т.е. их нельзя описать на основе представлений о трансакциях.
Внутри фирмы осуществляется сложная управленческая деятельность, построенная по иерархическому принципу. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы.
Огромное значение для развития фирмы играет масштаб ее деятельности и организационно-правовая форма. Часто утверждают, что существуют определенные преимущества крупной фирмы, с точки зрения величины издержек. Это преимущество размера экономисты называют эффектом масштаба или экономией от роста масштаба деятельности. По мере того как увеличивается, например, объем выпуска продукции, сокращаются средние издержки производства на каждую единицу товара.
Экономия от увеличения масштаба деятельности измеряется отношением процентного изменения величины издержек к процентному изменению объемов произведенного товара. Когда такое отношение меньше 1, проявляется эффект масштаба, так как средние издержки падают. Если это отношение равно 1, эффекта от увеличения масштабов деятельности не существует, поскольку средние издержки остаются неизменными. Когда же такое отношение больше 1, налицо отрицательный экономический эффект, так как средние издержки растут.
Особенности возникновения и развития фирм определяются также их организационно-правововой формой. В индивидуальном предприятии решения принимаются одним человеком, который своим собственным имуществом несет ответственность за последствия принятых решений. Чтобы не подвергать риску отчуждения непроизводственное семейное имущество индивид может хозяйствовать как юридическое лицо и отвечать по обязательствам только имуществом, записанным за этим лицом. Но и в этом случае предприниматель имеет высокую степень риска. В хозяйственном товариществе решения принимаются всеми его членами, несущими солидарную имущественную ответственность за принимаемые решения. Товарищество имеет перед индивидуальным предприятием преимущество в части концентрации собственных ресурсов и вытекающей из этого большей свободой хозяйственного маневра ими. Однако необходимость согласовывать решения, особенно принципиально важные для дальнейшего существования данной фирмы, сдерживает использование этого преимущества. Фирмы этого типа весьма многочисленны в самых разных экономиках, но нигде они не доминировали.
В отличие
от рассмотренных форм фирм, в акционерном
обществе (корпорации) хозяйственные
решения принимаются
Чем крупнее хозяйство, тем выше цена ошибки, от которой никто не застрахован, и чем оно сложнее, тем больше вероятность совершения ошибки. Начиная с какого-то объема ресурсов, собственники стараются избегать высокого риска при их использовании. Они предпочитают не складывать все яйца в одну корзину, как гласит английская пословица, а "диверсифицировать портфель инвестиций", то есть покупать акции разных корпораций. Если одна из них разорится, то ее акции упадут в цене. Убыток их собственника составит только разницу в ценах покупки и продажи этих акций. При этом акции каких-то других корпораций, скорее всего, принесут ему прибыль. Что же касается менеджеров, в период хозяйствования которых фирма приходит к банкротству, то самое большее, что их ожидает, это увольнение со службы. Это неприятно, но не смертельно и даже не подсудно. Можно работать дальше, хотя и за менее высокую плату.
Такое
распределение решений, рисков и
ответственности позволяет
Нижняя историческая граница явления, которое можно определить как современная конкуренция, относится к рубежу 19-20х веков. Современная конкуренция обладает рядом специфических признаков, на которые необходимо обратить внимание для успешного изучения теории и практики конкуренции в дальнейшем.
Первым признаком является определяющая роль рыночных начал и рыночных сопоставлений в развитии конкуренции. В первом параграфе настоящей главы учебника мы немного касались пары понятий конкуренция рынок и высказывались в том смысле, что конкуренция не всегда имеет рыночный характер и ее природа глубже рыночной экономики. Вместе с тем влияние рыночных начал на состояние современной конкуренции нельзя недооценивать.
Рыночные начала имеют всеобщий характер в современной экономике. Это значит, что рынок является, во-первых, сферой непосредственного конфликтного столкновения интересов конкурирующих субъектов бизнеса и во-вторых, основной сферой их столкновения. Именно рынок выступает в современной системе бизнеса как своего рода главная арена конкурентного соперничества, а рыночные сопоставления достижений субъектов бизнеса – как центральный фокус конкуренции.
Превращение рынка в главную арену конкурентной борьбы субъектов бизнеса означает, что другие сферы столкновения их интересов имеют в современных условиях производный характер. Например, соперничество сотрудников компании за возможность осуществления более быстрого карьерного роста, либо столкновения ответственных руководителей данной компании, направленные на лоббирование тех или иных бизнесидей, либо борьба претендентов за место в топ менеджменте этой компании, либо, наконец, борьба учредителей компании за обладание контрольным пакетом акций имеет производный характер по отношению к действиям компании на рынке. Обретение и сохранение данным субъектом предпринимательского бизнеса конкурентных преимуществ, либо, наоборот, конкурентных недостатков по сравнению с соперниками, его успехи или неудачи на рынке имеют решающее значение для оценки степени значимости и перспективности внутрифирменного соперничества.
Всеобщий характер рыночных начал проявляется и в особенностях существования некоторых конкурентных анклавов в условиях рыночной экономики. С отдельными видами конкурентных анклавов мы уже встречались на страницах учебника и, стало быть, должны помнить о том, что такой анклав представляет собой замкнутое пространство, на котором развертываются специфические формы конкуренции, как правило, не представляющие угрозу для жизни или существования субъекта конкурентных отношений.
Информация о работе Предпринимательство и его роль в экономике