Предпринимательство и его роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Предприниматель — это человек (или группа людей), который берет на себя риск и ответственность за организацию и управление фирмой.

Содержание

1. Предпринимательство и его роль в экономике.
2. Рынок современной конкуренции.
3. Безработица: сущность, виды, последствия, меры регулирования.
4. Особенности государственного регулирования экономики в России в условиях ее перехода к рынку.
5. Нестабильность глобальной экономики.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по экономике Люда..doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Кроме уменьшения объема валового национального  продукта, безработица имеет и  другие социально-экономические последствия. 

Во-первых, снижаются налоговые поступления: не работающий не получает заработную плату, которая облагается налогом.

Во-вторых, снижается уровень жизни семьи  безработного, так как пособие  по безработице меньше, чем заработная плата.

В-третьих, безработица оказывает влияние и на занятых работников: уменьшает их заработную плату, воздействует на взаимоотношения занятых рабочих и предпринимателей.

В-четвертых, безработица ведет к возрастанию  преступности, увеличению психических  заболеваний, ухудшению психологического состояния безработного, становится частыми конфликты в семье. В-пятых, в результате потери работы в сознании человека разрушаются все традиционные ценности современного общества, которые в первую очередь связаны с трудом (самоутверждение, материальное благополучие, возможности для профессионального роста).

 
В заключение надо подчеркнуть, что  безработица присуща обществу с  рыночной экономикой, но ее уровень  и характер специфичны для разных стран и в разные периоды.
 

Для сведения безработицы к минимуму осуществляются следующие меры: 

- разработка применительно к демографическим и экономическим особенностям регионов различных программ создания новых рабочих мест; 

- структурные изменения в размещении производительных сил; создание экономического механизма заинтересованности предприятий в эффективном использовании труда. 

4.Особенности  государственного  регулирования экономики  в России в условиях  ее перехода к  рынку.

Мировая история до недавнего времени  не имела опыта перехода отдельных  стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию. В этом одна из главных сложностей и особенностей государственного регулирования экономики в России. Отказ на этом этапе от государственного присутствия в экономике равносилен потере управляемости и возможной дезинтеграции страны. В этот период роль государства особенно значима.

Хотя  это признается бесспорным почти  всеми экономистами - и практиками, и учеными, - вопросы масштабов  вмешательства государства в  экономику, а также характер воздействия этого вмешательства на условия и эффективность деятельности предприятия, остаются дискуссионными.

Различные концепции государственного регулирования  по-разному определяют роль и значение государства в экономической  жизни страны. Но любая концепция признает за государством следующие функции:

  1. Обязательное установление единых  для всех «правил игры» на  рынке, которые будут способствовать  развитию предпринимательства и  добросовестной конкуренции. Это  возможно лишь при создании  стабильной правовой базы, обеспечивающей защиту прав собственности, законность и правопорядок в хозяйственной сфере.

  2. Государство должно обеспечивать  устойчивость национальной валюты.

  3. Как собственник финансовых ресурсов  государство влияет на развитие  экономики в выбранном направлении с помощью инвестиций, трансфертов, кредитов, то есть какую-то часть ресурсов оно перераспределяет. Большую часть ресурсов оно потребляет, используя их на свое содержание и на производство общественных благ, включая обеспечение обороноспособности страны, проведение внешней политики, поддержку и развитие судебной системы, сохранение важнейших культурных ценностей, поддержку фундаментальной науки, решение экологических проблем обслуживание государственного долга и т.д. При этом оно обязано выполнять определенные социальные функции - обеспечивать возможность получения среднего образования, гарантировать для населения доступность услуг базового здравоохранения, защищать социально уязвимые слои населения.

  4. Как собственник имущества государство наряду с иными субъектами действует и конкурирует на рынке.

При этом важно, чтобы условия для всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности были равными; потому что установление для отдельных  хозяйствующих субъектов каких-то особых правовых режимов, создание особо льготных условий сказывается самым негативным образом на целостности правового поля, разрушая доверие к власти, порождая правовой нигилизм.

С помощью  таких рычагов, как законодательная  база и финансовые ресурсы, государство  воздействует на экономические и социальные процессы в стране. Переход к рыночной экономике потребовал проведения:

  1. Системных изменений отношений  собственности;

  2. Принципиального изменение функций  государства в экономике;

  3. Финансовой стабилизации.

Понятно, что любые системные изменения носят долгосрочный характер. Однако начальный этап рыночных преобразований совпал с бедственным положением в сфере государственных финансов и протекал на фоне расстроенного денежного обращения. В течение ряда лет Правительство России ставило своей целью добиться снижения инфляции и финансовой стабилизации. Конец 1996 года и 1997 год, казалось бы, давали надежду, что это удалось, что начался подъем экономики. Однако ценой этой стабилизации были чрезмерные внутренние и внешние заимствования, огромные неплатежи, многомесячные долги по заработной плате и пенсиям, рост социальной напряженности. Протесты выливались в забастовки, «рельсовую» войну. В 1997 году бастовало 17 тыс. предприятий, общие потери рабочего времени достигли 6 млн. человеко-дней, в 1998 году - свыше 11 тыс. предприятий и 2,9 млн. человеко-дней потерянного рабочего времени. В результате экономика дополнительно несла колоссальные потери.

В августе 1998 года накопленные за ряд лет  противоречия вкупе с внешними негативными факторами - самой низкой ценой на энергоносители за длительный период времени и азиатский кризис - привели к внутреннему и внешнем дефолту, резкой девальвации рубля, масштабному кризису экономики. В итоге страна была отброшена назад, в период начала реформ, но с гораздо худшими стартовыми условия ми для них, поскольку общество, утратив остатки доверия к власти, перестало их поддерживать. И хотя в 1999 году ситуация была стабилизирована и положение в экономике по многим параметрам по сравнению с 1998 годом даже улучшилось, достичь уровня макроэкономических показателей докризисного 1997 года не удалось. И только 2000 год принес ощутимый экономический рост, однако пока еще нет оснований для уверенности в его долговременном характере.

Основными направлениями, по которым проводилась реформа, были:

  * либерализация цен;

  * переход к жесткой финансовой  и кредитной политике;

  * введение новой налоговой системы;

  * изменения во внешнеэкономической  и валютной политике;

  * разработка и реализация программы  приватизации.

В рамках программы приватизации осуществлялись институциональные преобразования отношений собственности, а именно: создание института частной собственности, сокращение доли и роли государственной  собственности.

Можно сказать, что к настоящему времени  вопрос о предпочтительности частной собственности перед государственной в нашей стране перестал быть дискуссионным. Об этом свидетельствует даже так называемая программа Ю.Д. Маслюкова, в которой признается эффективность этой формы собственности для легкой и пищевой промышленности. Весомым аргументом в пользу частной формы собственности служит практика приватизации западных стран, добившихся высокой производительности общественного труда.

Однако  современное западное промышленно  развитое общество отнюдь не спешит отказываться от государственной собственности. Более того, периодически, в зависимости от экономической ситуации, государство усиливает свое присутствие в экономике (пример Франции в этом отношении особенно характерен).

В Западной Европе государственным предприятиям отводится значительная роль. На них трудится около 8 млн. человек (10,5% занятых), на их долю приходится 12,5% вновь созданной стоимости и около 19% валовых капиталовложений в основные фонды стран Европейского сообщества, не считая сельского хозяйства. Максимальный вклад государственных предприятий в экономику страны имеет место в Греции - 23,2 %, минимальный в Нидерландах - 8,3%. В отраслевом разрезе доля государственного сектора преобладает в энергетике (70% занятых), на транспорте и в связи-(60%); в финансовом секторе (30%). Во Франции, Италии, Испании и Португалии государственный сектор особенно влиятелен в таких важнейших отраслях, как металлургия, авиа строение, космическая промышленность, судо - и автомобилестроение, химия и пищевая промышленность, В Италии даже имеется специальное министерство участия государства в акционерном капитале.

В то же время частная собственность - это  только один из элементов модели, и  ее нельзя рассматривать отдельно от уровня промышленного развития, способа  регулирования экономики, культуры производства, предпринимательской этики, прозрачности бизнеса, законопослушания, наконец. Иначе невозможно объяснить, почему господство частной собственности в развивающихся странах не приносит большинству из них таких же впечатляющих успехов.

Проведение  приватизации обычно направлено на:

  • облегчение бремени государственного бюджета за счет продажи государственной  предприятий, в первую очередь, дотационных, ликвидации всякого рода субсидий убыточным  предприятиям и увеличение поступлений в доходную часть бюджета;

  • создание конкурентных условий в  тех отраслях, где доминировали государственные  предприятия;

   осуществление приватизации и акционирования таким образом, чтобы контроль над крупными корпорациями попал в руки эффективных собственников, то есть тех частных институтов, которые заинтересованы не в спекулятивной перепродаже собственности, а в развитии производства;

  • привлечение рабочих и мелких служащих к участию в капитале и/или управлению путем продажи  им акций приватизируемых предприятии, что является составным элементом общей социальной политики.

В качестве главных целей приватизации в  нашей стране различные, в том  числе приватизационные программы  регулярно, с незначительными вариациями, декларировали формирование слоя частных собственников, повышение эффективности функционирования предприятии, социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры, содействие процессу финансовой стабилизации, создание конкурентной среды, демонополизацию народного хозяйства и привлечение стратегических инвесторов.

Достижение  таких глобальных целей, внутренне  достаточно противоречивых, за один год  или даже несколько лет было заведомо не реальной задачей. Так, невозможно решить задачу формирования слоя частных собственников бесплатной раздачей пакетов акций предприятий его работникам, которые, за редким исключением, привыкли полностью зависеть от руководства своего предприятия и не имеют ни навыков, ни желания участвовать в управлении им. Подобная приватизация не приносила предприятиям необходимых им инвестиций и, соответственно не решала проблемы обновления основных фондов и технологий, привлечения к управлению квалифицированных менеджеров, так как не было собственника, заинтересованного в этом. Таким образом, не только не решалась проблема повышения эффективности создаваемых акционерных обществ, но и государство не получало ресурсов от приватизации ни для реcтруктуризации экономики, ни для выполнения социальных программ.

В результате проведённой масштабной приватизации государственный сектор в экономике существенно сократился: к концу 1998 г. в государственной и муниципальной собственности осталось 11,4% от общего количества предприятий в экономике, на которых работало 38,1% занятых в этой сфере. В промышленности на предприятиях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а это 5,1% общего количества промышленных предприятий, работало 15,6% занятых и выпускалось 11,4% промышленной продукции. Однако эффективное управление госсектором не может быть достигнуто толь ко за счет сокращения его масштабов.

Информация о работе Предпринимательство и его роль в экономике