Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе и критическом осмыслении действующего законодательства, связанного с регулирование отношений в сфере предпринимательства. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть общие положения о предпринимательской деятельности;
выявить понятие законодательства о предпринимательстве и его конституционные основы;
определить особенности законодательного регулирования предпринимательской деятельности и проблемы, перспективы его совершенствования;
выявить особенности судебных способов защиты прав предпринимателей.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Общие положения о предпринимательской деятельности………………….5
1.1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности…………….5
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности………………………...11
2. Особенности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ……………………………………………………………...17
Понятие законодательства о предпринимательстве……………………..17
Конституционные основы законодательства о предпринимательстве…19
Законодательное регулирование предпринимательской деятельности...22
Проблемы и перспективы совершенствования законодательного регулирования предпринимательской деятельности…………………….33
3. Судебные формы защиты прав предпринимателей………….……………..39
Заключение………………………………………………………………………...51
Список используемой литературы
По-прежнему сохраняется главное препятствие в развитии предпринимательского законодательства как самостоятельной отрасли. В отличие от развитых стран (Германия, Франция, Япония и др.), в ГК РФ одновременно регулируются и бытовые, связанные с личным, семейным, домашним использованием имущества, и предпринимательские отношения, направленные на систематическое получение прибыли. Так или иначе, в ГК РФ заложен дуализм гражданского и предпринимательского права, который не получает достаточно ясного регулирования в части первой ГК РФ. Такие ключевые институты, как обязательство, связанное с предпринимательской деятельностью, торговая сделка, а также имущественная ответственность лица, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, не получили развернутого регулирования, а рассматриваются в ГК РФ как разновидность гражданско-правовых институтов.
В Федеральных законах о защите
конкуренции, свободных экономических
зонах, развитии малого и среднего предпринимательства
появляются понятия "хозяйствующий
субъект", "финансовая организация",
"резидент", которые не согласуются
с делением юридических лиц на
коммерческие и некоммерческие организации
(ст. 50 ГК РФ). В экономике России появляются
новые предпринимательские
В то же время до сих пор не реализованы положения ст. 213 ГК РФ об установлении перечня имущества, которое в соответствии с законами не может принадлежать гражданам и юридическим лицам, а также ограничения количества и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Более того, объединение в данной статье граждан и юридических лиц приводит и к другому нарушению. То или иное имущество (например, самолет) покупается юридическим лицом, а используется руководителем акционерного общества в личных целях, хотя это является прямым нарушением ст. 690 ГК РФ. Коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля. Это в значительной степени привело к непомерному расслоению граждан и вызвало социальную напряженность и апатию граждан.
Следует, как уже отмечалось, также реализовать положение абз. 2 п. 3 ст. 212 ГК РФ о принятии единого закона, где было бы точно установлено, какие виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Нахождение таких норм в разных законах затрудняет реализацию названной нормы ГК РФ.
В последнее время
Несомненно, что для развития предпринимательской деятельности необходимы определенные условия в государстве. В первую очередь следует создать соответствующие политические условия, т.е. органы власти должны осознавать необходимость предпринимательской деятельности, оказывать политическую поддержку бизнесу, проявлять стремление к созданию законодательной базы для его существования. Это касается не только федеральных органов власти, но и субъектов Российской Федерации. И действительно, малый бизнес по своей сути регионален: малые предпринимательские структуры действуют на локальных рынках, ориентированных на местных потребителей, изыскивают производственные ресурсы в непосредственной близости от региона своей деятельности, служат решению социально-экономических проблем именно данного региона. Поэтому государственная поддержка малого бизнеса направлена на достижение как политической цели, связанной с формированием среднего класса собственников, так и экономической, путем насыщения потребительского рынка, а также социальной - посредством создания новых рабочих мест. В законодательстве определяются разнообразные формы поддержки и развития малого предпринимательства: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, создание льготных условий для использования субъектами малого бизнеса государственных ресурсов, поддержка их внешнеэкономической деятельности, привлечение к выполнению государственных программ, подготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, информационное обеспечение, создание фондов поддержки малого бизнеса. В этой связи следовало бы осуществить систематизацию законодательства о предпринимательской деятельности в субъектах РФ, выявить наметившиеся тенденции в регулировании данных отношений, использовать международный опыт поддержки предпринимателей и организации предпринимательской деятельности.
Защита предпринимателей и предпринимательства должна осуществляться и политическими способами.
Во-первых, следует преодолеть сложившееся негативное отношение к предпринимателям, которое долгие годы формировалось командно-административной системой, а также было связано с некоторыми особенностями проявления предпринимательской деятельности - коррупцией, недобросовестной приватизацией, распространением различных «пирамид» и т.д. Этого можно добиться с помощью средств массовой информации, путем проведения различных дискуссий о направлениях и формах осуществления предпринимательства, организации конкурсов среди молодых предпринимателей, конкурсов на лучшие проекты и т.д.
Во-вторых, предприниматели могут
защищать свои права и интересы,
обращаясь к депутатам
В-третьих, возможно создание своих политических организаций, объединений и движений, выражающих интересы предпринимателей.
Развитие предпринимательства в России - это процесс, способный вывести страну из глубокого экономического кризиса. Поэтому следует готовить специалистов в первую очередь из числа юристов, которые владели бы разнообразными способами правомерной защиты предпринимателей, смогли бы обосновать и предложить эффективные организационно-правовые формы конкретного вида предпринимательской деятельности, обеспечить соблюдение законодательства предпринимателями. Поэтому в высших и средних образовательных учреждениях должно быть широко представлено преподавание учебной дисциплины «Предпринимательское право», которое сформировалось лишь в последние годы под влиянием бурно развивающегося законодательства об организации и развитии предпринимательской деятельности.
Итак, главная задача совершенствования
гражданского законодательства состоит
в преодолении его отставания,
установлении четкого его отграничения
от предпринимательского, бюджетного,
земельного, жилищного законодательства,
что в первую очередь требует
принятия тех законов, которые обозначены
в самом ГК РФ. Необходимо элиминировать
отношения с участием государства
из ГК РФ и подготовить Федеральный
закон об участии государства
в предпринимательской
3. Судебные формы защиты прав предпринимателей
В условиях становления гражданского
общества все большее значение приобретает
судебный порядок защиты прав и законных
интересов предпринимателей. Под
этим понимают совокупность правовых
средств, с помощью которых могут
быть достигнуты пресечение, предотвращение,
устранение нарушений права, восстановление
нарушенного права или
В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, является Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции. А к формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести нотариальную защиту, третейское разбирательство, досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.
Рассмотрим более подробно судебные формы защиты прав предпринимателей.
Судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ (ст. ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»). Конституционный Суд РФ в соответствии со своей компетенцией (ст. 125 Конституции) рассматривает четыре основные категории дел:
Важнейшее значение для предпринимателей имеет использование возможностей, заложенных в процедуре рассмотрения жалоб на нарушение конституционных прав и свобод и процедуре рассмотрения по запросам судов дел о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Необходимо иметь в виду, что запрос суда касается не только содержания примененного закона, но и всех аспектов конституционности. В частности, запрос может направляться судом в Конституционный Суд РФ не только при нарушении законом конституционных прав и свобод граждан, но и во всех случаях, когда имеются сомнения в конституционности закона. Неконституционным закон может быть и по форме, и с точки зрения закрепленных Конституцией полномочий.
С запросом может обратиться любой суд, на любой стадии судопроизводства, в том числе при рассмотрении дела кассационной и надзорной инстанциями.
Конституционные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан могут быть поданы в Конституционный Суд как физическими, так и юридическими лицами. Независимо от того, каким образом реализуется предпринимателями право на обращение, необходимо учитывать следующее.
Во-первых, жалоба может быть подана на несоответствие Конституции РФ федерального закона или законов ее субъектов лишь в том случае, если на этом законе основаны вступившие в законную силу решения суда или иного государственного органа, а также должностного лица, нарушающие конституционные права и свободы заявителя.
Во-вторых, жалоба может быть подана независимо от содержания решений, принятых по делу в судах обшей юрисдикции. Исчерпание всех возможностей по защите прав не является обязательным условием допустимости жалобы.
В-третьих, в случае, когда речь идет о соответствии Конституции закона, еще не примененного, но подлежащего применению в конкретном деле, жалоба лиц может рассматриваться только после их обращения в суд.
Из общего правила возможны исключения. Например, Конституционный Суд вправе вынести решение и по применению закона судом общей юрисдикции при условии, что лицо, подавшее жалобу, может понести ущерб, который нельзя будет предотвратить, если гражданин обратится с жалобой в обычном судебном порядке.
Однако наиболее часто встречающейся формой восстановления нарушенного или оспоренного права выступает обращение предпринимателей в суд (арбитражный или общий) с иском о защите своих прав и охраняемых законом интересов. В качестве средства судебной защиты в этом случае выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности - с другой.
Арбитражный суд - специально созданный орган для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1 АПК).
Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности