Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в анализе и критическом осмыслении действующего законодательства, связанного с регулирование отношений в сфере предпринимательства. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть общие положения о предпринимательской деятельности;
выявить понятие законодательства о предпринимательстве и его конституционные основы;
определить особенности законодательного регулирования предпринимательской деятельности и проблемы, перспективы его совершенствования;
выявить особенности судебных способов защиты прав предпринимателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Общие положения о предпринимательской деятельности………………….5
1.1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности…………….5
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности………………………...11
2. Особенности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ……………………………………………………………...17
Понятие законодательства о предпринимательстве……………………..17
Конституционные основы законодательства о предпринимательстве…19
Законодательное регулирование предпринимательской деятельности...22
Проблемы и перспективы совершенствования законодательного регулирования предпринимательской деятельности…………………….33
3. Судебные формы защиты прав предпринимателей………….……………..39
Заключение………………………………………………………………………...51
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая опд.docx

— 97.21 Кб (Скачать)

По-прежнему сохраняется главное  препятствие в развитии предпринимательского законодательства как самостоятельной  отрасли. В отличие от развитых стран (Германия, Франция, Япония и др.), в  ГК РФ одновременно регулируются и  бытовые, связанные с личным, семейным, домашним использованием имущества, и  предпринимательские отношения, направленные на систематическое получение прибыли. Так или иначе, в ГК РФ заложен дуализм гражданского и предпринимательского права, который не получает достаточно ясного регулирования в части первой ГК РФ. Такие ключевые институты, как обязательство, связанное с предпринимательской деятельностью, торговая сделка, а также имущественная ответственность лица, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, не получили развернутого регулирования, а рассматриваются в ГК РФ как разновидность гражданско-правовых институтов.

В Федеральных законах о защите конкуренции, свободных экономических  зонах, развитии малого и среднего предпринимательства  появляются понятия "хозяйствующий  субъект", "финансовая организация", "резидент", которые не согласуются  с делением юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). В экономике России появляются новые предпринимательские структуры, которые не укладываются в рамки  не только организационно-правовых форм юридического лица, предусмотренных ГК РФ, но и специальных Законов об акционерных обществах, некоммерческих организациях. Подобные структуры создаются на основе либо федеральных законов, либо указов Президента РФ и распоряжений Правительства РФ (Федеральный закон от 17 мая 2007 г. "О Банке развития", Федеральный закон от 05 ноября 2007 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ряд других). Деятельность государственных корпораций была урегулирована ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях». Эта норма была рассчитана на единственное создаваемое в то время Агентство по реструктуризации кредитных организаций. В современных условиях, когда создание госкорпораций приобрело массовый характер, требуется создать специальный федеральный закон о них, учитывая, что они будут распоряжаться громадными суммами бюджетных денег, в частности и за счет средств инвестиционного фонда для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства (ст. 179 (2) БК РФ).

В то же время до сих пор не реализованы  положения ст. 213 ГК РФ об установлении перечня имущества, которое в  соответствии с законами не может  принадлежать гражданам и юридическим  лицам, а также ограничения количества и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и  юридических лиц. Более того, объединение  в данной статье граждан и юридических  лиц приводит и к другому нарушению. То или иное имущество (например, самолет) покупается юридическим лицом, а  используется руководителем акционерного общества в личных целях, хотя это  является прямым нарушением ст. 690 ГК РФ. Коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное  пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля. Это в значительной степени привело к непомерному расслоению граждан и вызвало социальную напряженность и апатию граждан.

Следует, как уже отмечалось, также  реализовать положение абз. 2 п. 3 ст. 212 ГК РФ о принятии единого закона, где было бы точно установлено, какие виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Нахождение таких норм в разных законах затрудняет реализацию названной нормы ГК РФ.

В последнее время разрабатываются  проекты нормативных правовых актов, направленных на повышение гарантий защиты прав и обеспечение законных интересов предпринимателей, при  осуществлении органами власти и  управления контрольно-распорядительных функций. Они содержат правовое обеспечение  мер, направленных на систематизацию контрольно-распорядительных функций органов управления, регулирующих осуществление предпринимательской  деятельности, установление ответственности  должностных лиц за принимаемые решения, повышение роли органов, ответственных за проведение государственной политики развития предпринимательства. В связи с этим наблюдается необходимость разработки комплексного нормативного правового акта “О защите прав предпринимателей”, направленного на защиту, в первую очередь, от неблагоприятного государственного воздействия.

Несомненно, что для развития предпринимательской деятельности необходимы определенные условия в государстве. В первую очередь следует создать соответствующие политические условия, т.е. органы власти должны осознавать необходимость предпринимательской деятельности, оказывать политическую поддержку бизнесу, проявлять стремление к созданию законодательной базы для его существования. Это касается не только федеральных органов власти, но и субъектов Российской Федерации. И действительно, малый бизнес по своей сути регионален: малые предпринимательские структуры действуют на локальных рынках, ориентированных на местных потребителей, изыскивают производственные ресурсы в непосредственной близости от региона своей деятельности, служат решению социально-экономических проблем именно данного региона. Поэтому государственная поддержка малого бизнеса направлена на достижение как политической цели, связанной с формированием среднего класса собственников, так и экономической, путем насыщения потребительского рынка, а также социальной - посредством создания новых рабочих мест. В законодательстве определяются разнообразные формы поддержки и развития малого предпринимательства: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, создание льготных условий для использования субъектами малого бизнеса государственных ресурсов, поддержка их внешнеэкономической деятельности, привлечение к выполнению государственных программ, подготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, информационное обеспечение, создание фондов поддержки малого бизнеса. В этой связи следовало бы осуществить систематизацию законодательства о предпринимательской деятельности в субъектах РФ, выявить наметившиеся тенденции в регулировании данных отношений, использовать международный опыт поддержки предпринимателей и организации предпринимательской деятельности.

Защита предпринимателей и предпринимательства  должна осуществляться и политическими способами.

Во-первых, следует преодолеть сложившееся  негативное отношение к предпринимателям, которое долгие годы формировалось  командно-административной системой, а также было связано с некоторыми особенностями проявления предпринимательской  деятельности - коррупцией, недобросовестной приватизацией, распространением различных «пирамид» и т.д. Этого можно добиться с помощью средств массовой информации, путем проведения различных дискуссий о направлениях и формах осуществления предпринимательства, организации конкурсов среди молодых предпринимателей, конкурсов на лучшие проекты и т.д.

Во-вторых, предприниматели могут  защищать свои права и интересы, обращаясь к депутатам различных  уровней представительных органов  власти, выдвигая нужных им кандидатов в депутаты, программы которых содержат положения о развитии и защите предпринимательства; путем финансовой поддержки тех политических партий и движений, которые откликаются на нужды предпринимателей.

В-третьих, возможно создание своих  политических организаций, объединений  и движений, выражающих интересы предпринимателей.

Развитие предпринимательства  в России - это процесс, способный вывести страну из глубокого экономического кризиса. Поэтому следует готовить специалистов в первую очередь из числа юристов, которые владели бы разнообразными способами правомерной защиты предпринимателей, смогли бы обосновать и предложить эффективные организационно-правовые формы конкретного вида предпринимательской деятельности, обеспечить соблюдение законодательства предпринимателями. Поэтому в высших и средних образовательных учреждениях должно быть широко представлено преподавание учебной дисциплины «Предпринимательское право», которое сформировалось лишь в последние годы под влиянием бурно развивающегося законодательства об организации и развитии предпринимательской деятельности.

Итак, главная задача совершенствования  гражданского законодательства состоит  в преодолении его отставания, установлении четкого его отграничения от предпринимательского, бюджетного, земельного, жилищного законодательства, что в первую очередь требует  принятия тех законов, которые обозначены в самом ГК РФ. Необходимо элиминировать  отношения с участием государства  из ГК РФ и подготовить Федеральный  закон об участии государства  в предпринимательской деятельности, предусмотрев в нем правовые предпосылки  для проведения государственной  политики в бизнесе. Следует разработать  и принять федеральный закон  о государственных корпорациях, о сложных акционерных образованиях (холдингах), о защите прав предпринимателей.

 

3. Судебные формы защиты прав  предпринимателей

 

В условиях становления гражданского общества все большее значение приобретает  судебный порядок защиты прав и законных интересов предпринимателей. Под  этим понимают совокупность правовых средств, с помощью которых могут  быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, восстановление нарушенного права или компенсация  потерь, вызванных отдельным нарушением. Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими  восстановление нарушенного или оспоренного права, является Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции. А к формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести нотариальную защиту, третейское разбирательство, досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Рассмотрим более подробно судебные формы защиты прав предпринимателей.

Судебным  органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ (ст. ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»). Конституционный Суд РФ в соответствии со своей компетенцией (ст. 125 Конституции) рассматривает четыре основные категории дел:

  1. по запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
  2. рассматривает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  4. по запросам ряда органов власти дает толкование Конституции.

Важнейшее значение для предпринимателей имеет  использование возможностей, заложенных в процедуре рассмотрения жалоб на нарушение конституционных прав и свобод и процедуре рассмотрения по запросам судов дел о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Необходимо  иметь в виду, что запрос суда касается не только содержания примененного закона, но и всех аспектов конституционности. В частности, запрос может направляться судом в Конституционный Суд РФ не только при нарушении законом конституционных прав и свобод граждан, но и во всех случаях, когда имеются сомнения в конституционности закона. Неконституционным закон может быть и по форме, и с точки зрения закрепленных Конституцией полномочий.

С запросом может обратиться любой суд, на любой  стадии судопроизводства, в том числе при рассмотрении дела кассационной и надзорной инстанциями.

Конституционные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан могут быть поданы в Конституционный Суд как физическими, так и юридическими лицами. Независимо от того, каким образом реализуется предпринимателями право на обращение, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, жалоба может быть подана на несоответствие Конституции РФ федерального закона или законов ее субъектов лишь в том случае, если на этом законе основаны вступившие в законную силу решения суда или иного государственного органа, а также должностного лица, нарушающие конституционные права и свободы заявителя.

Во-вторых, жалоба может быть подана независимо от содержания решений, принятых по делу в судах обшей юрисдикции. Исчерпание всех возможностей по защите прав не является обязательным условием допустимости жалобы.

В-третьих, в случае, когда речь идет о соответствии Конституции закона, еще не примененного, но подлежащего применению в конкретном деле, жалоба лиц может рассматриваться только после их обращения в суд.

Из  общего правила возможны исключения. Например, Конституционный Суд вправе вынести решение и по применению закона судом общей юрисдикции при условии, что лицо, подавшее жалобу, может понести ущерб, который нельзя будет предотвратить, если гражданин обратится с жалобой в обычном судебном порядке.

Однако наиболее часто встречающейся формой восстановления нарушенного или оспоренного права выступает обращение предпринимателей в суд (арбитражный или общий) с иском о защите своих прав и охраняемых законом интересов. В качестве средства судебной защиты в этом случае выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности - с другой.

Арбитражный суд - специально созданный орган для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1 АПК).

Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности