Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в анализе и критическом осмыслении действующего законодательства, связанного с регулирование отношений в сфере предпринимательства. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть общие положения о предпринимательской деятельности;
выявить понятие законодательства о предпринимательстве и его конституционные основы;
определить особенности законодательного регулирования предпринимательской деятельности и проблемы, перспективы его совершенствования;
выявить особенности судебных способов защиты прав предпринимателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Общие положения о предпринимательской деятельности………………….5
1.1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности…………….5
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности………………………...11
2. Особенности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ……………………………………………………………...17
Понятие законодательства о предпринимательстве……………………..17
Конституционные основы законодательства о предпринимательстве…19
Законодательное регулирование предпринимательской деятельности...22
Проблемы и перспективы совершенствования законодательного регулирования предпринимательской деятельности…………………….33
3. Судебные формы защиты прав предпринимателей………….……………..39
Заключение………………………………………………………………………...51
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая опд.docx

— 97.21 Кб (Скачать)

Таким образом, комплексный характер законодательных  актов о предпринимательстве во многом связан с тем, что государство постоянно находится в поиске справедливого сочетания публичных и частных интересов. Не случайно одной из исходных концепций, которая лежит в основе правового регулирования предпринимательской деятельности, является концепция социальной рыночной экономики. Хотя в действующей Конституции Российской Федерации она прямо не отражена, однако закрепленная в ст. 7 Конституции характеристика Российской Федерации как социального государства предполагает именно социально ориентированную рыночную экономику.

Итак, из вышеизложенного можно  сделать следующий вывод: формирование законодательства о предпринимательстве осуществлялось по двум основным направлениям:

а) принятие законов, определяющих общие условия для предпринимательской деятельности (Гражданский кодекс Российской Федерации);

б) издание законодательных актов, направленных на регулирование 
предпринимательской деятельности в определенных сферах экономики (о банках и банковской деятельности, о страховании, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и т.д.).

При этом все нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую  деятельность, непременно, носят комплексный  характер, что позволяет соблюсти определенное правовое равновесие между интересами общественными и частными.

 

2.2. Конституционные  основы законодательства о предпринимательстве

 

Законодательство о предпринимательстве построено на основе иерархии. Место законодательного акта в правовой системе государства предопределяется его юридической силой. Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции).

Под конституционными основами предпринимательской деятельности понимаются основополагающие конституционные нормы:

- формирующие необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности;

- предопределяющие содержание, условия и порядок предпринимательской деятельности;

- обеспечивающие данное право соответствующими гарантиями.

Одним из самых важных институтов конституционного права является институт основ общественного строя. В состав этой большой совокупности конституционных норм входит подинститут основ экономической системы, включающий в себя нормы о собственности, об основах общественного производства, об экономической свободе, о труде и т д.

В научном обиходе появилось еще одно научное понятие, по объему совпадающее с понятием конституционного института основ экономической системы. Речь идет о понятии «экономическая конституция», обозначающем совокупность конституционных положений, связанных единым предметом - отношениями в сфере экономики - и проникнутых внутренним единством посредством логико-правовых системных связей.

Стержнем  «экономической конституции» являются нормы об основных экономических правах и свободах - о праве на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34), о праве на свободный выбор рода деятельности и занятий (ст. 37), о праве частной собственности (ст. 35, 36), о праве на деловую репутацию (ст. 23), о праве на возмещение государством вреда (ст. 53) и другие права, а также конституционные гарантии предпринимательства (ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 74, ч. 2 ст. 75).

В структуру  «экономической конституции» входят также нормы, устанавливающие экономический публичный порядок: принципы государственного регулирования экономической деятельности; нормы о возможном ограничении основных экономических прав и свобод; нормы о полномочиях федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования предпринимательства.

При всей важности конституционных  положений, составляющих блок «экономической конституции», они не могут главенствовать и предопределять содержание других положений Основного закона. На эту роль вправе претендовать только нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, и в их числе, конечно, положения о праве собственности, свободе экономической деятельности, праве на объединение и выбор профессии.

Этому важнейшему конституционному положению  соответствует обязанность государства  обеспечить создание таких предпосылок  экономической деятельности, как единая денежная система, единая система банков, свободное передвижение товаров и услуг, защита капиталов на любой территории, защита конкуренции.

Сегодня положения Конституции  РФ обеспечивают гарантии предпринимательской  деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется.

Принципиальное значение имеют  положения Конституции, провозгласившие  Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в  области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной  жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

В ст. 8 Конституции Российской Федерации  содержатся пять важнейших конституционных принципов регулирования экономических отношений: свобода экономической деятельности, единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, т.е. принцип, обеспечивающий конституционно-правовой режим стабильного имущественного оборота, признание и равная защита разных форм собственности, поддержка конкуренции.

Конституционные нормы охраняют не только частные интересы, но и общественные (публичные). Возможностью несовпадения частных интересов предпринимателей с публичными продиктована необходимость включения в Конституцию Российской Федерации положений, определяющих границы (пределы) основных экономических прав. Совокупность этих положений создает экономический конституционный порядок, признающий экономическую свободу предпринимателей и определяющий, в каких случаях и в каких пределах она может быть ограничена в публичных интересах.

 

2.3. Законодательное  регулирование предпринимательской  деятельности

 

Вопрос о правовых основах законодательного (государственного) регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования  предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится  к числу общих принципов права, является руководящим началом правового  регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство  субъектов хозяйствования перед  законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Методы государственного регулирования  деятельности хозяйствующих субъектов реализуются в форме убеждения или принуждения (в том числе юридической ответственностью). В свою очередь, методы государственного регулирования делятся на административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), через которые осуществляется прямое регулирование; экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование; и морально-политические (убеждение, массовая информация).       

Для развития конкуренции, как одного из главных направлений становления  цивилизованных условий предпринимательской  деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Противоположностью конкуренции выступает монополистическая деятельность, представляющая собой действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности и направлено антимонопольное законодательство.

Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий  была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими  продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При  этом реформаторское крыло правительства  стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи  с необходимостью остановить рост цен  в соответствующих отраслях или  обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь, стремясь ограничить круг регулируемых цен.

В настоящее время к источникам антимонопольного законодательства относится Гражданский кодекс РФ (ст. 10, ст. 57, ст. 103), Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции) с изменениями и дополнениями от 26 июля 2006; ФЗ от 17 августа 1995 «О естественных монополиях» и других правовые акты.

Нормальному развитию предпринимательства  препятствует монополистическая деятельность предпринимателей (хозяйствующих субъектов) как вид правонарушения. Согласно ст.4 Закона о конкуренции, монополистическая деятельность – это действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Одним из видов монополистической  деятельности выступает злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 5 Закона о конкуренции). Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, если его (их) доля на рынке превышает пятьдесят процентов, либо, если доля составляет менее чем пятьдесят процентов, однако доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %, за исключением некоторых случаев.

Злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке может выступать, например, изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке, навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора, включение в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, согласие заключить договор лишь при условии включения таких товаров, в которых контрагент не заинтересован.

Следующим видом монополистической  деятельности являются согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 8 Закона о конкуренции). Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Самостоятельным видом монополистической  деятельности могут быть признаны акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции.

Кроме того, Законом о конкуренции  установлено понятие и формы недобросовестной конкуренции. Согласно ст. 4 Закона недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности