Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

На этом основании можно установить цель работы. Она заключена в следующем – анализирование правовой базы регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса и изучение выше перечисленных правовых проблем.

Задачами же являются

-определение понятия субъекта малого бизнеса

-выявление недостатков в нормативной базе

-поиск методов по преодолению этих недостатков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...

Глава 1. Правовое определение малого бизнеса…………………………

1.1 Основные понятия………………………………………………………………………..

1.2 Субъекты малого бизнеса………………………………………………………………..

Глава 2. Правовое регулирование деятельности малого бизнеса...

2.1 Законодательство………………………………………………………………………...

2.2 Изменения в законодательстве………………………………………………………….

Глава 3. Проблемы законодательства и пути их преодоления……..

3.1 Проблемы в законодательстве…………………………………………………………..

3.2 Основные направления по совершенствованию законодательства…………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………

Библиографический список………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая правовое положение субъектов.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

     Интересны результаты еще одного опроса. Только для половины субъектов малого предпринимательства  доступны услуги, оказываемые инфраструктурой  поддержки малого бизнеса - это фонды, агентства, бизнесцентры, бизнес-инкубаторы. Для остальных это большая проблема. Либо такие инфраструктуры в субъектах Федерации не работают или их нет вообще.

     И еще одна вступления в ВТО, и надо предусмотреть меры для защиты малого бизнес оат возможных негативных последствий. Не лишним будет разобраться и с последствиями, которые могут быть порождены для малого бизнеса грядущим повышением тарифов на 38 процентов на электроэнергию, на 20 процентов на газ.

     Мероприятия Минэкономразвития по поддержке малого бизнеса

     Минэкономразвития разработало и активно осуществляет меры по антикризисной поддержке  малого бизнеса. МЭР является «головным  исполнителем» по данному направлению  антикризисного плана правительства.

     В частности, введено обязательное проведение всеми государственными и муниципальными заказчиками специальных торгов с участием исключительно субъектов малого предпринимательства, существенно расширена номенклатура продукции, закупаемой у малого бизнеса путем проведения специальных торгов, установлен приоритет закупок отечественных товаров.

     Важной  антикризисной мерой станет пакет  принятых законов о проверках. С 1 июля 2009 года в 13 самых массовых видах  деятельности от услуг общественного  питания до производства обуви новое  дело можно будет начать, отправив уведомление, а внеплановые проверки малого бизнеса станут возможными только с согласия прокурора.

     Уже вступил в силу закон, предусматривающий  сокращение полномочий милиции при  проведении проверок и исключающий  возможность осуществления органами внутренних дел полномочий по проверке предпринимателей вне рамок административного и уголовного процессов. 34

     «Удалось  совместно с общественной организацией ОПОРой, депутатами провести долгожданный закон, позволяющий предпринимателю  выкупить занимаемое помещение вне конкурса. Первые сто сделок уже совершены», - Э.Набиуллина.

     Кроме того, МЭР разработало пакет документов, упрощающих и удешевляющих процедуру  технологического присоединения к  сетям для населения и малого бизнеса.

     В этом году МЭРу предстоит реализовать принятые решения по сокращению административных барьеров, наладить мониторинг эффективности принятого закона о проверках. Также должны, внесены поправки в КоАП в части сокращения полномочий милиции по составлению протоколов по 32 составам административных правонарушений, поработать над выявлением отраслевых административных барьеров.

     Кроме того, Минэкономразвития предстоит  вместе с регионами реализовать  модернизированную программу поддержки  малого бизнеса, увеличенную до 10,5 млрд. рублей.

     При активном участии Минэкономразвития  разработаны новые правила предоставления кредитов малому бизнесу через Банк развития, причем объем выделяемых средств увеличен до 30 млрд. рублей. При этом кардинально изменена схема  финансирования - от двухуровневой  системы кредитования перейдем к рефинансированию портфелей кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства на основе стандартизации кредитов. Это в будущем позволит создать условия для рефинансирования этих кредитов Центральным Банком.

     Важным  решением стало одобрение Программы развития конкуренции, которая кроме общесистемных мер включает конкретные действия на конкретных рынках. 35

     Антирейдерские  мероприятия

     Когда идет речь о собственности малого бизнеса, здесь как раз возникает  риск рейдерских захватов. То есть малый бизнес становится очень привлекательным для рейдеров, потому что у них появляется собственность, недвижимость. Здесь необходимо защитить малый бизнес, потому что он, очевидно, может столкнуться с таким риском.

     Поэтому хотелось бы об этом специально сказать несколько слов, с чем это может быть связано. Часто рейдеры пользуются и тем, что малый бизнес не защищён юридически. Когда он создаётся, у малого бизнеса не всегда есть возможности при подготовке своих документов привлекать квалифицированных юристов, этим часто пользуются. Поэтому необходимо создать все условия для того, чтобы у малого бизнеса были возможности (необременительные для него) иметь профессиональных советников, специалистов в области юриспруденции.

     В регионах уже стали создаваться такие центры правовой защиты, правовой информации, правового консультирования – они показывают свою эффективность. Такие центры правовой защиты должны создаваться во многих субъектах Федерации. При этом инициаторами могли бы выступать как органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, так и некоммерческие объединения малого и среднего предпринимательства.

     К основным направлениям работы таких  центров могло бы относиться и  правовое консультирование, консультирование при подготовке юридических документов, представительство интересов малого бизнеса при проведении контроля и надзора, чтобы не нарушались права малого бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях, представительство в суде при рассмотрении спора с участием предпринимателей, представительство предпринимателей в рассмотрении споров в досудебном порядке (например, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба) и также реагирование на случаи возможной попытки рейдерских захватов.36

     Второй вопрос, который также важен, – это вопрос представительства интересов малых бизнесменов, малых предпринимателей в судах. Сейчас в экономических спорах в арбитражном процессе общественные организации не могут представлять интересы предпринимателей, выступая от своего лица. Поэтому предлагается внести изменения в законодательство, которое позволило бы общественным объединениям предпринимателей от своего имени обращаться в суд за защитой прав и законных интересов предпринимателей. Такие же права должны быть даны и саморегулируемым организациям.

     Третий  вопрос, который очень важен, –  это формирование механизма оперативного реагирования на случаи, связанные  с угрозой захвата акций, долей  предприятий, отъёма собственности  у предпринимателей, то есть, собственно, антирейдерская защита. Есть опыт защиты бизнеса от рейдерских захватов в ряде регионов, прежде всего в крупных городах, потому что там начались прежде всего эти случаи, и в крупных городах это приобрело особый размах. Для противодействию этой проблеме во многих городах существуют антирейдерские комиссии. В основном эти комиссии работают по случаям, связанным с крупным бизнесом, но механизм отработан, и можно этот опыт полезно было учесть для того, чтобы использовать его для защиты предприятий малого и среднего бизнеса. И чтобы такие штабы или комиссии по оперативному реагированию не были декоративными и декларативными, нужно, конечно, активное взаимодействие и региональных, и федеральных органов власти, и взаимодействие в первую очередь с правоохранительными органами. Такие комиссии было бы необходимо специализировать на малом и среднем бизнесе.

     Четвёртое, может быть, самое главное –  это развитие всех институтов защиты прав собственности. Здесь важно  развитие всей системы правоприменения  по спорам с участием предпринимателей, защита прав предпринимателей, ведущих бизнес в форме обществ с ограниченной ответственностью – потому что это та форма, в которой, прежде всего, создаются предприятия малого бизнеса, – и совершенствование системы госрегистрации юридических лиц. 37

     Сегодня рейдеры активно используют нечёткость процессуальных норм, подведомственности и подсудности дел и путём  подачи множества однородных исков  в различных судах, по сути, изматывают компании, добиваясь вынесения нужных им решений. На наш взгляд, необходимо закрепить принцип локализации корпоративных споров в одном суде, в одном деле, желательно по месту регистрации компании, для того чтобы здесь не было возможности использовать такую нечёткость процессуальных норм, а также исключать выявленные судебной практикой нормы корпоративных законов, которые провоцируют конфликты.

     В последнее время рейдеры переключились  на небольшие компании, которые работают в форме обществ с ограниченной ответственностью, и понятно, что  здесь нужно меньше издержек, для того чтобы захватить такую компанию, чем крупную компанию. И возбуждаются дела.

     Необходимо, на наш взгляд, внести изменения  в законодательство, которые бы ужесточили и сделали прозрачнее всю процедуру  внесения изменений в документы, которые связаны со сделками, с паями и с долями, то есть с переходом прав. Ввести нотариальное удостоверение соответствующего договора-соглашения о переходе доли, потому что достаточно часто просто в регистрирующий орган приносится договор купли-продажи долей, подписанный неизвестно кем, ничего не проверяется, и переводится доля на подконтрольное юридическое лицо. То есть это самый распространённый способ осуществления вот этого рейдерского захвата. И дать регистрирующему органу в случае перехода долей полномочия по проверке достоверности фактов о лице, которое отчуждает или приобретает долю, о нотариусе, который удостоверяет сделку, а также полномочия по отказу во внесении изменений в Единый реестр юридических лиц в случае недостоверности указанных фактических сведений.38

     Полезно будет ужесточать нормы, которые связаны с первичной регистрацией юридического лица. То есть вход на рынок, создание новых юридических лиц оставить достаточно либеральным, это то преимущество, которое было создано в последние годы, и здесь не нужно никаких особых ужесточений, но всё-таки сделать процедуры изменения, которые связаны с переходом долей, то есть собственности, достаточно контролируемыми. Потому что иначе не получится защитить малый бизнес, и не только малый бизнес, от рейдерских захватов.

     Вот это основные изменения, которые предлагаются, то есть развивать центры правовой защиты, создавать штабы оперативного реагирования, ускорить принятие антирейдерского пакета и внести изменения в систему регистрации долей.

 

      Заключение 

     В ходе работы удалось решить поставленные изначально задачи. Проведен анализ правовой базы, регулирующий малый бизнес, изучены основные проблемы, связанные с несовершенным законодательством, дано нормативное определение субъекта малого бизнеса, выявлены недостатки нормативной базы и определены методы решения этих трудностей.

     Итак, необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую  правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она  однобока и принятые правовые аспекты  не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

     Очевидно, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: пока еще несовершенное  законодательство бюрократизм и  коррупцию, которые поразили всю  Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

     Говоря  о взаимоотношениях малого бизнеса  и государства, можно заметить, что  здесь до сих пор происходит монолог со стороны государства (несмотря на тенденцию по либерализации малого бизнеса), которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Малый бизнес замучили проверки и всякого рода «наезды» по коммерческим наводкам. Как было сказано Президентом, - «Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали «кошмарить» бизнес.

     С другой стороны, и бизнесу нужно  вести себя ответственно: и налоги платить, и действовать в законодательном поле, в нормальном законодательном поле, не используя чудовищных нецивилизованных схем оптимизации. Потому что, понятно, налоги никто платить не любит, и все пытаются найти способ оптимизировать их, но то, как у нас это делается, когда оптимизацией достигается четырёх-, пятикратное сокращение налоговой обязанности, это тоже неприемлемо.

Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства