Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

На этом основании можно установить цель работы. Она заключена в следующем – анализирование правовой базы регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса и изучение выше перечисленных правовых проблем.

Задачами же являются

-определение понятия субъекта малого бизнеса

-выявление недостатков в нормативной базе

-поиск методов по преодолению этих недостатков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...

Глава 1. Правовое определение малого бизнеса…………………………

1.1 Основные понятия………………………………………………………………………..

1.2 Субъекты малого бизнеса………………………………………………………………..

Глава 2. Правовое регулирование деятельности малого бизнеса...

2.1 Законодательство………………………………………………………………………...

2.2 Изменения в законодательстве………………………………………………………….

Глава 3. Проблемы законодательства и пути их преодоления……..

3.1 Проблемы в законодательстве…………………………………………………………..

3.2 Основные направления по совершенствованию законодательства…………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………

Библиографический список………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая правовое положение субъектов.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

     Что касается защиты прав потребителей, то до сих пор наличие лицензии этой защиты не гарантировало. Отныне по некоторым  видам деятельности, на которые отменены лицензии, граждан будут защищать страховщики. Компании же, которые застраховали свою ответственность перед потребителями, можно будет лицезреть в открытом информационном Реестре. Именно этот Реестр, а не пресловутые лицензии, станет лучшим подтверждением их добросовестности и "чистоты" работы. 19

     Закон предусматривает упрощение процедур получения и переоформления лицензий. Сроки их выдачи сократятся с 60 до 45 дней. А в будущем лицензируемых  видов деятельности в России останется  совсем мало. Предприниматели будут  получать лицензии только на самые опасные виды деятельности, как это и принято во всем мире.

     ФЗ  «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного и муниципального контроля».

     По  мнению председателя Комитета по экономической  политике и предпринимательству Евгения Федорова, закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля, имеет революционный характер. Реализация содержащихся в проекте положений позволит на порядок снизить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность и сократить коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий, уверен Федоров. При этом расходы государственных и местных бюджетов на организацию проверок также значительно сократятся, а желающих начать предпринимательскую деятельность граждан станет больше, отметил он.

     Сегодня по данным минэкономразвития на федеральном  уровне действует около 30 видов государственного контроля плюс 85 контролирующих органов в субъектах РФ. В России проходит более 20 миллионов проверок в год, которые обходятся федеральному бюджету в более чем 162 миллиарда рублей.

     К предпринимателям в офис в качестве внеплановой проверки может пожаловать кто угодно: санэпидемстанция, милиционеры, пожарные, представители службы охраны труда, экологи и так далее.

     Самое главное, если чиновники его будут  исполнять, то малому и среднему бизнесу  должно стать как минимум легче. Потому что, например уже с 1 января 2009 года чиновники без особого разрешения не могут приходить на предприятия чаще одного раза в год. Основания для внеплановых проверок будут существенно сокращены. Только информацию о возникновении угрозы жизни и здоровью людей, а также нанесение ущерба окружающей среде или возникновение аварийных ситуаций, можно будет считать основанием для таких проверок.20

     Что же касается выездных внеплановых проверок предприятий малого и среднего бизнеса, то они разрешены только с санкции  прокурора региона, на территории которого располагается компания. Более того, результаты проверки могут быть признаны недействительными, если она была проведена с нарушениями. Перечень таких нарушений также определяется в законе. В частности, к числу таких нарушений относятся отсутствие основания для проведения проверок, согласование с прокурором субъекта Федерации и уведомления о проверке.

     Помимо  данных инициатив закон вводит уведомительный порядок. Как считают разработчики закона, введение уведомительного порядка  облегчит предпринимателям выход на рынок. Председатель подкомитета по государственному регулированию рынка подакцизных товаров Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский отметил, что устранение избыточных административных барьеров станет существенным стимулом для граждан, желающих начать собственное дело, и поможет решить проблему легализации мелкой предпринимательской деятельности, осуществляемой значительной долей экономически активного населения без должной ее регистрации.

     После принятия закона малым предприятиям в сфере общепита, розничной и оптовой торговли, гостиничных и бытовых услуг, пассажирских и грузоперевозок и так далее достаточно будет заполнить и отправить по почте только одно уведомление. Кстати, впоследствии минэкономразвития предлагает с 2010-го или 2011 года ввести практику заполнения уведомительной декларации в электронном виде. Новые уведомления будут открытыми и прозрачными, а учет их будет вести уполномоченный орган.

     Вместе  с тем, отмечает председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, для интенсификации развития малого и среднего бизнеса принимаемые меры защиты - только половина задачи. Важно сформировать новую архитектуру для масштабного, свободного, инновационного малого и среднего предпринимательства. В первую очередь требуется усилить роль саморегулируемых организаций малого и среднего бизнеса, считает глава комитета.

     Сам малый и средний бизнес уже  давно ждет таких законодательных  инициатив, потому что в цену товара закладываются расходы на взятки проверяющим чиновникам. Но самое главное, как отмечают представители малого бизнеса, важно, чтобы принимаемые федеральные законы исполнялись чиновниками на местах.21

 

      Глава 3. Проблемы законодательства и пути их преодоления 

     3.1 Проблемы в законодательстве 

     Начальные трудности

     Для всех этапов начала предпринимательской  деятельности характерна общая черта  – значительное количество требуемых  государственными органами разрешений, согласований, заключений и существенное затягивание сроков рассмотрения соответствующих заявок.

     При открытии практически любого бизнеса  в сфере торговли и бытового обслуживания населения, а равно некрупного производственного  предприятия к помещениям предъявляются  требования, которые не описываются  в законодательных актах, но содержатся во внутриведомственных документах.

     Параллельно с техническими нормами к объектам предъявляются многочисленные требования региональных законодательных и  нормативных актов, различного рода инструкций органов власти, в том  числе муниципального уровня, за несоблюдение которых устанавливается административная ответственность законами субъектов Российской Федерации.22

     Показательным примером является открытие предприятия  общественного питания, для создания которого необходимо в орган исполнительной власти (субъекта РФ или муниципалитета) подать около 20 документов, только один из которых установлен федеральным  нормативным правовым актом (заключение госпожнадзора), а остальные установлены на региональном уровне (в том числе, согласование муниципалитетами размещения предприятия питания, справка санэпиднадзора, справка БТИ о состоянии здания, выписка из технического паспорта на здание, разрешение на переустройство помещений и производство связанных с ним ремонтных работ, техническое заключение о состоянии несущих конструкций здания и возможности переустройства помещений под предприятие питания, выполненное уполномоченной лицензированной организацией, акт осмотра каналов естественной вентиляции, выполненного специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида работ, разрешение на установку объекта наружной рекламы и информации, оформленное в установленном порядке и др.).

     Таким образом, для открытия предприятия  общественного питания нормативными актами требуется не менее 20 документов (без учета сертификации) с реальным сроком рассмотрения до полугода –  года и стоимостью до 20 тыс.руб. за кв.м.

     Кроме того, большинство необходимых разрешений дублируют друг друга и имеют ограниченный срок действия. Так, например, при создании малого предприятия, оказывающего типографские услуги, объем документации, подтверждающей выполнение только природоохранных, требований составляет около 40 позиций. При этом получение разрешительных документов по 17 позициям представляет собой дублирование ранее полученных документов.23

     Зачастую  для открытия бизнеса требуется  перепланировка, которая может в  стоимостном выражении составлять до 7000000 рублей (данные на начало 2007 года) и процесс согласования которой длится более года. Старые СНИПы и САНПины по оборудованию помещения предприятий питания не учитывают новых технологий и нового оборудования, содержат нормы, не влияющие на безопасность жизни и здоровья (основное требование для предприятий питания), но позволяют неограниченно долго предъявлять различные требования, замедляя процесс согласования, фактически ставя предпринимателя перед необходимостью оплаты «дополнительных услуг».

     Так, для открытия торгового предприятия (продовольственного магазина) в орган  исполнительной власти необходимо подать около 15 документов: (в том числе: заключение госпожнадзора, заключение санэпидемнадзора, получение лицензии на вывоз мусора, подготовка проекта перепланировки помещения, получение разрешения на перепланировку, участие в конкурсе на аренду помещения), из которых самой сложной частью являются документы на перепланировку.24

     Это значительно повышает срок ожидания всех разрешений от 7 месяцев до полутора лет, увеличивая стоимость проекта с 700 тыс. рублей до 1200 тыс. руб. (без учета аренды).

     Для открытия малого производственного  бизнеса (без учета проведения строительных работ) необходимо подать не менее 12 документов со сроком ожидания рассмотрения документов от 7 до 11 месяцев (установлено актами), при реалистичном прогнозе до полутора лет и повышая непроизводственные издержки с 1,4 млн.руб. до 6 млн.руб.

     В связи с тем, что большинство  новых компаний не являются собственниками помещений, они вынуждены быть арендаторами помещений у муниципалитетов и госучреждений. Однако получение прав аренды нежилого помещения в органе исполнительной власти требует ожидания решения до полугода и подачи более 20 документов: (заказ по установленной форме, копии учредительных документов предприятия-заявителя, копия о включении предприятия-заявителя в Реестр субъектов малого предпринимательства, паспорт предприятия, документы о назначении должностных лиц предприятия, личные анкеты руководителей предприятия-заявителя, копия балансов и отчетов о финансовых результатах деятельности предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированный налоговой инспекцией, перечень основного имущества предприятия-заявителя, список кредиторов и должников предприятия с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности, справка из налоговой инспекции о наличии банковских счетов, банковские справки о состоянии счетов, технико-экономическое обоснование проекта использования помещения, заявление на регистрацию договора аренды, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации предприятия, свидетельство о постановке на налоговый учет, коды статистики, документы БТИ, поэтажный план, экспликация, выписка из технического паспорта, справка о стоимости помещения, согласованная с санэпидемнадзором, энергетическими и газовыми организациями, госпожнадзором, акт о передаче помещения между предприятием и ДЕЗом, страховое свидетельство, контракт или иной документ, подтверждающий полномочия руководителя предприятия).

     Также показательным является процесс  подготовки документации к проведению строительных работ. Для этого в  орган исполнительной власти необходимо подать около 80 документов, включая: согласование предпроектных проработок, акт разрешительного  использования, расчет стартовых условий инвестиционных торгов, разработку регламентного альбома, прохождение регламентной комиссии, разработку отраслевых разделов градостроительного обоснования, получение предварительных ТУ, согласование отраслевых разделов градостроительного обоснования, подготовку и согласование материалов для разработки акта разрешительного использования, проведение инвестиционных торгов, заключение инвестиционного контракта и ожидать принятия решения до года с затратами до 6 млн. руб.25

     Осложняют ситуацию различные ГУПы, МУПы и ГУЧи, которые занимаются рассмотрением соответствующих заявок, и работу которых предприниматель оплачивает дополнительно, в том числе на сертификацию и лицензирование.

     Многие  нормы о предварительных заключениях  как федеральных, так и региональных инстанций должны заменяться уведомительными. Подобные положения предусмотрены законе «Технический регламент «О пожарной безопасности», принятом Государственной Думой в первом чтении, которым вводится декларация соответствия пожарной безопасности вместо заключения пожнадзора, подаваемая предпринимателем в уведомительном порядке. Аналогичные положения необходимо вводить для других видов контроля.

     Помимо  указанных затрат на начальном этапе, можно выделить издержки предпринимателей, связанные с обязанностью плательщиков единого налога на вмененный доход применять (и, соответственно, приобретать) контрольно-кассовую технику. За время, в течение которого решается вопрос об освобождения большого числа предпринимателей от контрольно-кассовой техники (ККТ), стоимость контрольно-кассовой машины достигла 25000 рублей, приобретение электронной ленты криптозащиты – 7 500 рублей, ежегодное обслуживание – 3000 рублей. Совокупные ежегодные затраты малых предпринимателей на приобретение и обслуживание ККТ оцениваются в 30,5 млрд. рублей и составляет более 50% суммы собираемого ЕНВД (данные за 2007 год).

     18 октября 2008 года Государственная  Дума Федерального Собрания Российской  Федерации приняла в первом  чтении проект федерального закона  № 471693-4 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт», который был поддержан Комиссией по законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.26

Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства