Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

На этом основании можно установить цель работы. Она заключена в следующем – анализирование правовой базы регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса и изучение выше перечисленных правовых проблем.

Задачами же являются

-определение понятия субъекта малого бизнеса

-выявление недостатков в нормативной базе

-поиск методов по преодолению этих недостатков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...

Глава 1. Правовое определение малого бизнеса…………………………

1.1 Основные понятия………………………………………………………………………..

1.2 Субъекты малого бизнеса………………………………………………………………..

Глава 2. Правовое регулирование деятельности малого бизнеса...

2.1 Законодательство………………………………………………………………………...

2.2 Изменения в законодательстве………………………………………………………….

Глава 3. Проблемы законодательства и пути их преодоления……..

3.1 Проблемы в законодательстве…………………………………………………………..

3.2 Основные направления по совершенствованию законодательства…………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………

Библиографический список………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая правовое положение субъектов.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

     Датой представления документов при осуществлении  государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

     Государственная регистрация физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя  осуществляется в налоговых органах  по месту жительства в течение 5 рабочих  дней.7

     Не  допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.8

     Правовое  положение индивидуального предпринимателя определяется тем, что наряду с коммерческими организациями он признается полноправным участником гражданского оборота. К индивидуальной предпринимательской деятельности применяются нормы права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (ч.3 ст.23 ГК РФ).9

     Малое предприятие

     Важным  новшеством нового закона по сравнению  с Федеральным законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ является то, что он устанавливает  практически универсальные требования как к предприятиям, так и к  индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства. Следует напомнить, что критерии, закрепленные ст.3 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ, применялись только к коммерческим организациям, а индивидуальные предприниматели относились к субъектам малого предпринимательства автоматически, вне зависимости от соответствия их указанным параметрам.

     Таким образом, в настоящее время согласно ст.4 данного закона для отнесения  индивидуальных предпринимателей и  организаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение следующие критерии:

     1)«независимость  происхождения» – в уставном  капитале юридических лиц доля  участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  благотворительных и иных фондов  не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

     2)средняя  численность работников за отчетный  период не превышает:

     - 15 человек для микропредприятий;

     - 100 человек для малых предприятий

     - 250 человек для средних предприятий.

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства. 10

     3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога  на добавленную стоимость или  балансовая стоимость активов  за календарный год не превышает  предельных значений, устанавливаемых  Правительством Российской Федерации.

     Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных для соответствующих  категорий, в течение двух календарных  лет, следующих один за другим.

 

      Глава 2. Правовое регулирование  деятельности малого бизнеса 

     2.1 Законодательство 

     Согласно  ст.2 Федерального закона N 209-ФЗ "О  развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" нормативное  правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.11

     Анализ  предмета регулирования и содержания Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" позволяет  сделать вывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства, которое согласно ст.72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство. С учетом этого обстоятельства к числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, относятся следующие:

     I. Конституция РФ, которая закрепляет  общие принципы правового регулирования  предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий  прав и интересов участников  предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

     II. Федеральный закон N 209-ФЗ "О  развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации" и другие федеральные  законы. Правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.

     Помимо  кодифицированных актов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность:

     1) федеральные законы, устанавливающие  государственные требования к  организации и осуществлению  предпринимательской деятельности:

     а) ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей";

     б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

     в) ФЗ от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении  доступа к информации о деятельности государственных органов и органов  местного самоуправления»

     г) ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» – вводит изменения в лицензионное законодательство, устанавливает замену института лицензирования страхованием в шести видах деятельности и возможность автоматического продления лицензий для тех представителей бизнеса, которые не совершали нарушений, это поможет малому бизнесу: не надо будет приносить большие пачки документов, для того чтобы продлить лицензии.

     д) ФЗ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

     е) ФЗ от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";

     ж) ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности.» - позволяет защитить предпринимателей от чрезмерного административного давления.

     з) ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» – этот закон направлен на поддержку предприятий малого бизнеса путём создания более благоприятных условий для применения ими специальных налоговых режимов

     2) федеральные законы, определяющие  основные принципы рыночной экономики:

     а) ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

     б) Закон РФ от 20 февраля 1992 года N 2383-1 "О  товарных биржах и биржевой торговле";

     в) ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке  ценных бумаг";

     3) федеральные законы, устанавливающие  правовое положение хозяйствующих субъектов:

     а) ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных  обществах";

     б) ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах  с ограниченной ответственностью";

     в) ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";

     г) ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» - позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость.

     4) федеральные законы, регулирующие  отдельные виды предпринимательской  деятельности:

     а) ФЗ от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";

     б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

     в) ФЗ от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

     г) ФЗ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и т.д.

     III. Иные нормативно-правовые акты  Российской Федерации, принимаемые  в соответствии с перечисленными  федеральными законами. Видимо законодатель имеет в виду федеральные подзаконные акты, особое место среди которых должны занять федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства, утверждаемые Правительством РФ. К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:

     1) Указы Президента РФ (например, Указ  Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре  федеральных органов исполнительной  власти");

     2) Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года N 584 "Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества");

     3) Нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.);

     IV. Законы и иные нормативно-правовые  акты субъектов РФ, которые издаются  законодательными и исполнительными  органами субъектов РФ в пределах  установленной ст.71-73 Конституции  РФ компетенции и не могут  противоречить федеральному законодательству. Комментируемый закон четко указывает на необходимость приятия в каждом субъекте РФ не только специального закона, регулирующего вопросы развития малого и среднего предпринимательства, но и соответствующей региональной программы. (Например, Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 года № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» с изменениями от 19 декабря 2008 года) [Приложение № 1]

     V. Нормативные правовые акты органов  местного самоуправления. К их числу относятся уставы муниципальных образований, а также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу которых определяются уставом. Важное место в системе муниципальных нормативно-правовых актов должны занять принимаемые органами местного самоуправления муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.

     В условиях расширения сотрудничества отечественных  предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» не содержит отдельных положений о данном источнике правового регулирования видимо потому, что его специфика довольно четко определена Конституцией РФ и иными федеральными законами. Так, в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации",12 принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года, дано определение международных договоров. Так, международным договором Российской Федерации признается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.13

Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства