Планирование производственной программы предприятия и ее оптимизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение путей повышения эффективности работы организации за счет совершенствования организации основного производства и практический анализ основного производства ОАО «АвтоВАЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность основного производства
2. Изучить принципы и методы основного производства на предприятии
3. Выявить показатели, характеризующие эффективность производства на предприятии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Общая характеристика и особенности основного производства………….5
1.2 Принципы и методы организации производства………………………….13
1.3 Показатели, характеризующие организацию и совершенствование основного производства на предприятии………………………………………18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»
2.1 Общая характеристика основной деятельности компании АвтоВАЗ…...23
2.2 Организационная структура ОАО «АвтоВАЗ»…………………………...26
2.3 Анализ технико-экономических показателей ОАО «АвтоВАЗ»…………30
2.4 Анализ особенностей основного производства ОАО «АвтоВАЗ»...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

Работа содержит 1 файл

Сделанная курсовая моя.doc

— 673.00 Кб (Скачать)

 

2.4 Анализ особенностей основного производства ОАО «АвтоВАЗ»

 

Автомобильный сектор экономики в течение уже многих десятилетий демонстрирует высочайший потенциал коммерциализации новых идей. Автомобилестроение чутко улавливает инновации, в какой бы отрасли они ни зародились. Острейшая конкуренция, характерная для автомобилестроения, стимулирует поиск инноваций, жесткое тестирование их на экономическую эффективность и в вывод всего лучшего на рынок в кратчайшие сроки. Таким образом, автомобилестроение - самый восприимчивый и широкий рынок для инноваций, как технических, так и управленческих.

Инновационный потенциал автомобильного сектора экономики проявляется по широкому спектру направлений: от автомобильных технологий, решения экологических проблем, совершенствования управления и организации производства - до проблем адаптации социально-экономических структур общества к изменяющимся условиям.

Сегодня Россия, главным образом благодаря ОАО "АвтоВАЗ", входит в группу стран - числом не более десятка, обладающих полным циклом автомобильных технологий - от идеи до производства.  Однако в развитых и передовых развивающихся странах сохранение и развитие научно-технического потенциала и интеллектуальных технологий является одним из высших приоритетов национальной экономической политики, тогда как роль бизнеса сводится главным образом к коммерциализации разработок.

В условиях жесткой конкуренции и масштабного развития технологий, ОАО «АвтоВАЗ» пересмотрело систему планов предприятия и разработало новый бизнес-план, который основан совершенствовании основного производства, с целью получения эффективных результатов. Озвученный бизнес-план подразумевает, что АвтоВАЗ будет производить модели сегментов «В» (в том числе MPV-B), «С», SUV, «В/С», занимая почти весь ультра-бюджетный ценовой диапазон (до 250 тыс. рублей). При этом продуктовый портфель будет включать 9 моделей на 4-х платформах.
[18]Также модернизация продуктового портфеля АвтоВАЗа будет осуществляться в 3 фазы. Первая – «Выживание и улучшение качества для сохранения лидирующих позиций» (2010 – 2013 гг.), когда приоритетными будут два проекта: бюджетный автомобиль В-класса LADA 2190, приходящий на смену «Классике», «Самаре» и «Калине», и RF90 – первый автомобиль на платформе В0 в сегментах MPV-B и CDV.
Вторая фаза – «Экспансия в новые сегменты» (2014 – 2017 гг.), во время которой АВТОВАЗ запускает 6 моделей, в том числе:

- запуск автомобиля ВМ-Hatch и его внедорожной версии B-Cross (на базе платформы В0);

- выход в верхнюю часть бюджетного ценового диапазона сегмента «С»;

- замена модели «Приора» с использованием платформы В0;

- усиление позиций в сегменте внедорожников (SUV B/C) с запуском производства моделей 4х4 и кроссовера С-класса.19

На конечной фазе – «Поддержание лидирующих позиций» - основной фокус должен сместиться в сторону разработки новых моделей и фейслифтинга моделей, запущенных в двух предыдущих фазах.
Объем продаж и производства уже к 2017 году должен составить более 1 млн. автомобилей. Рыночная доля АвтоВАЗа должна держаться на уровне 25%.

Планируется, что к 2020 г. АвтоВАЗ отдаст разработку большого количества модулей (21 из 30) квалифицированным поставщикам, играя роль координатора или интегратора, а оставшиеся 9 будет разрабатывать самостоятельно. К тому времени должны вдвое увеличиться затраты служб технического развития – они составят 2,8% от выручки.
Что касается партнерства АвтоВАЗ-Renault, то они совместно будут разрабатывать двигатели и коробки передач. Кроме этого, АвтоВАЗ для Renault будет проводить тесты, производить прототипы и разрабатывать компоненты. В свою очередь, Renault для АвтоВАЗа будет проводить обучение персонала, и внедрять единые стандарты, коды и номенклатуру.20

АвтоВАЗ планирует сохранить в своем основном периметре некоторые [19]виды деятельности.

Основное производство: сварка, окраска и сборка готового автомобиля, крупная штамповка лицевых деталей и сборка двигателей, КП и шасси (в сотрудничестве с Renault для обновленного модельного ряда).
Сфера технического развития: Научно-технический центр и Опытно-промышленное производство.

Вместе с тем будут выведены: Металлургическое производство, частично Инструментальное производство, Производство промышленных штампов, Производство по переработке промышленных отходов, Энергетическое производство и общезаводские ремонты.
Окончательно за пределы периметра АвтоВАЗа будут выведены средняя штамповка, Производство технологического оборудования, транспортные компании, социальные объекты и непрофильные активы.
В дополнение к реорганизации планируется увеличить мощности 2-х линий с 220 до 280 тыс. автомобилей и 2-х линий с 220 до 300 тыс. автомобилей.21

За первые 5 лет жизненного цикла затраты на закупки в соотношении на один автомобиль должны снизиться в среднем на 2,6% для новых моделей и на 0,6% - для существующих. Это должно произойти за счет: создания новой панели поставщиков совместно с Renault, перехода от закупок компонентов к модульным закупкам, объединения объемов закупок с Renault-Nissan, аутсорсинга НИОКР и производства квалифицированным поставщикам.

Согласно новому бизнес-плану «явный эффект» повышения качества с 2010-го по 2020 год составит как минимум 5,3 млрд. рублей за счет возможности избежать затрат (из-за сокращения гарантийных затрат, снижения объемов переделки на производстве и минимизации контроля компонентов). [22]

АвтоВАЗ также будет осуществлять повышение качества в рамках «Программы качества LADA» (LQP), использующей инструменты, эффективность которых доказана партнерами АвтоВАЗа по альянсу (передача ноу-хау). Кстати, эта LQP уже осуществляется и предполагает достижение большинства целей в сфере повышения качества к 2014 году.23

Предполагаемое совершенствование основного производства на предприятии должно привести к высоким результатам. Выручка АвтоВАЗа в 2020 г. составит примерно 330 млрд. рублей, из которых около 60% должно приходиться на 3 модели автомобилей: Low-Cost, Priora и C-Class.
Начиная с 2012 года, АвтоВАЗ должен выйти на положительную операционную прибыль, чтобы в период с 2013-го по 2020 год быть способным частично финансировать программу инвестиций за счет собственных средств.

Вообще же инвестиции будут осуществляться в 5 основных направлений: модельный ряд до 2020 г. (58,4 млрд. руб.), модельный ряд после 2020 г. (26,4 млрд. руб.), двигатели (9,8 млрд. руб.), производственные мощности (68,2 млрд. руб.), модернизация процессов (22,5 млрд. руб.).

Таким образом, отчетливо видно, что эффективность управления предприятием, ее работы, формирование положительного имиджа во многом зависит от структуры и системы основного производства. Проведенный анализ предприятия ОАО «АвтоВАЗ» показывает, что стратегия планирование производственной программы предприятия и ее оптимизация делает его более эффективным, прибыльным и конкурентоспособным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основное производство является частью производственного процесса предприятия, в ходе которого основные материалы превращаются в готовую продукцию.  Характер и структура основного производства зависят от особенностей выпускаемой продукции, типа производства и применяемой технологии.

Производство является основным хозяйственным процессом в деятельности большинства предприятий и представляет собой процесс по изготовлению продукции, выполнению работ и услуг. От правильной организации процесса производства зависит объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность.

На современном этапе для эффективной и конкурентоспособной организации производства используются следующие принципы организации производства:

                    пропорциональность,

                    параллельность,

                    непрерывность,

                    прямоточность,

                    ритмичность,

                    гибкость,

                    комплексность.

Различают три основных метода организации производственных процессов:

                    Последовательный.

                    Параллельный.

                    Параллельно-последовательный.

При рыночной экономики результаты деятельности предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли.

Важным критерием правильной оценки основного производства является анализ затрат на производство. Анализ структуры затрат на  основное производство начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных экономических элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период (за год, реже за квартал).

ОАО «АвтоВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Полное официальное название — Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ».

Ранее  предприятие выпускало автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»). Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока». Штаб-квартира и основное производство находится в городе Тольятти Самарской области.

Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем собой две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.

По итогам 2010 года объем продаж автомобилей LADA производства ОАО «АВТОВАЗ» снизился на 43,8% и составил 349 490 автомобилей против 622 182 автомобилей в 2009 году. Общий объем реализации автомобилей марки LADA (включая продажи автомобилей LADA производства ОАО «ИжАвто») в 2010 году составил 354 306 автомобилей, что на 44,6% ниже показателя 2009 года. Доля автомобилей LADA (с учётом сборки на ОАО «ИжАвто») на российском рынке по итогам 2010 года составила 25,74%. В 2010 году на экспорт было отгружено 34 756 автомобилей LADA. По сравнению с 2009 годом поставки на внешний рынок уменьшились на 67,4% (или на 71 806 автомобилей).

Динамика основных финансовых показателей АвтоВАЗа подтверждает неэффективность управления предприятием на протяжении последних нескольких лет. Рост выручки от основной деятельности происходил значительно медленнее, нежели росла расходная часть баланса.
Особенно быстро росли административные расходы. Так, с 2007-го по 2010 год чистая выручка от реализации продукции ОАО «АвтоВАЗ» выросла на 21%. При этом административные расходы выросли на 52%. Анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости  также показывает, что ухудшение финансовой ситуации на АвтоВАЗе началось задолго до наступления мирового финансового кризиса.

Анализ теоретических и практических аспектов организации основного производства на предприятии позволяет делать следующие выводы:

1.     Основное производство является частью производственного процесса предприятия, в ходе которого основные материалы превращаются в готовую продукцию. 

2.       Совершенствование основного производства осуществляется и в направлении его специализации, то есть строгого закрепления всё более ограниченного круга разнообразных работ, выполняемых на каждом участке производства.

3.     Основное производство может строиться по технологическому признаку и по предметному, когда каждая часть основного производства выполняет все или большую часть операций по изготовлению определённого вида продукции.

4.       Сокращение длительности производственных процессов представляет собой одну из наиболее важных задач организации современного производства, от надлежащего решения которой в большой мере зависит его эффективная рентабельная работа.

5.                                Предприятия любой отрасли промышленности, в том числе и автомобильной, нуждаются в правильной организации основного производства с соблюдением всех принципов организации и современных технологических достижений.

На основании материала работы можно предложить следующие пути повышения эффективности организации основного производства на предприятии «АвтоВАЗ»:

1.      Научная организация рабочих мест  в соответствии с основными принципами организации основного производства.

2.      Усиление контроля качества за техникой, обеспечивающей  работу конвейера с целью предупреждения внезапных поломок, а как следствие приостановление производственного процесса.

3.      Замена устаревшего оборудования на современное высокотехнологическое, с целью ускорения процесса производства

4.      Устранение так называемых «узких мест» в производстве, являющихся причиной снижения производительности труда.

5.      Последовательная реализация программы переоборудования производства с целью предотвращения слишком быстрого освоения основных фондов.

Одновременное  с переоборудованием повышение квалификации работников для возможности эффективного процесса производстваАвтоВАЗ также  будет осуществлять повышение качества в рамках «Программы качества LADA» (LQP), использующей инструменты, эффективность которых доказана партнерами АвтоВАЗа по альянсу (передача ноу-хау)

Проведенный анализ предприятия ОАО «АвтоВАЗ» показывает, что стратегия планирование производственной программы предприятия и ее оптимизация делает его более эффективным, прибыльным и конкурентоспособным.

Информация о работе Планирование производственной программы предприятия и ее оптимизация