Планирование производственной программы предприятия и ее оптимизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение путей повышения эффективности работы организации за счет совершенствования организации основного производства и практический анализ основного производства ОАО «АвтоВАЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность основного производства
2. Изучить принципы и методы основного производства на предприятии
3. Выявить показатели, характеризующие эффективность производства на предприятии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Общая характеристика и особенности основного производства………….5
1.2 Принципы и методы организации производства………………………….13
1.3 Показатели, характеризующие организацию и совершенствование основного производства на предприятии………………………………………18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»
2.1 Общая характеристика основной деятельности компании АвтоВАЗ…...23
2.2 Организационная структура ОАО «АвтоВАЗ»…………………………...26
2.3 Анализ технико-экономических показателей ОАО «АвтоВАЗ»…………30
2.4 Анализ особенностей основного производства ОАО «АвтоВАЗ»...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

Работа содержит 1 файл

Сделанная курсовая моя.doc

— 673.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

1.3 Показатели, характеризующие организацию и совершенствование основного производства на предприятии

При рыночной экономики результаты деятельности предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы  предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.[9]

              Существует великое множество показателей рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле:

(1)

где   - общая экономическая рентабельность   хозяйственной деятельности торгового предприятия;

              - сумма прибыли (валовой или чистой);

              - объем товарооборота (без НДС).

              Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле:

(2)

где      - сумма прибыли торгового предприятия,

              - средняя величина собственного капитала.

Важным критерием правильной оценки основного производства является анализ затрат на производство. Анализ структуры затрат на  основное производство начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных экономических элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период (за год, реже за квартал).

Едиными для всех отраслей промышленности элементами затрат являются: материальные (сырье и основные материалы; покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера; вспомогательные материалы; топливо со стороны; энергия со стороны); трудовые расходы на оплату труда, включая премии работникам, занятым в основной деятельности; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие расходы, в состав которых включаются все остальные затраты, не отраженные в  предыдущих элементах.[10]

Изучение структуры затрат по экономическим элементам (а при необходимости и по важнейшим составным их частям), а так же происшедших изменений за отчетный период позволяет дать оценку рациональности такой структуры, а так же сделать вывод о необходимости и возможности ее применения в сторону снижения материалоемкости или трудоемкости.

Дополнительным показателем для обоснования соответствующего вывода можно использовать удельные веса рассматриваемых элементов затрат в стоимости товарной продукции, т.е. их доли в рубле товарной продукции, разделив сумму затрат каждого элемента на сумму  товарной продукции, отклонения фактических затрат по элементам в абсолютных суммах выражают лишь общие результаты использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а не изменение себестоимости, так как они вызваны еще и изменениями в объеме и структуре производства продукции.

Анализ затрат по статьям себестоимости начинается с определения отклонения фактической суммы затрат () от плановой, рассчитанной исходя из плановых норм  расхода на фактический объем и фактическую структуру товарной продукции () в целом по всей товарной продукции  (± ) и в раз резе отдельных статей расходов (например, по сырью  ±);

              (3)                                                                               

где - отклонение фактической суммы затрат от плановой по всей товарной продукции;

- фактическая сумма затрат;

- плановая сумма затрат при плановых нормах расхода на фактический объем  и фактической структуре товарной продукции.[11]

Наряду с отклонением в абсолютной сумме определяются и отклонения в процентах путем деления первого на плановую сумму расходов (Зп) и умножается на 100:            

    (4)

где - отклонение в абсолютной форме;

- плановая сумма затрат.

В процессе дальнейшего анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым образовались большие перерасходы, непроизводительные затраты и потери, а так же занимающим большой удельный вес в себестоимости продукции.

Аналитическую ценность для дальнейшего поиска резервов экономии затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов будут иметь и такие расчетные аналитические показатели, как удельные веса перечисленных калькуляционных статей в одном рубле отдельно выпущенной и реализованной товарной продукции. Они рассчитываются путем деления суммы расходов по каждой статье на сумму товарной продукции соответственно выпущенной и реализованной.

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (РС) являются:

1. увеличение объема производства;

2. сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономического использования сырья материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

    (5)                            

где, , - соответственно возможный и фактический уровень себестоимости изделия.

Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется в результате снижения себестоимости изделий.

Резервы сокращения затрат выявляются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.

Экономию затрат по оплате труда () в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать путем умножения разности между трудоемкостью изделий до внедрения и после внедрения () соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда () и на количество планируемых к выпуску изделий ():

(6)

Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции (отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд занятости и др.).

Резерв снижения материальных затрат на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других орг-техмероприятий можно определить следующим образом:

     (7)

где , - расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения организационно-технических мероприятий;

- плановые цены на материалы.[12]

   Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, консервации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин и оборудования () определяется умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации ():

(8)

Резервы экономии накладных расходов выявляется на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращение потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и других факторов.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И CОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»

2.1 Общая характеристика основной деятельности  компании АвтоВАЗ

ОАО «АвтоВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Полное официальное название — Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ».

АвтоВАЗ – огромный и очень сложный организм, созданный 40 лет назад и сумевший с минимальными технологическими и организационными изменениями дожить до сегодняшних дней. Лучшие для него времена были в 70 - 80-е годы, когда отставание от мировой автомобильной индустрии было еще не настолько ощутимо, а потенциал предприятия использовался почти на 100% как на внутреннем, так и на внешнем рынке.[13]

Ранее предприятие выпускало автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»). Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока». Штаб-квартира и основное производство находится в городе Тольятти Самарской области.[14]

За период  1970  –  2009  годов  предприятием  выпущено  более  21  млн. автомобилей. Существующий   производственный   потенциал    автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 000 автомобилей в год. ОАО  «АвтоВАЗ»  является   градообразующим   предприятием   для   почти миллионного Тольятти. Именно поэтому в состав акционерного  общества  входят подразделения,  обеспечивающие  питание,  транспортные  услуги,  медицинское обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.

    Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО «АВТОВАЗ»  организована в городах Сызрань,  Ижевск  (Россия),  Луцк,  Херсон,  Запорожье,  Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В  Серпухове и Набережных Челнах собирают «Оку» ВАЗ-1111.

В состав производственных объектов ОАО «АвтоВАЗ» входят:

                    производство ремонта и обслуживания оборудования;

                    металлургическое производство;

                    прессовое производство;

                    сборочно-кузовное производство;

                    механосборочное производство;

                    производство пластмассовых изделий;

                    корпус вспомогательных цехов;

                    опытно-промышленное производство;

                    участок окраски кузовов.

Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем собой две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.

В 1970-х годах в состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» были включены три предприятия:

                    Белебеевский завод Автонормаль;

                    Димитровградский автоагрегатный завод;

                    Скопинский автоагрегатный завод.

После развала СССР, в результате акционирования, все предприятия стали акционерными обществами. В настоящее время указанные заводы продолжают поставлять свою продукцию как на ОАО «АвтоВАЗ», так и на другие автозаводы России.

После вхождения в число акционеров ОАО «АвтоВАЗ» французской компании Renault, принято решение о вхождении НТЦ ОАО «АвтоВАЗ» в состав глобального инженерного альянса с Renault/Nissan.

«АвтоВАЗ» совместно с «General Motors» и Европейским Банком Реконструкции и Развития принял участие в создании совместного предприятия «GM-AvtoVAZ». Совместное производство началось с выпуска автомобиля «Chevrolet Niva».

В ОАО «АвтоВАЗ» традиционно на высоком уровне  поддерживается  отношение к  «человеческим  ресурсам»  и  понимание  их  роли  в  коммерческом  успехе акционерного  общества.  Корпоративная  система  управления  предусматривает большой  набор  инструментов  и  методов  работы  с   персоналом,   в   т.ч. проверенную и осмысленную за многие годы социальную политику. Разнообразные  социальные  льготы  и  гарантии,   социальные   программы   и программы помощи  работникам  позволяют  привлекать  и  удерживать  наиболее ценные  кадры,  укреплять  лояльное  отношение  работников  к   акционерному обществу, способствуют достижению целей предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организационная структура ОАО «АвтоВАЗ»

В мировой практике формирования организационных структур управления на промышленных предприятиях существует достаточное количество различных функциональных, адаптивных организационных структур и их гибридов, но дальше функциональной департаментализации - первоначального и простейшего варианта бюрократической модели - большинство отечественных предприятий не идут. Причем оставленная в наследие бюрократическая модель управления не является эффективной для крупномасштабных российских предприятий. Не избежало такой тенденции и ОАО "АвтоВАЗ". Функциональная департаментализация, существовавшая здесь на протяжении многих лет, начала претерпевать изменения в ходе создания адаптивных структур на проектно-матричной основе. Создание таких структур в экономико-финансовых службах, службах безопасности предприятия способствовало росту эластичности иерархической структуры управления и в целом дало существенную экономию транзакционных издержек, привело интеграции производственного сектора предприятия, исправлению основных недостатков функциональной департаментализации, развитию новых перспективных направлении на предприятии в целом. Последние реализованные проекты автомобилей ОАО "АвтоВАЗ" ("Lada Kalina" и "Lada Priora") формировались как раз с учетом влияния сформированных адаптивных на проектно-матричных структур, с целью эффективного использования оборотных средств предприятия и современной постановки на производство модельного ряда автомобилей этого класса.

Информация о работе Планирование производственной программы предприятия и ее оптимизация