Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:39, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение путей повышения эффективности работы организации за счет совершенствования организации основного производства и практический анализ основного производства ОАО «АвтоВАЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность основного производства
2. Изучить принципы и методы основного производства на предприятии
3. Выявить показатели, характеризующие эффективность производства на предприятии
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Общая характеристика и особенности основного производства………….5
1.2 Принципы и методы организации производства………………………….13
1.3 Показатели, характеризующие организацию и совершенствование основного производства на предприятии………………………………………18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»
2.1 Общая характеристика основной деятельности компании АвтоВАЗ…...23
2.2 Организационная структура ОАО «АвтоВАЗ»…………………………...26
2.3 Анализ технико-экономических показателей ОАО «АвтоВАЗ»…………30
2.4 Анализ особенностей основного производства ОАО «АвтоВАЗ»...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43
1.3 Показатели, характеризующие организацию и совершенствование основного производства на предприятии
При рыночной экономики результаты деятельности предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.[9]
Существует великое множество показателей рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле:
(1)
где - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности торгового предприятия;
- сумма прибыли (валовой или чистой);
- объем товарооборота (без НДС).
Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле:
(2)
где - сумма прибыли торгового предприятия,
- средняя величина собственного капитала.
Важным критерием правильной оценки основного производства является анализ затрат на производство. Анализ структуры затрат на основное производство начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных экономических элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период (за год, реже за квартал).
Едиными для всех отраслей промышленности элементами затрат являются: материальные (сырье и основные материалы; покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера; вспомогательные материалы; топливо со стороны; энергия со стороны); трудовые расходы на оплату труда, включая премии работникам, занятым в основной деятельности; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие расходы, в состав которых включаются все остальные затраты, не отраженные в предыдущих элементах.[10]
Изучение структуры затрат по экономическим элементам (а при необходимости и по важнейшим составным их частям), а так же происшедших изменений за отчетный период позволяет дать оценку рациональности такой структуры, а так же сделать вывод о необходимости и возможности ее применения в сторону снижения материалоемкости или трудоемкости.
Дополнительным показателем для обоснования соответствующего вывода можно использовать удельные веса рассматриваемых элементов затрат в стоимости товарной продукции, т.е. их доли в рубле товарной продукции, разделив сумму затрат каждого элемента на сумму товарной продукции, отклонения фактических затрат по элементам в абсолютных суммах выражают лишь общие результаты использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а не изменение себестоимости, так как они вызваны еще и изменениями в объеме и структуре производства продукции.
Анализ затрат по статьям себестоимости начинается с определения отклонения фактической суммы затрат () от плановой, рассчитанной исходя из плановых норм расхода на фактический объем и фактическую структуру товарной продукции () в целом по всей товарной продукции (± ) и в раз резе отдельных статей расходов (например, по сырью ±);
(3)
где - отклонение фактической суммы затрат от плановой по всей товарной продукции;
- фактическая сумма затрат;
- плановая сумма затрат при плановых нормах расхода на фактический объем и фактической структуре товарной продукции.[11]
Наряду с отклонением в абсолютной сумме определяются и отклонения в процентах путем деления первого на плановую сумму расходов (Зп) и умножается на 100:
(4)
где - отклонение в абсолютной форме;
- плановая сумма затрат.
В процессе дальнейшего анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым образовались большие перерасходы, непроизводительные затраты и потери, а так же занимающим большой удельный вес в себестоимости продукции.
Аналитическую ценность для дальнейшего поиска резервов экономии затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов будут иметь и такие расчетные аналитические показатели, как удельные веса перечисленных калькуляционных статей в одном рубле отдельно выпущенной и реализованной товарной продукции. Они рассчитываются путем деления суммы расходов по каждой статье на сумму товарной продукции соответственно выпущенной и реализованной.
Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (РС) являются:
1. увеличение объема производства;
2. сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономического использования сырья материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.
(5)
где, , - соответственно возможный и фактический уровень себестоимости изделия.
Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется в результате снижения себестоимости изделий.
Резервы сокращения затрат выявляются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.
Экономию затрат по оплате труда () в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать путем умножения разности между трудоемкостью изделий до внедрения и после внедрения () соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда () и на количество планируемых к выпуску изделий ():
(6)
Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции (отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд занятости и др.).
Резерв снижения материальных затрат на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других орг-техмероприятий можно определить следующим образом:
(7)
где , - расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения организационно-технических мероприятий;
- плановые цены на материалы.[12]
Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, консервации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин и оборудования () определяется умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации ():
(8)
Резервы экономии накладных расходов выявляется на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращение потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и других факторов.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И CОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»
2.1 Общая характеристика основной деятельности компании АвтоВАЗ
ОАО «АвтоВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Полное официальное название — Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ».
АвтоВАЗ – огромный и очень сложный организм, созданный 40 лет назад и сумевший с минимальными технологическими и организационными изменениями дожить до сегодняшних дней. Лучшие для него времена были в 70 - 80-е годы, когда отставание от мировой автомобильной индустрии было еще не настолько ощутимо, а потенциал предприятия использовался почти на 100% как на внутреннем, так и на внешнем рынке.[13]
Ранее предприятие выпускало автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»). Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока». Штаб-квартира и основное производство находится в городе Тольятти Самарской области.[14]
За период 1970 – 2009 годов предприятием выпущено более 21 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 000 автомобилей в год. ОАО «АвтоВАЗ» является градообразующим предприятием для почти миллионного Тольятти. Именно поэтому в состав акционерного общества входят подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.
Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО «АВТОВАЗ» организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают «Оку» ВАЗ-1111.
В состав производственных объектов ОАО «АвтоВАЗ» входят:
производство ремонта и обслуживания оборудования;
металлургическое производство;
прессовое производство;
сборочно-кузовное производство;
механосборочное производство;
производство пластмассовых изделий;
корпус вспомогательных цехов;
опытно-промышленное производство;
участок окраски кузовов.
Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем собой две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.
В 1970-х годах в состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» были включены три предприятия:
Белебеевский завод Автонормаль;
Димитровградский автоагрегатный завод;
Скопинский автоагрегатный завод.
После развала СССР, в результате акционирования, все предприятия стали акционерными обществами. В настоящее время указанные заводы продолжают поставлять свою продукцию как на ОАО «АвтоВАЗ», так и на другие автозаводы России.
После вхождения в число акционеров ОАО «АвтоВАЗ» французской компании Renault, принято решение о вхождении НТЦ ОАО «АвтоВАЗ» в состав глобального инженерного альянса с Renault/Nissan.
«АвтоВАЗ» совместно с «General Motors» и Европейским Банком Реконструкции и Развития принял участие в создании совместного предприятия «GM-AvtoVAZ». Совместное производство началось с выпуска автомобиля «Chevrolet Niva».
В ОАО «АвтоВАЗ» традиционно на высоком уровне поддерживается отношение к «человеческим ресурсам» и понимание их роли в коммерческом успехе акционерного общества. Корпоративная система управления предусматривает большой набор инструментов и методов работы с персоналом, в т.ч. проверенную и осмысленную за многие годы социальную политику. Разнообразные социальные льготы и гарантии, социальные программы и программы помощи работникам позволяют привлекать и удерживать наиболее ценные кадры, укреплять лояльное отношение работников к акционерному обществу, способствуют достижению целей предприятия.
Информация о работе Планирование производственной программы предприятия и ее оптимизация