Парвовые аспекты взаимодействия клиента и турпредприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Сфера туризма представляет собой комплекс сложных гражданско-правовых отношений, в которых принимают участие туроператоры, исполните ли туристских услуг (гостиницы, перевозчики, рестораны, предприятия культуры) турагенты, потребители туристских услуг. В процессе оказания и потребления туристских услуг все правоотношения должны оформляться юридически, т.е. соответствующими гражданско-правовыми договорами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………………….3
1. Назначение, структура и задачи туристских предприятий…………………………...…………..4
2. Правовые аспекты взаимодействия клиента и турпредприятия …………………...…………….8
3. Правоохранительные органы как субъект защиты прав туриста и турфирмы…………......….13
Заключение…………………………………………………………………………………………....17
Список литературы……………………………………………………...............................................18

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 66.82 Кб (Скачать)

Это, прежде всего, государственное  лицензирование. Лицензирование турагентской и туроператорской деятельности осуществляется в соответствии с пунктами 88-89 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ. Непосредственный порядок и условия лицензирования турагентской и туроператорской деятельности определены соответствующими положениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» от 11 февраля 2002 г. № 95.

В последнее время все  чаще встает вопрос о целесообразности лицензирования.

Есть сторонники отмены лицензирования и замены его обязательным страхованием профессиональной ответственности  или предоставлением других гарантий (сертификация, аккредитация, госрегистрация и т. д.).

В свою очередь, противники отмены лицензирования аргументируют свою позицию тем, что лицензирование – это гарантия для потребителя и одновременно правила игры на туристском рынке. Отмена лицензирования может привести к множественному нарушению прав потребителей, так как проконтролировать деятельность фирм, предоставляющих туруслуги, будет крайне проблематично. Стоит отметить, что в большинстве стран, являющихся членами ВТО, лицензирование является обязательным.

В ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности» в перечень включены: туроператорская деятельность, турагентская деятельность, деятельность по продаже прав на клубный отдых. Обязанность получать лицензию распространяется как на индивидуальных предпринимателей, так и на юридические лица. В  соответствии с новыми требованиями  туроператорская и турагентская деятельность лицензируются раздельно. Основными лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской и турагентской деятельности являются:

  • наличие в штате туроператора – юридического лица не менее семи работников, осуществляющих туроператорскую деятельность;
  • наличие не менее 30 % для туроператоров и не менее 20 % для турагентств работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в сфере туризма (для туроператоров – не менее пяти лет, для турагентств – не менее трех лет), а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, осуществляющего туроператорскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее пяти лет, у руководителя турагентства – не менее трех лет:
  • наличие сертификата соответствия туристских услуг требованиям безопасности;
  • повышение не реже одного раза в три года квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую или турагентскую деятельность, а также туроператора или турагента – индивидуального предпринимателя;
  • доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде, и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
  • оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации;
  • предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора или турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристской деятельности.

Для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  • заявление о выдаче лицензии с указанием:

- наименования, организационно-правовой  формы и места нахождения – для юридического лица;

- фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа,  удостоверяющего личность, – для  индивидуального предпринимателя;

- лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель  намерены осуществлять;

  • копии учредительных документов;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;
  • копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;
  • копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии – индивидуального предпринимателя или работников соискателя лицензии – юридического лица;
  • информация о наличии у соискателя лицензии на основании права собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления туроператорской деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Срок действия лицензии на осуществление туроператорской  и турагентской деятельности (далее  именуется – лицензия) – пять лет.

В связи с тем, что в  своей работе на туристском рынке  туристские фирмы постоянно испытывают большое давление со стороны всех участников рыночных отношений, для решения этой проблемы в настоящее время большинство туристских предприятий объединяются в ассоциации. Эти неправительственные общественные объединения играют роль мощного туристского лобби на национальном уровне и представляют интересы своих членов в международных туристских

  • влияние на разработку налогового и трудового законодательства в интересах туриндустрии;
  • повышение качества приема и обслуживания иностранных и российских туристов;
  • формирование новых туриродуктов, способствующих развитию въездного, выездного и внутреннего туризма;
  • внедрение международных стандартов обслуживания в туриндустрию России;
  • создание агентской сети по продвижению качественного туристского продукта;
  • содействие и консультационная помощь фирмам малого и среднего бизнеса и др.

 

 

 

 

 

 

2. Правовые аспекты взаимодействия клиента и турпредприятия

 

В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об  основах туристской деятельности»  реализация туристского продукта осуществляется на основании договора между турфирмой и туристом. Статья 9 Закона предусматривает возможность не только реализовывать готовый тур, но и формировать тур под конкретного туриста или группу. Конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование туристского продукта туроператору оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора.

Заключение предварительного договора регулируется ст. 429 ГК РФ. В  соответствии с ней по предварительному договору стороны обязуются заключить  в будущем договор об оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным  договором. Предварительный договор  заключается в форме, установленной  для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

                                                                                        Юридическая справка

Предварительный договор  должен содержать условия, позволяющие  установить предмет, а также другие существенные условия основного  договора.

В предварительном договоре указывается срок, в который стороны  обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора (исчисление сроков регулируется ст. 190-194 ГК РФ).

В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки (ч. 4 ст. 445 ГК РФ).

Обязательства, предусмотренные  предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который  стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне  предложение заключить этот договор.                                                                                                   

При продвижении на рынке  готового туристского продукта туроператор  и турагент информируют о своем  предложении неопределенное число  потенциальных потребителей. Если письменная информация о туристском продукте содержит все существенные условия договора (предусмотренные Гражданским кодексом РФ и ФЗ >б основах туристской деятельности в РФ») и она оформлена как предложение, которого усматривается воля туроператора или турагента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, то такое предложение является офертой (публичная оферта).

Юридическая справка

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. В реализации туристского продукта используется в основном публичная оферта – содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся( ст. 435-437 ГК РФ). Акцепт - это ответ лица, которому адресована  оферта, о ее принятии (ст. 438-443 ГК РФ).                                              

При реализации туристской услуги между клиентом и турфирмой  заключаете письменный договор о  туристском обслуживании. Следует обратить внимание, что правовая сторона заключения подобных договоров до сих пор  остается сферой юридических дискуссий. Причиной тому является сохраняющееся  пока различие в трактовках правовой природы данных договоров в Гражданском  кодексе РФ и ФЗ «Об основах  туристской деятельности в РФ»15.

Договор между турфирмой  и туристом носит консенсуальный1, возмездный и публичный характер.

                                                                                    Юридическая справка

На  основании ст.426 ГК РФ публичным признается договор, заключенный  коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом коммерческая организация:

  • не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении публичного договора;
  • цена и иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей (за исключением предусмотренных законом льгот для отдельных категорий лиц);
  • не вправе отказываться заключить договор при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги.

В случае несоблюдения вышеназванных  требований потребитель может обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.                                           

Договор на туристское обслуживание как правило является договором присоединения. В соответствии со ст. 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Таким образом, условия договора определены заранее одной из сторон, и другая сторона либо полностью принимает эти условия, либо отвергает их. Договор присоединения всегда имеет письменную форму.

Присоединившаяся сторона  вправе потребовать расторжения  или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит требованиям нормативных правовых актов, но:

  • лишает присоединившуюся сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида (например, не предусмотрен порядок встречи, проводов и сопровождения туристов);
  • исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств (например, в договоре указано, что турфирма не несет ответственности за предоставленную отелями информацию либо турфирма не несет ответственности за отказ в оформлении необходимых документов, даже если этот отказ вызван неверными действиями сотрудников самой турфирмы);
  • содержит явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя их своих разумно понимаемых интересов2, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора (например, в договоре предусмотрено, что турфирма оставляет за собой право изменения сроков выезда и возвращения группы, о чем уведомляет туриста по телефону).

                                                                                             Юридическая справка

Гражданский кодекс РФ не ограничивает право потребителя - физического  лица (непредпринимателя) изменить или  расторгнуть договор. Если же требования о расторжении или изменении договора предъявлены стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, такие требования не подлежат удовлетворению в случае, если присоединившаяся сторона знала , или должна была знать, на каких условиях заключает договор (ч.З ст.428 ГК РФ).

Кроме требований Гражданского кодекса РФ и ФЗ «Об основах  туристкой деятельности в РФ» договор должен соответствовать и законодательству РФ в области защиты прав потребителей.

Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К существенным Гражданский кодекс РФ относит условия о предмете договора и условия, предусмотренные законодательством для договоров данного вида (ст.432).

Существенные условия  договора на туристское обслуживание прописаны в ст. 10 ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ». К ним относятся:

  • информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
  • сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
  • информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление  туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
  • достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;
  • дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
  • порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
  • минимальное количество туристов в группе, срок информирования турист о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
  • условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Информация о работе Парвовые аспекты взаимодействия клиента и турпредприятия