Основные принципы и положения правового регулирования деятельности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В условиях социализма торговля представляла собой способ распределения общественного продукта, поэтому покупка гражданами товара в целях последующей его продажи квалифицировалась как уголовно-наказуемое деяние. Рыночные отношения предопределили принципиальное изменение правовой регламентации данного вида деятельности и обусловили обновление законодательной базы. Например, при разработке ГК РФ в сравнении с ГК РСФСР 1964 г. из общих положений о купле-продаже выделена розничная торговля, а поставка включена в главу 30 ГК РФ как разновидность купли-продажи; нормы о продаже недвижимости, предприятия как имущественного комплекса, энергоснабжении сгруппированы в особые параграфы как субинституты торговли. На первый взгляд, может сложиться мнение, что такая детализация заслуживает поддержки и одобрения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…5
Правовое регулирование коммерческой (торговой) деятельности……..7
Правовое обеспечение коммерческой деятельности…………………………………………………………….7
Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли………………………………………………...16
Правовое регулирование коммерческой деятельности в РФ…………..24
Право гражданина на предпринимательскую деятельность………………………………………………………………………………………………………………………………………..24
Правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности…………………………………………………………...27
Коммерческие и некоммерческие юридические лица……………...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 63.32 Кб (Скачать)

Частными  функциями регулирования следует  считать:

  • принятие решений;
  • коммерческий и внутрифирменный расчет;
  • управление материально-технической базой торговли и транспортно-экспедиционными операциями;
  • управление товарными ресурсами;
  • заключение договоров купли-продажи и поставки товаров;
  • организацию приемки товаров по количеству и качеству;
  • регулирование развития торгово-хозяйственных процессов;
  • кадровое обеспечение;
  • контроль и учет за ходом развития процесса;
  • координирование и регулирование деятельности системы;
  • организацию обслуживания потребителей.

Часть этих функций регулируется государством, а часть находится в оперативно-хозяйственном ведении руководителя организации. 

     И хотя в инфраструктуре потребительского рынка в настоящее время стала  увеличиваться роль оптовых предприятий, через эти предприятия в розничную  торговую сеть направлялась в 1998 году третья часть товарных поступлений, однако, достигнутый в настоящее  время уровень развития инфраструктуры товарных рынков в области не отвечает требованиям свободного движения товаров. В ряде случаев наблюдается удаленность  между хозяйствующими партнерами, увеличивается звенность в процессе циркуляции товаров, возрастают издержки обращения.

     Система государственного регулирования развития оптовой торговли должна предполагать четкую координацию деятельности всех органов исполнительной власти на федеральном  и региональном уровнях. На федеральном  уровне основными функциями органов  исполнительной власти должны являться: общее регулирование деятельности оптового звена, создание условий для  повышения эффективности его  работы, выработка основных направлений  в его развитии, проведение политики закупок для государственных  нужд и т.д. На региональном уровне основной задачей органов исполнительной власти должна стать конкретизация  применения общих правил с учетом региональной специфики развития оптовых  рынков торговых услуг, анализ состояния  рынка услуг торговой деятельности и тенденций его изменения, обеспечение  необходимой конкурентной среды  на рынке, разработка региональных программ развития оптовой торговли товарами народного потребления и др. Регулирование оптовой торговли необходимо осуществлять с участием антимонопольных органов. Регулируя доступ на рынок новых оптовых структур, эти органы будут решать вопросы слияния или разукрупнения последних, проводить в необходимых случаях их сертифицирование, определять порядок участия иностранных инвесторов, формировать необходимую протекционистскую политику.

     Механизм  государственного регулирования торговой деятельности может быть осуществлен  и с помощью организационно-административных методов регулирования. Посредством  этих методов формируются устойчивые связи и отношения системы  управления торговыми предприятиями  и организациями; разрабатываются  положения, закрепляющие права и  ответственность подразделений, аппарата управления и отдельных работников; осуществляется административная ответственность  и контроль за правилами торговли; оперативное регулирование торговых процессов. Административное регулирование  реализуется посредством прямого  воздействия руководителей на подчиненных, вышестоящих структур управления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственной деятельности. Такое воздействие проявляется в многообразных административных приказах и распоряжениях, в различных положениях, инструкциях, нормативах, стандартах и других служебных предписаниях, организационно-регламентирующих деятельность подчиненных. Во внешнеторговой деятельности регулирование включает: рекомендации министерств и ведомств подведомственным внешнеторговым организациям по экспорту и импорту товаров и услуг, изменению структуры и географической направленности внешнеторговых связей, государственные заказы предприятиям на производство товаров и услуг с целью их последующего экспорта, регистрацию участников экономических связей и др.  
 
 
 

 

  1. ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ. ИСТОЧНИКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
 
 

2.1 Право гражданина на предпринимательскую деятельность 

     Прежде  чем осуществлять правовое регулирование  коммерческой деятельности в РФ необходимо определить субъекты коммерческой деятельности.

     К субъектам коммерческой деятельности на территории РФ относятся:

  • Граждане - индивидуальные предприниматели (статья 23 гк рф);
  • коммерческие организации (статья 50 гк рф);
  • некоммерческие организации (п.3 статьи 50 гк рф).

     Российский  Закон «О предприятиях и предпринимательской  деятельности» 1991 года закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, не применяя наемный труд, так и создавая предприятия с привлечением наемных работников. Такие граждане регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации называет таких граждан индивидуальными предпринимателями.

     Предпринимательская правосубъектность - это мера возможного правообладания в сфере предпринимательской  деятельности, т.е. мера свободы действий предпринимателя в рамках действующего законодательства.

     Право гражданина заниматься предпринимательской  и любой иной, не запрещенной законом  деятельностью, составляет содержание гражданской правоспособности. Для  того чтобы реализовать это право, гражданин должен обладать так называемой предпринимательской дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно, инициативно  и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность и исполнять все обязанности, возникающие в связи с ее осуществлением. Предпринимательская дееспособность гражданина возникает по достижении им восемнадцатилетнего возраста, т.е. с момента, когда он становится полностью дееспособным. Таким образом, гражданин, достигший 18-летнего возраста, а в случаях и в порядке, установленных законом, и до 18 лет, вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

     На  территории России предпринимательской  деятельностью могут заниматься как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и  лица без гражданства. Для отдельных категорий граждан законами Российской Федерации установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью.

     При этом в одних случаях закон  исходит из несовместимости предпринимательства  с общественным положением лица. В  частности, Закон Российской Федерации  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает должностным  лицам органов государственной  власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской  деятельностью.

     В Федеральном Законе Российской Федерации  от 31 июля 1995 года «Об основах государственной  службы Российской Федерации» сказано, что «государственные служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью  лично или через посредников».

     В Законе Российской Федерации «О милиции» записано, что сотрудникам милиции  запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую  деятельность. Аналогичный запрет содержится в Законе Российской Федерации «О военнослужащих».

     Самостоятельной предпринимательской деятельностью  не вправе заниматься судьи, работники  прокуратуры, сотрудники органов федеральной  безопасности, налоговой полиции, нотариусы.

     В других случаях запрет на занятие  предпринимательской деятельностью  является результатом наказания. Например, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации незаконное предпринимательство  в сфере торговли наказывается наряду с лишением свободы или штрафом  еще и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью  в торговле на срок до пяти лет.

     Помимо  достижения определенного возраста занятие предпринимательской деятельностью требует наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки. Некоторые законы и иные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления той или иной деятельности, содержат квалификационные требования, предъявляемые к гражданам, желающим заниматься такой деятельностью.

     Например, в соответствии с Законом Российской Федерации «О частной детективной  и охранной деятельности в Российской Федерации», частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке  лицензию на частную сыскную деятельность. Регистрация гражданина, желающего заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляется по месту его жительства.

     В соответствии с установленным порядком, для регистрации необходимо представить (или направить по почте) следующие  документы: заявление по установленной  форме и документ об уплате регистрационного сбора. Предельная ставка этого сбора  не должна превышать установленного законом размера минимальной  месячной оплаты труда. Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте. Документом, удостоверяющим статус гражданина-предпринимателя, является бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.

     Свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя  оформляется в трех экземплярах: один выдается гражданину-предпринимателю, второй остается у регистрирующего органа, а третий направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя для постановки его на учет.

     Таким образом, с момента государственной  регистрации гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, приобретает статус индивидуального  предпринимателя и подпадает  под юрисдикцию коммерческого законодательства.  

     2.2 Правовое регулирование  индивидуальной предпринимательской  деятельности 

     К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования  юридического лица, применяются правила  Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц.

     Это означает, что индивидуальный предприниматель  вправе заниматься любыми видами предпринимательской  деятельности, не запрещенными законом. Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых должен быть определен  законом, он может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

     Индивидуальный  предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные  законом торговые сделки, т.е. те сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или  постоянно и направлены на получение  прибыли.

     Индивидуальный  предприниматель отвечает по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством  не может быть обращено взыскание. Более  того, индивидуальный предприниматель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской  деятельности, несет ответственность  независимо от вины. Он освобождается  от ответственности только в том  случае, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось  невозможным вследствие непреодолимой  силы. При этом к таким обстоятельствам  не относятся, в частности, нарушение  обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

     Нарушенные  имущественные права и интересы индивидуального предпринимателя  защищаются в особом арбитражно-процессуальном порядке.

     Таким образом, правовой статус индивидуального  предпринимателя совпадает с  правовым статусом коммерческого юридического лица. Это общее правило, из которого есть исключение. Оно состоит в  том, что правила Гражданского кодекса  Российской Федерации, которые регулируют деятельность коммерческих юридических  лиц, не применяются к предпринимательской  деятельности индивидуального предпринимателя, если законы, иные правовые акты предусматривают  иное регулирование деятельности индивидуального  предпринимателя, или иное регулирование  вытекает из существа правоотношений.

Информация о работе Основные принципы и положения правового регулирования деятельности торгового предприятия