Основные принципы и положения правового регулирования деятельности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В условиях социализма торговля представляла собой способ распределения общественного продукта, поэтому покупка гражданами товара в целях последующей его продажи квалифицировалась как уголовно-наказуемое деяние. Рыночные отношения предопределили принципиальное изменение правовой регламентации данного вида деятельности и обусловили обновление законодательной базы. Например, при разработке ГК РФ в сравнении с ГК РСФСР 1964 г. из общих положений о купле-продаже выделена розничная торговля, а поставка включена в главу 30 ГК РФ как разновидность купли-продажи; нормы о продаже недвижимости, предприятия как имущественного комплекса, энергоснабжении сгруппированы в особые параграфы как субинституты торговли. На первый взгляд, может сложиться мнение, что такая детализация заслуживает поддержки и одобрения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…5
Правовое регулирование коммерческой (торговой) деятельности……..7
Правовое обеспечение коммерческой деятельности…………………………………………………………….7
Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли………………………………………………...16
Правовое регулирование коммерческой деятельности в РФ…………..24
Право гражданина на предпринимательскую деятельность………………………………………………………………………………………………………………………………………..24
Правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности…………………………………………………………...27
Коммерческие и некоммерческие юридические лица……………...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 63.32 Кб (Скачать)

Государственная регистрация осуществляется регистрирующим органом, которым в соответствии с Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №506 «Об утверждении положения  о федеральной налоговой службе»  является Федеральная налоговая  служба (абзац 2 пункта 1 раздела 1 Положения  о Федеральной налоговой службе). Согласно статье 24 Федерального закона №129-ФЗ предусмотрена ответственность регистрирующего органа за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленный законом срок, иное нарушение порядка государственной регистрации. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может оспорить отказ в судебном порядке. Необоснованным отказом в государственной регистрации считается отказ по основаниям, не соответствующим предусмотренным в статье 23 Федерального закона №129-ФЗ. К основаниями, когда отказ допускается, относятся:

1.   Непредоставление предусмотренных законодательством документов;

2.   Представление документов в орган, не уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3.   Регистрация юридических лиц, учредителями которых являются организации, находящиеся в процессе ликвидации или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации; государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

4.   Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

·   не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

·   не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

·   не истек срок решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

·   не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

     Если  вина регистрирующего органа будет  доказана, то ущерб, принесенный организации  или индивидуальному предпринимателю  должен быть возмещен. Договорные отношения в торговле регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. В части первой ГК РФ в разделе 3 подразделе 2 содержатся общие положения о договоре. Во второй части ГК РФ содержатся отдельные виды обязательств. В частности основным договором в области торговли будет являться договор купли-продажи. Исполнение, заключение этого договора по существу и составляют торговлю.

     Купле-продаже  посвящена глава 30 ГК РФ, кроме того, применяются общие положения  о договоре предусмотренные первой частью ГК РФ. Как говорилось раньше, в Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность, при условии выполнения единственного обязательного требования, коим является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица. Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации и предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В тоже время, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (статья 49 ГК РФ).

     Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или  предпринимателя. В данном случае, лицензия является разрешением государства  на осуществление деятельности, которая  может повлечь за собой нанесение  ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и  регулирование которых не может  осуществляться иными методами, кроме  как лицензированием. Государство  в лице компетентных органов, таким  способом осуществляет предварительный  контроль за деятельностью, которая  является потенциально опасной для  общества. По общему правилу, общая правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Правоспособность индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности возникает с момента его государственной регистрации в качестве такового, прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Право юридического лица и предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности. В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В тоже время, индивидуальный предприниматель не может быть соискателем лицензии в отношении некоторых видов деятельности. Так, например, с 1 июля 2006 года индивидуальные предприниматели могут оформить лицензию на занятие розничной продажей алкогольной продукции, так как согласно статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее Федеральный закон №171-ФЗ) данный вид деятельности вправе осуществлять только организации. Основным нормативным актом, определяющим правовую основу лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании).

     Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями в связи с  осуществлением лицензирования отдельных  видов деятельности. Действие Закона о лицензировании распространяется только на виды деятельности, установленные статьей 17 указанного Закона. Необходимо отметить, что Закон о лицензировании содержит только общие положения, касающиеся лицензирования. По каждому лицензируемому виду деятельности существует соответствующий нормативный акт, подробно регламентирующий порядок лицензирования. Лицензирование иных видов деятельности, не перечисленных в статье 17 Закона о лицензировании, регулируется иными законами. Например:

·   порядок лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентирован Федеральным законом №171-ФЗ;

·   порядок лицензирования приобретения оружия и патронов к нему регламентирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» (далее Закон №150-ФЗ).

Указанные законы также содержат лишь общие  положения о лицензировании конкретного  вида деятельности. Более подробно порядок лицензирования раскрывается в подзаконных актах. Высшей юридической силой обладают законы, подзаконные акты не могут противоречить нормам закона. В случае противоречия положений закона и подзаконного акта применению подлежат нормы закона.

     Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон №184-ФЗ) является основным документом, осуществляющим правовое регулирование общественных отношений при оценке соответствия продукции, основные требования предъявляемые  к стандартизации и сертификации. Одна из целей закона - снять технические  барьеры в торговле. При его  составлении за основу были взяты  требования соглашений ВТО, а именно Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона №184-ФЗ:

«сертификация - форма осуществляемого органом  по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических  регламентов, положениям стандартов или  условиям договоров;

сертификат  соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям  технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы  сертификации в целом;

техническое регулирование - правовое регулирование  отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Одним из принципов технического регулирования  является применение единых правил установления требований к продукции, ее хранению, перевозке, реализации и утилизации. Федеральный закон №184-ФЗ входит в круг нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование  в области торговли.

     Сторонами договора купли продажи, составляющего  основу торговли, являются продавец и  покупатель. Покупателя, если он покупает товар не для осуществления предпринимательской  деятельности, а для личных, семейных и домашних нужд, можно также рассматривать  как потребителя – то есть гражданина, имеющего намерение заказать или  приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары. В процессе увеличения и усиления социальных гарантий гражданина, более серьезной защиты его прав был принят Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей»). Расширяя права потребителей, данный закон повышает ответственность  второй стороны по договору – продавца. Ответственность за качество продукции  и предоставляемых услуг. Благодаря  наличию данного нормативного правового  акта предпринимателям выгоднее стало  не ущемлять права потребителей, во избежание проверок и судебных споров. Кроме того, говоря о правовом регулировании в области торговли необходимо отметить особое правовое регулирование порядка применения и эксплуатации контрольно-кассовых машин. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон №54-ФЗ):

«Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный  реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями  и индивидуальными предпринимателями  при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт в  случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

В статье 1 Закона №54-ФЗ установлены основные понятия:

«контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении  наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные  денежные расчеты - произведенные с  использованием средств наличного  платежа расчеты за приобретенные  товары, выполненные работы, оказанные  услуги;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) - перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации».

Несмотря  на то, что применение контрольно-кассовой техники обязательно, законом предусмотрен перечень видов деятельности, при  осуществлении которых можно  производить наличные денежные расчеты  и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

К таким  видам деятельности, согласно пункту 3 статьи 2 Закона №54-ФЗ относятся:

«продажа  газет и журналов, а также сопутствующих  товаров в газетно-журнальных киосках  при условии, если доля продажи газет  и журналов в их товарообороте  составляет не менее 50 процентов и  ассортимент сопутствующих товаров  утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи  газет и журналов и от продажи  сопутствующих товаров ведется  раздельно;

продажа ценных бумаг;

продажа лотерейных билетов;

продажа проездных билетов и талонов  для проезда в городском общественном транспорте;

обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных  школ и приравненных к ним учебных  заведений во время учебных занятий;

торговля  на рынках, ярмарках, в выставочных  комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в  этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

Информация о работе Основные принципы и положения правового регулирования деятельности торгового предприятия