Основные принципы и положения правового регулирования деятельности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В условиях социализма торговля представляла собой способ распределения общественного продукта, поэтому покупка гражданами товара в целях последующей его продажи квалифицировалась как уголовно-наказуемое деяние. Рыночные отношения предопределили принципиальное изменение правовой регламентации данного вида деятельности и обусловили обновление законодательной базы. Например, при разработке ГК РФ в сравнении с ГК РСФСР 1964 г. из общих положений о купле-продаже выделена розничная торговля, а поставка включена в главу 30 ГК РФ как разновидность купли-продажи; нормы о продаже недвижимости, предприятия как имущественного комплекса, энергоснабжении сгруппированы в особые параграфы как субинституты торговли. На первый взгляд, может сложиться мнение, что такая детализация заслуживает поддержки и одобрения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…5
Правовое регулирование коммерческой (торговой) деятельности……..7
Правовое обеспечение коммерческой деятельности…………………………………………………………….7
Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли………………………………………………...16
Правовое регулирование коммерческой деятельности в РФ…………..24
Право гражданина на предпринимательскую деятельность………………………………………………………………………………………………………………………………………..24
Правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности…………………………………………………………...27
Коммерческие и некоммерческие юридические лица……………...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 63.32 Кб (Скачать)

разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных  товаров и продовольственных  товаров, требующих определенных условий  хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

продажа в пассажирских вагонах поездов  чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом  исполнительной власти в области  железнодорожного транспорта;

продажа в сельской местности (за исключением  районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в  аптечных пунктах, расположенных в  фельдшерско-акушерских пунктах;

торговля  в киосках мороженым и безалкогольными  напитками в розлив;

торговля  из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал  овощами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

реализация  предметов религиозного культа и  религиозной литературы, оказания услуг  по проведению религиозных обрядов  и церемоний в культовых зданиях  и сооружениях и на относящихся  к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях  и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации;

продажа по номинальной стоимости государственных  знаков почтовой оплаты (почтовых марок  и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг  почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или  труднодоступных местностях (за исключением  городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут  осуществлять наличные денежные расчеты  и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

     За  нарушения в торговле предусмотрена  уголовная, административная установленная  соответственно Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации. Кроме перечисленных актов, существует множество других, обладающих большей или меньшей юридической силой и так или иначе затрагивающих эту объемную сферу деятельности []. 

1.2 Современный механизм  регулирования экономической  деятельности торговли

   Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли. Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования. Поскольку в механизме государственного регулирования торговли присутствует обратная связь, его можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними. Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования считаем необходимым использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли. Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями. Региональная система государственного регулирования торговли взаимодействует с негосударственными структурами по вопросам развития торговой деятельности, также опирается на горизонтальные межведомственные согласования.

   Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные  и управленческие отношения в  сфере торговли на уровне субъектов  хозяйствования в виде торговых организаций. Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь реструктуризация, реинжиниринг предприятий (обратная связь) оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

Система государственного регулирования торговли имеет свои имманентные цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

Цели  государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны  по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди  стратегических целей наиболее приоритетными  являются: обеспечение экономической  и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться  по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов. Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические. В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов. Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

     Наряду  с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам Регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.

   Принципы  механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования  торговли можно считать:

  • формирование потребительского рынка;
  • обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
  • создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 годы;
  • изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
  • осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования, в частности фондового рынка.

   Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования торговли связаны  общие и частные функции регулирования, но они могут быть сформулированы и самостоятельно в силу их многоаспектности. Цели и приоритеты реализуются посредством  функций регулирования. В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

   Осуществляемый  в современных условиях страны переход  от административно-плановых методов  торговой деятельности к экономическим  методам применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования  товарного обращения. Гигантские масштабы торговой деятельности, огромные объемы осуществляемых в стране торговых операций, развитие внешнеторговых связей обязывают  учитывать отечественные и зарубежные новые юридические решения, приемы, средства для регулирования торгового оборота. Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

   Предметом регулирования торгового права  является торгово-предпринимательская  деятельность по продвижению товаров  от изготовителей в организации  розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских  и иных хозяйственных целей.  

Механизм  государственного регулирования торговой деятельности будет не полным, если не рассмотреть выполнение функций  и методов на уровне основного  звена — предприятий и организаций.

В задачи государственного регулирования торговли на уровне организации входит:

  • принятие законодательных документов и нормативных актов, контроль за их исполнением, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов организаций;
  • регулирование предложения путем повышения эффективности производства и гарантированного сбыта продукции (установление государственного и коммерческого заказов);
  • ослабление прямых форм вмешательства и командно-бюрократического контроля за деятельностью предприятий и организаций торговли;
  • создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров по каналам товародвижения;
  • обеспечение товарно-денежного, бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой и ценовой политики;
  • контроль за соблюдением норм трудового законодательства и регулирование частного найма и порядка оплаты труда.

   Реализация  этих задач требует создания необходимых  экономических и других условий  в сфере управления. Каждая задача требует выполнения определенных функций  и методов управления на уровне организаций. В свою очередь, содержание каждой функции  управления определяется спецификой задач, которые выполняются в рамках этой функции. Сложность задач определяет всю сложность управления и его  функций. Это положение имеет важное методологическое значение для раскрытия сущности и роли отдельных функций управления, которые в современных условиях расширились, усложнились и диверсифицировались в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности торговых организаций. Однако осуществление регулирования деятельности на основе общих функций управления не позволяет полностью выполнить весь комплекс работ для достижения целей организации. В этой связи в процессе регулирования на микроуровне следует выделять более конкретные, частные функции.

Информация о работе Основные принципы и положения правового регулирования деятельности торгового предприятия