Основные принципы и положения правового регулирования деятельности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В условиях социализма торговля представляла собой способ распределения общественного продукта, поэтому покупка гражданами товара в целях последующей его продажи квалифицировалась как уголовно-наказуемое деяние. Рыночные отношения предопределили принципиальное изменение правовой регламентации данного вида деятельности и обусловили обновление законодательной базы. Например, при разработке ГК РФ в сравнении с ГК РСФСР 1964 г. из общих положений о купле-продаже выделена розничная торговля, а поставка включена в главу 30 ГК РФ как разновидность купли-продажи; нормы о продаже недвижимости, предприятия как имущественного комплекса, энергоснабжении сгруппированы в особые параграфы как субинституты торговли. На первый взгляд, может сложиться мнение, что такая детализация заслуживает поддержки и одобрения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…5
Правовое регулирование коммерческой (торговой) деятельности……..7
Правовое обеспечение коммерческой деятельности…………………………………………………………….7
Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли………………………………………………...16
Правовое регулирование коммерческой деятельности в РФ…………..24
Право гражданина на предпринимательскую деятельность………………………………………………………………………………………………………………………………………..24
Правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности…………………………………………………………...27
Коммерческие и некоммерческие юридические лица……………...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 63.32 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский  ядерный университет  «МИФИ»

Димитровградский  инженерно-технологический  институт – филиал НИЯУ МИФИ 
 
 

Кафедра экономики и управления производством 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине Экономика предприятия 

ТЕМА: «Основные принципы и положения правового  регулирования деятельности торгового предприятия» 
 

Студент           гр. К-31 Николаева Юлия Олеговна                       (               )

                                                     (группа, фамилия, имя, отчество)                                                                 (подпись)

Руководитель  асс. каф. ЭиУ Мачкасова Мария Анатольевна      (                )

                                                        (ученая степень,  звание, фамилия,  имя, отчество)                                              (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Димитровград 2011

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский  ядерный университет  «МИФИ»

Димитровградский  инженерно-технологический  институт – филиал НИЯУ МИФИ 
 

Кафедра экономики и управления производством 
 

З А Д А Н И  Е 

на подготовку курсовой работы студенту 

  Николаевой  Юлии Олеговне        

Специальность  08301  Коммерция        

Тема курсовой работы: Основные положения правового регулирования  деятельности торгового предприятия        

Исходные данные к работе:  Конституция РФ, основные правовые положения по данной теме             
 

Содержание курсовой работы  (перечень подлежащих разработке вопросов)

Рассмотреть современный механизм правового регулирования  торговой экононмической деятельности, правовое регулирование экономической  деятельности в России, определить сущность понятий коммерческих и некоммерческих юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей               
 

Дата  выдачи задания 24 сентября   

Срок  выполнения задания студентом 26 декабря  

Научный руководитель курсовой работы    

                                                                                                                             (подпись)

Задание принял к исполнению   

                                                                                      (подпись студента)

Р Е Ф Е Р А  Т 

Николаева Юлия Олеговна.  Основные принципы и положения правового регулирования деятельности торгового предприятия. Курсовая  работа./ Димитровградский инженерно-технологический институт (филиал) национального исследовательского ядерного университета. – Димитровград, 2011. - 36 с. 
 
 
 

Правовое  обеспечение торговой деятельности, государственное регулирование  экономической деятельности предприятия, индивидуальные предприниматели, коммерческие и не коммерческие юридические лица, право гражданина на предпринимательскую  деятельность. 
 
 

В работе рассмотрены основные правовые положения  по государственному регулированию  торговой (коммерческой) деятельности, определена сущность понятий индивидуального  предпринимателя, юридического лица, субъектов  и объектов торговой деятельности. Рассмотрено право гражданина РФ на предпринимательскую деятельность. Изучено основное правовое обеспечение  коммерческой деятельности.  

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…5

  1. Правовое регулирование коммерческой (торговой) деятельности……..7
    1. Правовое обеспечение коммерческой деятельности…………………………………………………………….7
    2. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли………………………………………………...16
  2. Правовое регулирование коммерческой деятельности в РФ…………..24
    1. Право гражданина на предпринимательскую деятельность………………………………………………………………………………………………………………………………………..24
    2. Правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности…………………………………………………………...27
    3. Коммерческие и некоммерческие юридические лица……………...30

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...36 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Торговля  как вид предпринимательской  деятельности, сопутствуя каждой общественно-экономической  формации, меняет свои формы и способы  в зависимости от уровня научно-технического прогресса и государственной  политики. Так, в дореволюционной  России наряду с торговлей была широко распространена продажа гражданами товаров собственного производства или даров природы, которая имела  особый правовой статус и регламентировалась специальными правовыми нормами.

В условиях социализма торговля представляла собой  способ распределения общественного  продукта, поэтому покупка гражданами товара в целях последующей его  продажи квалифицировалась как  уголовно-наказуемое деяние. Рыночные отношения предопределили принципиальное изменение правовой регламентации  данного вида деятельности и обусловили обновление законодательной базы. Например, при разработке ГК РФ в сравнении  с ГК РСФСР 1964 г. из общих положений  о купле-продаже выделена розничная  торговля, а поставка включена в  главу 30 ГК РФ как разновидность  купли-продажи; нормы о продаже  недвижимости, предприятия как имущественного комплекса, энергоснабжении сгруппированы  в особые параграфы как субинституты торговли. На первый взгляд, может сложиться мнение, что такая детализация заслуживает поддержки и одобрения.

     Однако  время, истекшее с момента принятия второй части ГК РФ, свидетельствует  о несовершенстве сложившейся правовой системы в сфере торговли. Достоверность  этого вывода подтверждается не только правоприменительной деятельностью, но и регулярно обновляющейся  нормативно-правовой базой, в том  числе на уровне федеральных законов, проекты которых, можно сказать, проходят конкурсный отбор. Особую остроту приобретают вопросы создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, в том числе, за счет развития сети комплексной торговли, способной удовлетворить «за один поход в магазин» все потребности человека на определенный период времени. Соответственно, изменилась цель торговли - от «продать максимум один товар» к «удовлетворить все потребности покупателя сегодня». Отсюда возникает необходимость в таком правовом механизме, который позволит обеим сторонам договора купли-продажи предусмотреть взаимовыгодные условия сделки и получить желаемый от нее результат. При этом важно, что стороны понимают под торговлей и каким ее видом хотят воспользоваться.

С этой точки зрения актуальными являются проблемы совершенствования законодательства о торговой деятельности в целях  обеспечения ее прозрачности и установления равноправных отношений продавца и  покупателя, а также формирования достоверных и открытых информационных ресурсов, мониторинга и анализа  ситуации, складывающейся в сфере  торговли.

Изложенные  факты позволяют говорить об актуальности теоретических исследований торговли как правовой категории и вида предпринимательской деятельности, а также разработки и внесении предложений по совершенствованию  соответствующих норм гражданского законодательства в этой сфере.

     Обобщая все вышесказанное, можно выделить объект исследования курсовой работы - гражданские правоотношения, возникающие в сфере торговой деятельности (торговли), а также  предмет - нормы российского законодательства, регулирующие торговую деятельность (торговлю), куплю-продажу, материалы судебной практики их применения, а также научные труды и результаты, полученные другими исследователями. 
 

 

  1. ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  КОММЕРЧЕСКОЙ (ТОРГОВОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 

1.1 Правовое обеспечение  коммерческой деятельности

   Для того чтобы рассказать о правовом регулировании в области торговли, необходимо осветить круг вопросов которые  требуют правовой регламентации. В первую очередь это вопросы, касающиеся создания и регистрации торговых организаций, а также регистрация индивидуальных предпринимателей. Вопросы, связанные с лицензированием некоторых видов деятельности, сертификацией в торговле. Вопросы, касающиеся документов, регламентирующих договорные отношения. Как любой вид деятельности торговля имеет свои правила, также установленные нормативными правовыми актами. А также вопросы ответственности, установленной за нарушения в торговой деятельности, защиты прав потребителей в торговле, и многие другие неотрывно связанные с осуществлением этого вида деятельности.

   Теперь  рассмотрим правовое регулирование  торговли по основным обозначенным вопросам. Любой субъект хозяйственной деятельности, будь то юридическое или физическое лицо, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, однако сделать это можно только после государственной регистрации, в порядке, установленном законодательством. ГК РФ, а именно статьей 51 установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные такой регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Аналогичное требование выдвигается и в отношении граждан Российской Федерации, на это указывает статья 23 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, первым условием для осуществления любой предпринимательской деятельности, в том числе и торговой, как для юридического лица, так и для индивидуального предпринимателя, является их государственная регистрация.

   Кроме ГК РФ отношения, возникающие в связи  с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, государственной  регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и  государственной регистрацией при  прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи  с ведением государственных реестров - единого государственного реестра  юридических лиц и единого  государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным  законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон №129-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 указанного закона:

«Государственная  регистрация юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные  реестры сведений о создании, реорганизации  и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального  предпринимателя, прекращении физическими  лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о  юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях».

Информация о работе Основные принципы и положения правового регулирования деятельности торгового предприятия