Незаконная предпринимательская деятельность и лжепредпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:00, реферат

Описание работы

При проведении исследования останавливается лишь на отдельных вопросах уголовной ответственности в сфере экономической деятельности. Поэтому целью настоящего исследования выступает выявление особенностей основных составов преступлений, связанных с нарушением общих правил осуществления предпринимательской деятельности.
Достижение указанной цели предполагается путем решения следующих задач:
изучить и обобщить нормативную базу, научную юридическую литературу, касающуюся осуществления субъектами хозяйствования предпринимательской деятельности;
осуществить классификацию преступлений, совершаемых в сфере предпринимательства;

Работа содержит 1 файл

ОБЩАЯ ПЕЧАТЬ.docx

— 60.28 Кб (Скачать)

1. право граждан и юридических  лиц заниматься хозяйственной  деятельностью, создавать предприятия  и приобретать необходимое для  этой деятельности имущество;

2. защита прав и законных  интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с  законодательством Республики Беларусь  и договорами;

3. научно-техническая и  правовая поддержка предпринимательской  деятельности;

4.   страхование предпринимательского  риска;

5. запрет вмешательства  собственника и любого третьего  лица в деятельность предпринимателя  после заключения с ним контракта  (договора), кроме случаев, предусмотренных  в контракте (договоре) [13, с. 345].

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности представляет собой неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимательства или юридического лица, либо неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи им специального разрешения или лицензии на осуществление определенной деятельности, либо противозаконное ограничение их прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий и повлекшие причинение ущерба в крупном размере, при отсутствии признаков более тяжкого должностного преступления.

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере государственного регулирования экономической деятельности, обеспечивающие соблюдение законодательно гарантированного права на свободное занятие предпринимательской деятельностью [7].  

Объективная сторона включает в себя: неправомерные действия (бездействие) должностного лица, препятствующие законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, выраженные в одной из указанных законодателем форм; общественно опасные последствия в виде причинения крупного ущерба; причинную связь между совершенным деянием и наступившими последствиями.

Использование при этом должностным  лицом своих служебных полномочий может проявляться в следующих формах:

  1. неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  2. уклонение от регистрации субъектов предпринимательства;
  3. неправомерный отказ индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в выдаче специального разрешения или лицензии на осуществление определенной деятельности;          
  4. уклонение от выдачи субъектам хозяйствования специальной деятельности;    
  5. противозаконное ограничение прав и интересов субъектов хозяйствования;
  6. иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность индивидуального предпринимателя или     юридического лица.                                                                                                                  

Под неправомерным отказом  в регистрами индивидуального предпринимателя или юридического лица следует понимать принятие и оформление уполномоченным должностным лицом незаконного решения о невозможности регистрации данного субъекта предпринимательства, выполнившего все требования, необходимые для государственной регистрации.

Согласно законодательству Республики Беларусь статус предпринимателя  приобретается посредствам обязательной государственной регистрации,  данные о нем включаются в Единый Государственный  регистр юридических лип и  предпринимателей. [6]                                                           

Государственная регистрация  субъектов хозяйствования осуществляется Министерством иностранных дел, Министерством юстиции, Национальным банком, Комитетом по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов, администрациями свободных экономических зон, облисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть своих полномочий по регистрации местным исполкомам и администрациям.

   Государственная регистрация должна быть осуществлена в месячный срок со дня принятия регистрирующим орган документов, перечень которых строго определен. При необходимости получения дополнительных сведений срок регистрации может быть продлен до двух месяцев[6].

На основании представленных документов и дополнительных сведений принимается решение о государственной  регистрации либо об отказе в ней  с указанием причин отказа и обязательным сообщением об этом лицу, обратившемуся  за регистрацией, в пятидневный срок в письменной форме.

Основанием для отказа в государственной регистрации  служат обстоятельства, прямо предусмотренные  законом. Отказ в регистрации  по иным причинам (по мотивам нецелесообразности создания юридического лица, из-за отсутствия документов, которые, по мнению регистрирующего органа, должны быть представлены дополнительно и т.д.) является неправомерным.

Уклонение от регистрации  индивидуального предпринимателя  или юридического лица представляет собой:

  1. бездействие должностного лица, состоящее в неисполнении им обязанностей по регистрации данного заявителя (нерассмотрение поступивших материалов, непринятие необходимого решения и т.п.);
  2. действия должностного лица, направленные на неисполнение им обязанностей по регистрации (неправомерная передача материалов некомпетентному лицу, запрос ненужной документации и др.).

Уклонение налицо, если должностное лицо не исполняет соответствующие обязанности в течении срока, установленного законом для принятия решения о регистрации, при отсутствии извинительных обстоятельств непринятия этого решения конкретным должностным лицом (болезнь, командировка и т.п.). Первым днем уклонения от регистрации считается день, следующий за последним днем регламентированного срока решения вопроса о государственной регистрации.

 Неправомерный отказ индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в выдаче специального разрешения или лицензии на осуществление определенной деятельности — отрицательное по существу решение о выдаче лицензии, принятое должностным лицом лицензирующего органа в нарушение установленных законом оснований.

Выдача лицензий производится министерствами, комитетами и ведомствами, а также местными исполкомами  по месту регистрации субъекта хозяйствования.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с момента подачи строго определенных документов. Лицензия или решение об отказе выдается заявителю в срок до 5 дней после принятия соответствующего решения. Если для выдачи лицензии требуется проведение экспертизы, то окончательное решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения. При этом экспертиза должна быть проведена в течение 45 дней с момента подачи всех необходимых документов. В решении об отказе в выдаче лицензии должны быть названы причина отказа и правовые нормы, являющиеся основанием для этого [6]. 

Основания для отказа в  выдаче лицензии прямо предусмотрены законом. Расширение перечня оснований для отказа недопустимо. Недопустим отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления данного вида деятельности или по иным, не предусмотренным в нормативно-правовых актах, мотивам.

Неправомерный отказ имеет  место, если  прошедший регистрацию субъект хозяйствования представил в лицензирующий орган все необходимые документы, а уполномоченное  должностное лицо вынесло незаконное решение об отказе в выдаче лицензии и принятое решение было доведено до заявителя в письменной форме.                   

 Уклонением от выдачи индивидуальному предпринимателю             или юридическому лицу специального разрешения или лицензии на осуществление определенной деятельности является непринятие соответствующего решения после истечения срока, предусмотренного для решения вопроса о выдаче лицензии без предъявления каких-либо претензий либо по причинам не являющимся но своей сути правомерными.

Данное деяние  может выражаться в действиях должностное лица, аналогичных совершаемых при уклонение от регистрации субъектов предпринимательства.

Противозаконное ограничение  прав и интересов индивидуального  предпринимателя или юридического лица – это умышленное создание таких условий, при которых субъект  хозяйствования полностью или частично ограничивается в своих правах и  лишается возможностей, предоставленных  ему законом или иным нормативно-правовым актом.

 Противозаконное ограничение может, например, состоять в создании препятствий стремлению самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы  на продукцию (работы, услуги), равно как и в нарушении свободы сферы деятельности и т.д.

 Иное противозаконное  вмешательство в деятельность  индивидуальных предпринимателей  и юридических лиц может находить  свое выражение в различных  необоснованных действиях должностного  лица (неправомерное изъятие документов, документов и материальных средств,  незаконное проведение собраний  акционеров и т.п.), которое оказывают  негативное влияние на деятельность  этих субъектов и мешают им  выполнять свои функции.

По своей законодательной  конституции анализируем состав преступления является материальным. Деяние считается   оконченным с  момента причинения ущерба в крупном  размере. Под ущербом данном случае следует понимать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. Размер ущерба признается крупным, если он в  двести пятьдесят и более раз  превышает размер минимальной заработной платы, установленный на день совершения преступления. Наступивший  ущерб должен иметь причинно-следственную связь лица по воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности [6].  

Если в результате незаконного  воспрепятствования деятельности субъектов  предпринимательства ущерб вообще не был причинен или величина его  не превысила крупного размера, то ответственность  по ст. 232 УК исключается, но при наличии  соответствующих оснований к  должностному лицу могут быть применены  меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности  за правонарушения против интересов  службы.

Ответственность по данной статье наступает лишь при условии, если должностное лицо препятствует законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица. Воспрепятствование незаконному предпринимательству состава преступления не образует [8].  

Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо обладающее определенными служебными полномочиями.

  В компетенцию такого должностного лица должны входить полномочия по: регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, выдаче специального разрешения (лицензии), принятию решений, прямо или косвенно регулирующих предпринимательскую деятельность. Неправомерное использование служебных полномочий может заключаться, например, в том, что должностное лицо совершает какие-либо действия, относящиеся к его компетенции, обосновывая их интересами службы или авторитетом государственного органа, действует с помощью государственного принуждения [4]. 

За неправомерный отказ  в регистрации или в выдаче лицензии, а также за уклонение  от совершения этих действий

Ответственность по ст.232 несут  только те должностные лица, которые  специально уполномочены принимать  решение по регистрации или выдаче специального разрешения (лицензии).  

За противозаконное ограничение  прав и интересов индивидуального  предпринимателя или юридического лица и иное противозаконное вмешательство  в предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования ответственность  может нести любое должностное  лицо,  имеющее право реально  вмешаться в сферу предпринимательской  деятельности.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины. Цель и мотив не являются обязательным признаком субъективной стороны, однако они учитываются при индивидуализации наказания [4].

Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является способом вымогательства взятки, то действия должностного лица должны квалифицироваться не только I по ст. 232, но и как получение взятки путем вымогательства  по ч. 2 ст. 430.

Состав данной статьи не включает в число обязательных элементов  объективной стороны подделку документов. Поэтому полная или частичная  фальсификация должностным лицом документов (экспертного заключения о возможности лицензирования предпринимательской деятельности и др.) кроме ст. 232 квалифицируется и как служебный подлог ст. 427

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершенное должностным лицом  своих служебных полномочий и  повлекшее причинение ущерба в крупном  размере, влечет уголовную ответственность  по ст.232 только при отсутствии признаков  более тяжкого должностного  преступления [10].  

 

 

 

 

 

Информация о работе Незаконная предпринимательская деятельность и лжепредпринимательство