Методы управления рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть методы управления рисками на примере предприятия ООО «Престиж».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие, сущность и виды рисков.
Раскрыть основы методов управления рисками на предприятии.
3. Провести анализ и методы управления рисками на предприятии ООО «Престиж»:

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управлениями рисками на предприятии 5
1.1 Понятие, сущность и виды рисков 5
1.2. Методы управления рисками 12
2 Анализ и методы управления рисками на предприятии ООО «Престиж» 22
2.1 Общая характеристика ООО «Престиж» и основные экономические показатели деятельности 22
2.2 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска 27
3 Совершенствование системы способов минимизации рисков, используемой на ООО «Престиж» 32
Заключение 34
Список литературы 37
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

Хасанова_Курс по предпр деят.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

     Производственный  риск связан с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных средств, сырья, рабочего времени. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска можно отметить: снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или повреждение оборудования и др.

     Коммерческий  риск - это риск, возникающий в  процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных  предпринимателем. Причинами коммерческого  риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.

     Финансовый  риск связан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств. Основными причинами финансового  риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового  портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществления платежей.

     Страховой риск - это риск наступления предусмотренного условиями страховых событий, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах - перестрахование, формирование страховых резервов и т.п. Основными причинами страхового риска являются: неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология страхователя.

     Помимо  приведенных классификаций, риски  можно классифицировать по последствиям:

     1. Допустимый риск - это риск решения,  в результате неосуществления  которого, предприятию грозит потеря  прибыли. В пределах этой зоны  предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.

     2. Критический риск - это риск, при  котором предприятию грозит потеря  выручки; т.е. зона критического  риска характеризуется опасностью  потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект.

     3. Катастрофический риск - риск, при  котором возникает неплатеже  - способность предприятия. Потери  могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

     Существует  еще большее количество видов  и классификаций рисков в зависимости от специфики деятельности компании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Методы управления рисками

 

     В условиях действия разнообразных внешних  и внутренних факторов риска могут  использоваться различные способы  снижения риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия.

     Этапы управления рисками на предприятии  представлены на рисунке 1.1.

    Анализ  риска    
           
       
  Выявление     Оценка  
               
           
    Выбор методов воздействия на риск при  сравнении их эффективности    
       
           
    Принятие  решения    
           
    Воздействие на риск    
           
               
Снижение   Сохранение   Передача
           
           
    Контроль  результатов    

 

     Рисунок 1.1 - Этапы управления риском на предприятии 

     Многообразие  применяемых в хозяйственной  практике предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа (рис.1.2):

     - методы уклонения от риска;

     - методы локализации риска;

     - методы диссипации риска;

     - методы компенсации риска [3, с.27].

     Методами  уклонения от риска пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка, не рискуя.

     Руководители  этого типа отказываются от услуг  ненадежных партнеров, стремятся работать только с убедительно подтвердившими свою надежность контрагентами - потребителями  и поставщиками, стараются не расширять  круг партнеров и т.п. Чтобы избежать риска срыва производственной программы из-за нарушения графиков поставок сырья, материалов и комплектующих, предприятия отказываются от услуг сомнительных или неизвестных поставщиков.

     Хозяйствующие субъекты, придерживающиеся тактики "уклонения от риска", отказываются от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения. 

     Рисунок 1.2 - Методы управления предпринимательским риском [3, с.27]. 

     Другие  возможности уклонения от риска состоят в попытке перенести риск на какое-нибудь третье лицо. С этой целью прибегают к страхованию своих действий или поиску "гарантов", полностью перекладывая на них свой риск. Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, но также повышает ответственность руководителей предприятий, принуждая их серьезнее относиться к разработке и принятию решений, регулярно проводить превентивные защитные меры в соответствии со страховым контрактом.

     В более широком плане предприятие  может даже выступить с инициативой  создания региональной системы страхования  финансово-хозяйственных сделок и  соответствующей системы перестрахования  и др.

     Вместе  с тем стоит отметить, что такие  популярные механизмы уклонения от риска как страхование неприменимы во многих ситуациях, с которыми сталкиваются производственные предприятия. Это прежде всего характерно для предприятий, осваивающих новые виды продукции или новые технологии, так как для таких случаев страховые компании еще не располагают статистическими данными, необходимыми для проведения актуарных расчетов, и потому не страхуют эти виды рисков. Поэтому выбор действий для снижения риска следует начинать с выяснения, является ли данный фактор риска предметом страхования или нет. При нестрахуемом риске следует обратиться к рассмотрению других методов нейтрализации риска.

     Метод "поиска гаранта" используется как  мелкими, так и крупными предприятиями. Только функции гаранта для них  выполняют разные субъекты: первые "просятся под крыло" к крупным компаниям (например, банкам, страховым обществам, ассоциациям, фондам и т.п.), вторые - к органам государственного управления. При этом, однако, возникает вопрос, чем можно оплатить приобретаемую защищенность от рискованных ситуаций. Общего ответа, по-видимому, нет, но принцип равной взаимной полезности должен быть соблюден. Желаемого гаранта можно заинтересовать уникальными услугами, политической поддержкой, безотказной благотворительностью и т.п. - резервы фантазии неисчерпаемы. Но, как и в других случаях, важно сопоставить плату и приобретаемые выгоды. А это требует структуризации и конкретного анализа ситуации, разработки, оценки и сопоставления вариантов обретения надежности функционирования предприятия.

     Методы локализации риска используют в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют многие крупные производственные компании, например, при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения. Как правило, это такие виды продукции, для освоения которых требуются интенсивные и дорогостоящие НИОКР либо использование новейших научных достижений, еще не апробированных промышленностью. Для реализации таких высокорискованных проектов создают дочерние, так называемые венчурные (рискованные) предприятия. Наиболее рискованная часть проекта при этом локализуется в пределах вновь созданной и сравнительно небольшой автономной фирмы; в то же время сохраняются условия для эффективного подключения научного и технического потенциалов "материнской" компании.

     В менее сложных случаях можно  вместо самостоятельного юридического лица образовать в структуре предприятия  специальное подразделение, например с выделенным учетом по балансу.

     Методы  диссипации (распределения) риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать акции друг друга или обмениваться ими, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны. Интеграция может быть либо вертикальной (или диагональной) - объединение нескольких предприятий одного подчинения или одной отрасли для проведения согласованной ценовой политики, для разделения зон хозяйствования, для совместных действий против "пиратства" и т.п., либо горизонтальной - по последовательности технологических переделов, операций снабжения и сбыта [14, с.12].

     В некоторых случаях бывает возможным распределение общего риска по времени или по этапам реализации некоторого долгосрочного проекта или стратегического решения.

     К этой же группе методов управления риском относятся различные варианты диверсификации:

     - диверсификация деятельности, понимаемая как увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия разных регионов и т.п. - достаточно хорошо изученный в теории способ снижения риска, обретения экономической устойчивости и самостоятельности;

     - диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других; распределение поставок между многими потребителями, при этом желательно стремиться к равномерному распределению долей каждого контрагента в общем объеме выпуска, чтобы отказ нескольких из них не сорвал производственно-сбытовую программу в целом;

     - диверсификация закупок сырья и материалов предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его "окружения", от ненадежности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих; при нарушении контрагентом графика поставок по самым разным, в том числе и по объективным, причинам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства и т.п.) предприятие сможет безболезненно переключиться на работу с другим поставщиком того же или аналогичного субпродукта.

     Такие методы смягчения последствий риска  усложняют работу отделов материально-технического снабжения и сбыта и скорее всего вызовут их явное или  скрытое сопротивление. Именно поэтому  руководство предприятия, используя  методы диссипации риска в целях поддержания своей экономической устойчивости, должно систематически контролировать такие показатели, как количество партнеров и доля каждого из них в общем объеме закупок и поставок данного предприятия, стимулируя постоянное расширение круга партнеров и равномерность распределения объемов материальных потоков между ними и предприятием.

     При формировании инвестиционного портфеля предприятия в соответствии с  методами диссипации риска рекомендуется  отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта, который, поглотив практически все резервы предприятия, не оставит возможностей для маневра. Такой метод управления риском можно назвать диверсификацией инвестиций.

Информация о работе Методы управления рисками