Менеджмент в предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью менеджмента является обеспечении рентабельности предпринимательства путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, развитие технико-технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала каждого работника.

Работа содержит 1 файл

Ура! курсовая))).docx

— 66.45 Кб (Скачать)

Становление инновационного предпринимательства и развитие его на основе менеджмента позволяют  ускорить внедрение научных разработок в серийное или массовое производство, вовлечь в производственную сферу  большое количество научных и  инженерно-технических работников, неэффективно работающих в государственных научно-исследовательских учреждениях и производственных предприятиях.

Для поддержки инновационного предпринимательства целесообразно  стимулировать создание частных  и смешанных (государственно-частных) фондов, необходимо разработать программу  помощи по оснащению научно-исследовательских  центров современными средствами телекоммуникаций и формированию банков данных.

В интерпретации казахстанских  особенностей менеджмента преобладающее  значение имеет цель максимизации прибыли. Это проявляется в том, что  рост цен не сопровождается улучшением качества, информация о потребительских  свойствах продукции – ложная, реклама - агрессивная и навязчивая, продукция на рынке – в значительных объемах фальсифицированная. В социальном измерении особенности казахстанского менеджмента заключаются в том, что организационная среда находится  в стадии формирования, властные полномочия централизуются у лидера организации (так называемый «самоцентризм»), распространена практика формирования команды «под себя», а при подборе сотрудников большое значение придается личному знакомству и рекомендациям, что предоставляет предпринимателю дополнительные рычаги для контроля.

 

    1. Пути совершенствования менеджмента в предпринимательстве

Казахстанский менеджмент в  целом имеет позитивные качества и основывается на образованности и  креативности наших предпринимателей, их стрессоустойчивости и патриотизме. Негативными проявлениями менеджмента  можно назвать слабую заинтересованность персонала в конечных результатах, невысокую оплату труда, задержки выплат, нарушение норм трудового законодательства, несовершенную систему управления персоналом.

Причинами сложившегося менеджмента  можно назвать низкий уровень  институционализации внешней и  внутренней среды. Система бизнес-образования не учитывает казахстанские реалии, не развита сеть консалтинговых и исследовательских организаций, характер менеджмента – субъективный.

 Есть разные взгляды  на менеджмент: для крупного бизнеса  важны стратегия, миссия, философия,  но владельцу трех ларьков  «великая стратегия 10-летнего  завоевания рынка» не нужна.  Не нужно вдохновлять миссией  и философией компанию из 20-ти  человек – для них достаточно  одной харизмы руководителя, а  философствования об эффективности  и менеджменте актуальны лишь  для незначительной части предпринимателей и населения.

Если условно разделить  бизнесы на экспортный, импортный  и внутренний, то различные сертификации по ISO, по организационной структуре, корпоративное управление и пр. больше нужны экспортному бизнесу. Компании-импортеры, дистрибуторы, дилеры, иностранные  банки и т.д. не заостряют на этом внимание, поскольку за них уже  все решено – есть курсы для  менеджеров, планы, тренинги. Внутренним компаниям, оперирующим на казахстанском рынке, тоже зацикливаться на менеджменте и стратегиях не нужно. С одной стороны, они конкурируют с подобными себе, с другой – очень быстро друг у друга перенимают: просто копируй и делай лучше!

Для того, что бы сделать менеджмент эффективным отвлечься от больших и абстрактных теорий, возрождать нормальную плановую экономику. Увлекаться играми, принимая англо-саксонскую модель со стратегиями и свободным духом предпринимательства, и при этом иметь сильное государственное участие – самих себя обманывать. Поэтому нужно вводить нормальную исполнительскую дисциплину, нормальный менеджмент, реально выполнимые планы и ответственность. Важно создавать свой, казахстанский менеджмент, учитывая наши особенности и специфику. Второй момент: необходимо создать прикладной и адаптированный курс МВА, как программу Слоуна, и эту программу надо построить на пропаганде успешных казахстанских кейсов. Важно активизировать экспортное направление бизнеса, заниматься пропагандой экспортеров.

Казахстанский менеджер, покупая  у казахстанского же менеджера, не повысит  эффективности - закрытые системы не развиваются. Система развивается, когда конкурирует с кем-то снаружи, когда есть, условно говоря, казахстанский и неказахстанский менеджмент.

Историю казахстанского бизнеса можно разделить на два этапа. В первое десятилетие создавались компании, институциональные механизмы, законы – одним словом, учились на ходу. Второе десятилетие – это когда нужно было строить цивилизованный рынок с соответствующими правилами игры, и когда нам не хватило той самой порядочности.

В основе правильного менеджмента  лежит предпринимательство. Предпринимательство  – это состояние души, менеджмент – это навыки и знания, которые  ты приобретаешь. Если человек - предприниматель, то у него заложен вирус – постоянно  начинать что-то новое. Человек, не зараженный этим вирусом, никогда не будет хорошим  менеджером, он будет хорошим исполнителем, наемным менеджером, стремящимся  в «Самрук-Казына» или в государственные структуры.

В начале 2000-х, когда была еще возможность казахстанскому менеджменту встать на цивилизованный путь, появились огромные для страны образования, куда стали стекаться все деньги; появился закон о госзакупках для снижения уровня коррупции, но он создал другую ситуацию. Сейчас многие думают, а нужен ли закон о госзакупках? Предпринимательство все-таки живет, мы ушли из советской системы, в которой было очень много планового, наносного, политического.

Один момент – все не могут быть предпринимателями. Есть ведь эффективные менеджеры: Джек Уэлч – CEO General Electric, Карлос Гон – Renault и Nissan. Они не создавали эти компании, но были эффективными менеджерами.

 

Как минимум мы должны различать  предпринимательство и менеджмент. Предприниматели – это собственники частного капитала, которые инвестируют, финансируют, создают и ликвидируют  предприятия. Причем, порой искусство  предпринимателя проявляется в  большей степени при ликвидации. Они управляют капиталом, их предприятия  не интересуют, у них совершенно иные цели и ценности. Это очень  важный слой – они создают рыночную экономику.

А менеджеры не финансируют, не создают бизнес и не ликвидируют  бизнес. Их цель – это предприятия, их интересует капитал, поскольку от них требуют отдачи по капиталу. Их задача – управлять предприятием, администрировать бизнес. И вот тут  и кроется коренное различие между  менеджером и предпринимателем.

Предприниматель – это  не профессия и даже не должность. В свою очередь менеджер – это  профессия, наемные управляющие  предприятиям являются отдельным институтом в обществе, более того – это  важнейший элемент рыночной инфраструктуры.

Менеджмент обладает самостоятельной  ценностью, более приоритетной, чем  нам кажется. К примеру, у нас  люди не понимают корпоративное управление, различия между функциями владения и распоряжения. Распорядители –  это менеджеры, а владельцы –  это предприниматели. Мы должны четко  понимать, что менеджер служит предприятию  как единому телу, не акционеру - даже контрольному, а единому телу.

Необходимо различать  корпоративное управление и корпоративный  менеджмент. Корпоративное управление – это там, где отношение между  менеджментом и предпринимательством регулируется, а корпоративный менеджмент – это чистая практика управления предприятием, так называемое бизнес-администрирование.

Менеджмент зависит от субъекта и объекта управления. Посмотрим  на историю становления бизнеса: хороший бизнес появился из государственной  собственности. Приватизация проводилась  в условиях отсутствия денег, но собственность  у человека появилась. В этом случае разумно, если менеджер начинает управлять  сам и сводит менеджмент к тому, что уходит к финансовому аспекту  менеджмента простым управлением денежных потоков.

Можно годами дискутировать  о том, что такое менеджмент: искусство, наука или философия. Можно смотреть и любоваться директором «Магнума» и говорить о том, что это реальный менеджер. А другой менеджер - нереальный?

Вопрос в том, как нам повысить эффективность.

Нужен системный менеджмент. Нужно признать, что это будет  такая меритократия, из 15-20 тысяч  человек, которые в этом разбираются, которые формируют стратегию. Они  должны быть сконцентрированы, потому что на одну здравую концепцию  придется сто доморощенных концепций  от людей, которые в этом не разбираются.

 

 

У нас существует большой  разрыв между тем, что разрабатывается  в головном офисе и тем, как  это реализуется. Принимаемые решения  не выполняются. Проблема в их исполнении.

Назову пять путей, которые, на мой взгляд, на данный момент актуальны.

Во-первых, в вопросах менеджмента  необходимо разобраться с терминами.

Второе: что на волне независимости, прихода новых доктрин, школ был  некий этап теоретического романтизма. Теперь он прошел, и мы понимаем, что  в советской экономике, в народном хозяйстве были свои положительные  стороны – например, разумное планирование.

Третье: теория должна совпадать  с практикой. Должен быть адаптированный курс, теория менеджмента для казахстанского менеджера с учетом нынешних реалий.

Четвертое – это нынешние условия и фон для нашего менеджмента.

И последнее – необходим  привлекательный образ менеджера: не рейдерствующего бандита, а патриотичного, нацеленного на то, чтобы Казахстан стал лучше.

Нужно сказать о менталитете. Мы всегда делаем скидку на то, что в Казахстане такой менталитет и с ним никак не побороться, все нужно под наш менталитет подгонять. А может быть, следует менталитет подогнать под то, что надо?

Возможности для эффективности  у нас есть. Нужно к тому, что  исторически сложилось, прибавить  то, чего требуют современные экономические ситуации.

Возьмем тот же самый Гарвард  – это была единственная бизнес-школа  в США, которая в течение определенного  периода стала лучшей. У нас сейчас очень много школ, но пусть будет создана одна, в которой все будет нормально преподаваться. Эта будет хорошая монополия.

Когда мы говорим «профессионализм», то имеем в виду опыт, знания и  четко поставленную исполнительную дисциплину - эти факторы работают как в бизнесе, так и на госслужбе. В нашем случае, к сожалению, это по-другому.

Касательно наших кейсов: я думаю, нужно смотреть на нашего ближнего соседа – Россию. Они сделали  «Harvard Business Review» на русском языке, и его читаем мы, казахстанские предприниматели, потому что ничего другого нет. Это пример того, к чему мы должны стремиться. Ключевое в Казахстане, я считаю, – это исполнение и ответственность. Пока этого не будет, проблем не избежать.

Итак, слагаемые менеджмента: ресурсы – люди, время, деньги, идеи, техника, задачи – реализация проектов, допустим, сегодняшнее заседание  Клуба. У нас имеются эксперты, помещение, радиомикрофоны и т.д., и нам нужно провести обсуждение. То, как пройдет этот процесс, само создание этого заседания – и есть менеджмент. Преобразование входящих ресурсов в выходные результаты и продукты. То, что обеспечивает процесс преобразований – и есть менеджмент.

Мы сегодня зафиксировали, что в Казахстане бизнес ориентирован на максимизацию прибыли. Отметили, что  ключевое в бизнесе – это кадры, и в этом плане казахстанскому менеджменту не хватает эффективного управления человеческими ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Предпринимательство существует везде, где люди по собственной воле (а не по централизованно разработанному плану) производят товары и оказывают  услуги. Но людям свойственно ошибаться. Удача в предпринимательстве  не падает с неба. Как её добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Чаще всего истоки неудач закладываются  на стадии организации предпринимательства. Такие ошибки наиболее трудно исправимы. По этой причине знание теоретических  основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной  жизни в бизнесе.

Предпринимателями называют тех инициативных граждан, кто на свой страх и риск предпринимает  какие-либо хозяйственные действия с целью получения прибыли. Таким  образом, каждый гражданин может  заниматься предпринимательской деятельностью, причем используя различные юридические  формы. Предприниматель принимает  на себя все последствия своей  деятельности, как прибыли, так и  убытки.

 Предприниматель, который  имеет наемных работников, очевидно, является топ-менеджером. Если же предприниматель работает в одиночку, назвать его менеджером можно только условно.

Целью  менеджмента является обеспечении рентабельности предпринимательства путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, развитие технико-технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала каждого работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует  об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается  путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов  от результатов производства - выпуска  продукции и услуг.

Менеджмент призван создавать  условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы.

Важнейшей задачей менеджмента  является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Информация о работе Менеджмент в предпринимательстве