Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа
Целью менеджмента является обеспечении рентабельности предпринимательства путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, развитие технико-технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала каждого работника.
Становление инновационного
предпринимательства и развитие
его на основе менеджмента позволяют
ускорить внедрение научных разработок
в серийное или массовое производство,
вовлечь в производственную сферу
большое количество научных и
инженерно-технических
Для поддержки инновационного
предпринимательства
В интерпретации казахстанских
особенностей менеджмента преобладающее
значение имеет цель максимизации прибыли.
Это проявляется в том, что
рост цен не сопровождается улучшением
качества, информация о потребительских
свойствах продукции – ложная,
реклама - агрессивная и навязчивая,
продукция на рынке – в значительных
объемах фальсифицированная. В социальном
измерении особенности
Казахстанский менеджмент в
целом имеет позитивные качества
и основывается на образованности и
креативности наших предпринимателей,
их стрессоустойчивости и
Причинами сложившегося менеджмента можно назвать низкий уровень институционализации внешней и внутренней среды. Система бизнес-образования не учитывает казахстанские реалии, не развита сеть консалтинговых и исследовательских организаций, характер менеджмента – субъективный.
Есть разные взгляды
на менеджмент: для крупного бизнеса
важны стратегия, миссия, философия,
но владельцу трех ларьков
«великая стратегия 10-летнего
завоевания рынка» не нужна.
Не нужно вдохновлять миссией
и философией компанию из 20-ти
человек – для них достаточно
одной харизмы руководителя, а
философствования об
Если условно разделить бизнесы на экспортный, импортный и внутренний, то различные сертификации по ISO, по организационной структуре, корпоративное управление и пр. больше нужны экспортному бизнесу. Компании-импортеры, дистрибуторы, дилеры, иностранные банки и т.д. не заостряют на этом внимание, поскольку за них уже все решено – есть курсы для менеджеров, планы, тренинги. Внутренним компаниям, оперирующим на казахстанском рынке, тоже зацикливаться на менеджменте и стратегиях не нужно. С одной стороны, они конкурируют с подобными себе, с другой – очень быстро друг у друга перенимают: просто копируй и делай лучше!
Для того, что бы сделать менеджмент эффективным отвлечься от больших и абстрактных теорий, возрождать нормальную плановую экономику. Увлекаться играми, принимая англо-саксонскую модель со стратегиями и свободным духом предпринимательства, и при этом иметь сильное государственное участие – самих себя обманывать. Поэтому нужно вводить нормальную исполнительскую дисциплину, нормальный менеджмент, реально выполнимые планы и ответственность. Важно создавать свой, казахстанский менеджмент, учитывая наши особенности и специфику. Второй момент: необходимо создать прикладной и адаптированный курс МВА, как программу Слоуна, и эту программу надо построить на пропаганде успешных казахстанских кейсов. Важно активизировать экспортное направление бизнеса, заниматься пропагандой экспортеров.
Казахстанский менеджер, покупая у казахстанского же менеджера, не повысит эффективности - закрытые системы не развиваются. Система развивается, когда конкурирует с кем-то снаружи, когда есть, условно говоря, казахстанский и неказахстанский менеджмент.
Историю казахстанского бизнеса можно разделить на два этапа. В первое десятилетие создавались компании, институциональные механизмы, законы – одним словом, учились на ходу. Второе десятилетие – это когда нужно было строить цивилизованный рынок с соответствующими правилами игры, и когда нам не хватило той самой порядочности.
В основе правильного менеджмента лежит предпринимательство. Предпринимательство – это состояние души, менеджмент – это навыки и знания, которые ты приобретаешь. Если человек - предприниматель, то у него заложен вирус – постоянно начинать что-то новое. Человек, не зараженный этим вирусом, никогда не будет хорошим менеджером, он будет хорошим исполнителем, наемным менеджером, стремящимся в «Самрук-Казына» или в государственные структуры.
В начале 2000-х, когда была еще возможность казахстанскому менеджменту встать на цивилизованный путь, появились огромные для страны образования, куда стали стекаться все деньги; появился закон о госзакупках для снижения уровня коррупции, но он создал другую ситуацию. Сейчас многие думают, а нужен ли закон о госзакупках? Предпринимательство все-таки живет, мы ушли из советской системы, в которой было очень много планового, наносного, политического.
Один момент – все не могут быть предпринимателями. Есть ведь эффективные менеджеры: Джек Уэлч – CEO General Electric, Карлос Гон – Renault и Nissan. Они не создавали эти компании, но были эффективными менеджерами.
Как минимум мы должны различать
предпринимательство и
А менеджеры не финансируют, не создают бизнес и не ликвидируют бизнес. Их цель – это предприятия, их интересует капитал, поскольку от них требуют отдачи по капиталу. Их задача – управлять предприятием, администрировать бизнес. И вот тут и кроется коренное различие между менеджером и предпринимателем.
Предприниматель – это не профессия и даже не должность. В свою очередь менеджер – это профессия, наемные управляющие предприятиям являются отдельным институтом в обществе, более того – это важнейший элемент рыночной инфраструктуры.
Менеджмент обладает самостоятельной ценностью, более приоритетной, чем нам кажется. К примеру, у нас люди не понимают корпоративное управление, различия между функциями владения и распоряжения. Распорядители – это менеджеры, а владельцы – это предприниматели. Мы должны четко понимать, что менеджер служит предприятию как единому телу, не акционеру - даже контрольному, а единому телу.
Необходимо различать корпоративное управление и корпоративный менеджмент. Корпоративное управление – это там, где отношение между менеджментом и предпринимательством регулируется, а корпоративный менеджмент – это чистая практика управления предприятием, так называемое бизнес-администрирование.
Менеджмент зависит от субъекта и объекта управления. Посмотрим на историю становления бизнеса: хороший бизнес появился из государственной собственности. Приватизация проводилась в условиях отсутствия денег, но собственность у человека появилась. В этом случае разумно, если менеджер начинает управлять сам и сводит менеджмент к тому, что уходит к финансовому аспекту менеджмента простым управлением денежных потоков.
Можно годами дискутировать о том, что такое менеджмент: искусство, наука или философия. Можно смотреть и любоваться директором «Магнума» и говорить о том, что это реальный менеджер. А другой менеджер - нереальный?
Вопрос в том, как нам повысить эффективность.
Нужен системный менеджмент. Нужно признать, что это будет такая меритократия, из 15-20 тысяч человек, которые в этом разбираются, которые формируют стратегию. Они должны быть сконцентрированы, потому что на одну здравую концепцию придется сто доморощенных концепций от людей, которые в этом не разбираются.
У нас существует большой разрыв между тем, что разрабатывается в головном офисе и тем, как это реализуется. Принимаемые решения не выполняются. Проблема в их исполнении.
Назову пять путей, которые, на мой взгляд, на данный момент актуальны.
Во-первых, в вопросах менеджмента необходимо разобраться с терминами.
Второе: что на волне независимости, прихода новых доктрин, школ был некий этап теоретического романтизма. Теперь он прошел, и мы понимаем, что в советской экономике, в народном хозяйстве были свои положительные стороны – например, разумное планирование.
Третье: теория должна совпадать с практикой. Должен быть адаптированный курс, теория менеджмента для казахстанского менеджера с учетом нынешних реалий.
Четвертое – это нынешние условия и фон для нашего менеджмента.
И последнее – необходим
привлекательный образ
Нужно сказать о менталитете. Мы всегда делаем скидку на то, что в Казахстане такой менталитет и с ним никак не побороться, все нужно под наш менталитет подгонять. А может быть, следует менталитет подогнать под то, что надо?
Возможности для эффективности у нас есть. Нужно к тому, что исторически сложилось, прибавить то, чего требуют современные экономические ситуации.
Возьмем тот же самый Гарвард
– это была единственная бизнес-школа
в США, которая в течение
Когда мы говорим «профессионализм», то имеем в виду опыт, знания и четко поставленную исполнительную дисциплину - эти факторы работают как в бизнесе, так и на госслужбе. В нашем случае, к сожалению, это по-другому.
Касательно наших кейсов: я думаю, нужно смотреть на нашего ближнего соседа – Россию. Они сделали «Harvard Business Review» на русском языке, и его читаем мы, казахстанские предприниматели, потому что ничего другого нет. Это пример того, к чему мы должны стремиться. Ключевое в Казахстане, я считаю, – это исполнение и ответственность. Пока этого не будет, проблем не избежать.
Итак, слагаемые менеджмента: ресурсы – люди, время, деньги, идеи, техника, задачи – реализация проектов, допустим, сегодняшнее заседание Клуба. У нас имеются эксперты, помещение, радиомикрофоны и т.д., и нам нужно провести обсуждение. То, как пройдет этот процесс, само создание этого заседания – и есть менеджмент. Преобразование входящих ресурсов в выходные результаты и продукты. То, что обеспечивает процесс преобразований – и есть менеджмент.
Мы сегодня зафиксировали, что в Казахстане бизнес ориентирован на максимизацию прибыли. Отметили, что ключевое в бизнесе – это кадры, и в этом плане казахстанскому менеджменту не хватает эффективного управления человеческими ресурсами.
Заключение
Предпринимательство существует
везде, где люди по собственной воле
(а не по централизованно разработанному
плану) производят товары и оказывают
услуги. Но людям свойственно ошибаться.
Удача в предпринимательстве
не падает с неба. Как её добиваться,
как уберечь себя, свой бизнес от
ошибок? Чаще всего истоки неудач закладываются
на стадии организации
Предпринимателями называют
тех инициативных граждан, кто на
свой страх и риск предпринимает
какие-либо хозяйственные действия
с целью получения прибыли. Таким
образом, каждый гражданин может
заниматься предпринимательской
Предприниматель, который имеет наемных работников, очевидно, является топ-менеджером. Если же предприниматель работает в одиночку, назвать его менеджером можно только условно.
Целью менеджмента является обеспечении рентабельности предпринимательства путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, развитие технико-технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала каждого работника.
Прибыльность фирмы
Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.