Менеджмент в предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью менеджмента является обеспечении рентабельности предпринимательства путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, развитие технико-технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала каждого работника.

Работа содержит 1 файл

Ура! курсовая))).docx

— 66.45 Кб (Скачать)

Потребности роста производительности общественного труда, эффективности  экономического выбора в условиях ограниченности ресурсов, значительные затраты на военные цели обусловили необходимость  интенсивных научных разработок и исследований в естественных, общественных, технических и военной науках. Дифференциация и интеграция в науке открыли возможности для глубоких исследований в области управления как в целом научно-техническим прогрессом, так и в конкретных вопросах научной организации труда и планирования (например, стратегический и системный анализ, мотивация труда и др.).

В нашей стране эта работа осуществлялась и координировалась Академией наук (основана в 1724 г., до 1917 г. — Петербургская академия наук, с 1925 г.—АН СССР, ныне Российская академия наук — РАН). Среди ее 16 отделений — математики, общей физики и астрономии, ядерной физики и других, — имеется отделение механики и процессов управления. Научная работа в области управления велась академиями наук союзных республик и многими отделениями АН СССР. Были созданы Совет по научной организации труда (1923), Центральный институт труда, более 50 НИИ по НОТ. В этих организациях работали В. В. Куйбышев, П. М. Керженцев, А. К. Гостев и другие ученые. До 90-х гг. в стране существовали крупные научно-исследовательские центры, научно-исследовательские институты, научные лаборатории и отделы. Были сформированы направления научных исследований, в том числе велись научные разработки и проблем планирования, экономического стимулирования и управления социалистическим производством.

Многие крупные государственные  издательства ежегодно публиковали  учебную и научную литературу по данной тематике (учебники, монографии, сборники статей, рефераты докторских и кандидатских диссертаций, брошюры), сотни статей по проблемам управления печатались в периодической печати. Эта работа началась еще в 20-х  гг., когда было образовано издательство АН СССР «Наука». Исследования ученых — философов, экономистов, социологов, психологов, математиков и кибернетиков, инженерных специальностей — дали богатейший материал фундаментального и прикладного значения, на основе которого сформировалась отечественная  управленческая наука.

Развитие управленческой науки было обусловлено и осуществлялось в условиях господства общественной формы собственности, директивных  методов руководства, без должного учета действия рынка, конкуренции  и взаимодействия различных видов  и форм собственности, характерных  для западного мира. Общество не смогло надлежащим образом использовать огромное богатство отечественной  управленческой науки в целях  улучшения народного хозяйства, страна пришла к дефицитной экономике, а в 90-х гг. — к кризису.

По-иному складывался  процесс становления и развития науки управления — менеджмента  — в странах Запада и Японии. Научный интерес к менеджменту  резко возрос в связи с острейшими экономическими кризисами, депрессией, финансовыми потрясениями и жесткой  конкурентной борьбой. Крупные хозяйственные  структуры были заинтересованы в  таких научных разработках, которые  отвечали бы потребностям практики, помогали бы эффективно управлять, предвидеть ход  развития экономической ситуации, сделали  бы так, чтобы работала формула «затраты — выгоды» и т.д.

Научные работы по вопросам управления, написанные ранее, начиная  с Ф. Тейлора, А. Файоля, и более поздние — М. П. Фоллет, Э. Мэйо, в которых были сформулированы главные направления работы управляющего предприятием и другие управленческие вопросы, уже к началу 30-х гг. не устраивали крупных промышленников и банкиров. В США после второй мировой войны значительно активизировалась деятельность ученых по управленческим проблемам. Была образована так называемая бесприбыльная научно-исследовательская корпорация «РЭНД корпорейшн», обслуживающая научными разработками военное ведомство и крупные монополии, а также экономический совет при президенте. Ученые ряда университетов и других высших учебных заведений по заказам правительства и крупных фирм начали проводить исследования проблем управленческого труда. Вышли крупные фундаментальные и прикладные работы американских ученых — экономистов, социологов и психологов — по вопросам менеджмента.

Определились и основные направления этих исследований. Глубоко и на высоком научном уровне были разработаны вопросы стратегического управления и планирования (например, концепция — Планирование, прогнозирование, разработка бюджета и др.), инновационный менеджмент, административный (кадровый) менеджмент, финансовый менеджмент и т.д. Разработаны теории игр, теория систем и системного анализа, теории мотивации, модели линейного программирования, принципы управления гибкими автоматизированными системами, принципы и методы проектирования организаций и т.д.

Такие же, но в ином масштабе научные исследования и разработки проводились в Великобритании, Германии, Франции и других экономически развитых странах. В Великобритании, например, была основана крупнейшая научная организация страны — Научно-исследовательский совет, образован Лондонский институт стратегических исследований, а также центры экономических исследований в Лондонском и других университетах и высших учебных заведениях.

Разработки и исследования, создание теорий управления, концептуальный подход к вопросам управления в США  создали необходимые условия  и явились основой для формирования новой науки — менеджмента. Обратимся  к его истокам.

Предмет менеджмента как  науки определился исторически  сравнительно недавно — в середине XX в., однако его методологические истоки уходят в прошлое. Менеджмент вобрал в себя научные основы управления и результаты управленческой деятельности многих поколений людей. Процесс  управления имел место всегда, как  только возникло человеческое общество. В дошедших до нас античных источниках («Домострой» Ксенофонта, «Политика» Аристотеля, «О сельском хозяйстве» Колумелы и т.д.) и ряде других, более поздних работах римлян излагаются взгляды на управление и юридические нормы, правила и принципы в отношениях «управляющие — управляемые».

С развитием этих взглядов изменялось содержание управленческих подходов, начиная от признания справедливости рабства и управления рабами, до более поздних, которые были основаны на идеях раннего христианства, порицавших рабское угнетение, ростовщичество и проповедовавших равенство  и справедливость в отношениях между  людьми.

В средневековье основы управления описаны в трудах религиозных  деятелей, монахов, организовавших достаточно развитое по тому времени сельскохозяйственное производство и поддерживавших ремесла. Однако управление, покоящееся на внеэкономическом принуждении, не отвечало пробивавшимся  рыночным отношениям и наемному характеру  труда. Возникли идеи, которые называют утопическими, где управление производством  мыслилось на основе справедливого  распределения и равенства его  участников. Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Роберт Оуэн и другие пытались обосновать принципы и методы такого управления.

Дальнейший период общественного  развития выдвинул целую плеяду исследователей сущности новых экономических явлений, рыночных отношений, в том числе  и возникших проблем управления производством, новых взглядов на отношения управляющего и управляемых, господства и подчинения.

Развитие новых отношений  собственности — отношений собственника средств производства и наемного рабочего, привело к появлению проблем, без решения которых производственная деятельность зачастую не приносила желаемых результатов. Противоречия между наемными рабочими и собственниками капитала вели к неизбежным экономическим потерям и социальным потрясениям. Выход из такого положения управляющие, как практики, так и теоретики, начали искать в совершенствовании отношений распределения, более эффективных принципах стимулирования труда, изменении форм его оплаты, цены труда, лучшей организации производственного процесса, обучении рабочих более интенсивным и производительным приемам и методам выполняемой работы и других способах сглаживания возникших противоречий.

В таких условиях труд управляющего стал приобретать все более научный характер, требовал экспериментов, обмена опытом, научной оценки управленческих решений и других научных исследований с последующей проверкой их практикой. Возник новый, научный подход к управлению, получивший название тейлоризм — по имени его основателя американского инженера Ф. Тейлора. Широкое применение идеи тейлоризма нашли в работе крупных американских предприятий, распространились по всем европейским странам, в том числе и в России. В результате их использования в управлении производством был сделан первый шаг в становлении менеджмента как науки.

Что явилось методологической основой возникшей науки об управлении? Ответить на данный вопрос не так просто, как представляется с первого  взгляда. Нет сомнения в том, что  Тейлор и его последователи были знакомы с господствовавшими  в то время экономическими идеями и теориями. Крупная работа К. Маркса «Капитал» в это время была уже широко известна. Исследование отношений капиталиста и рабочих  давалось в его труде по всем важнейшим  направлениям. Сегодня некоторые  деятели пытаются умалить вклад  Маркса в методологические основы управления. Но достаточно внимательно посмотреть хотя бы первый том «Капитала», как  станет ясно, что вклад этот значителен. В нем рассмотрены вопросы процесса труда, стоимости рабочей силы, рабочий день и его пределы, дневной и ночной труд, борьба за нормальный рабочий день, проблемы кооперации, разделение труда, фабричное законодательство, формы и системы заработной платы и др. Как видно даже из простого перечисления проблем, охваченных научным анализом в «Капитале», все они касаются управленческого труда, решение их на практическом уровне составляет предмет заботы и внимания управляющих.

Вместе с тем период становления менеджмента совпал с развитием нового направления  в экономической науке — неоклассического. В работах ученых этого направления  большое внимание уделялось проблемам  экономической практики, роли рынка  в экономике, образования цены товара как соотношения спроса и предложения, концепции факторов производства, субъективным оценкам материальных благ, свободе их выбора и другим экономическим явлениям. Все это также стало составной частью методологических основ менеджмента.

Значительное влияние  на проблемы управления и их теоретическое  обобщение оказали идеи кейнсианцев (см. учение Д. М. Кейнса), исследовавших возможности государственного регулирования экономики с использованием экономического механизма и администрирования, регулирования спроса и предложения путем вмешательства государства в рыночный механизм и т.д.

Этими идеями и теориями в менеджменте руководствовались  вплоть до середины XX в. В дальнейшем основными направлениями управления стали теории наиболее прагматичные, нацеленные на решение следующих  проблем: управление в концернах  и крупных фирмах; психологический  климат в рабочих коллективах; работа с кадрами; мотивация труда и  вопросы человеческих отношений; организация  труда и др.

Американцы — народ  практичный. Они не спешат с признанием менеджмента наукой. Однако последовавшие в 60-х гг. одно за другим новые исследования на основе системного анализа и теории информации, принципов стратегического менеджмента, системного и ситуационного подходов к анализу внутренних и внешних переменных организаций, концепции корпоративной культуры, проблем международного менеджмента все больше убеждают нас в том, что менеджмент — это не только междисциплинарное учение или совокупность научных знаний, но это уже самостоятельная наука, имеющая методологические основы, свой предмет и метод.

Как и всякая другая наука, менеджмент содержит присущие только ему категории и научные понятия, отражающие сущность управленческого  труда. К ним относятся: управление как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей; объект управления — люди, техника  и технологии, предприятие и др.; субъект управления — личность или  кибернетическое устройство; организация  как сфера деятельности менеджера; планирование, координация, мотивация  и контроль — функции менеджмента; стиль управления и др.

В ходе научных исследований управленческих проблем учеными  были открыты и обоснованы объективные  законы жизнедеятельности организаций  и закономерности, характерные для  управленческого труда. Среди них  законы: пропорциональности и планомерности, административной емкости, ритма работ  и др.

В менеджменте как науке  обозначились соответствующие разделы: методологические основы научного управления; организационные и управленческие структуры; функции управления; процесс  управления, кадровый менеджмент; стратегическое управление, инновационный менеджмент; управление процессом международной  экономической интеграции и др.

Менеджмент как практика управления охватывает весь процесс  производства и обмена и включает: управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление кадрами, учет, контроль и  анализ хозяйственной деятельности. Данные вопросы составляют предмет  учебных дисциплин по менеджменту, входят в учебные программы, рассматриваются  на примерах конкретных ситуаций. Здесь  прослеживается прямая связь теории и практики.

Информация о работе Менеджмент в предпринимательстве