Менеджмент в предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью менеджмента является обеспечении рентабельности предпринимательства путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, развитие технико-технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала каждого работника.

Работа содержит 1 файл

Ура! курсовая))).docx

— 66.45 Кб (Скачать)

Таким образом, предмет менеджмента  как науки управления охватывает исследования законов и закономерностей  жизнедеятельности организаций  и отношений между работниками  в процессе управления.

Менеджмент, как и любая  другая наука, обладает своим особым методом исследования явлений управленческой деятельности.

В основе метода менеджмента, несомненно, лежит диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т.д. В центре исследований в менеджменте находится человек, который осуществляет производительную деятельность, будь то руководитель или исполнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации (предприятия, фирмы и т.д.), поэтому метод менеджмента — это научный анализ поведения человека в организации, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации.

Особенно важным в менеджменте  является метод системного анализа, утвердившийся в середине XX в. Ему  предшествовало создание системы математической логики (У. Джевонс и Э. Шредер), а в последующем разработка метода линейного программирования, возникновение кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами. В результате открытий ученых в области системного анализа появилась возможность применять в практике управления математические модели и использовать метод математического моделирования. Важным для практики управления и последующих теоретических обобщений является метод эксперимента.

Данные методы используются не только в менеджменте, они характерны и для всей экономической теории. И это не случайно, так как экономическая  наука, формируя мировоззрение руководителей  и исполнителей в производственном процессе, выступает методологической основой менеджмента.

 

    1. Менеджмент в предпринимательстве, как социально-управляемая система

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением  людьми, объединенными в отделы, службы. Иными словами, менеджмент –это прежде всего управление социальным коллективом людей, а потому его необходимо рассматривать как социально-управляемую систему.

Менеджмент функционирует  в рамках отдельного предприятия, которое  является сложной социально-экономической  системой, складывающейся из управляющей  подсистемы (аппарат управления –  субъект менеджмента) и управляемой  подсистемы (коллектив предприятия – объект менеджмента).

Система – некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Управление как систему  характеризует совокупность следующих признаков:

    • Менеджмент – процесс непрерывный;
    • Менеджмент – процесс целенаправленный;
    • Менеджмент – процесс информационный;
    • Менеджмент – процесс воздействия на коллективы людей;
    • Менеджмент – процесс поведения при изменяющихся внутренних                                  внешних условиях.

Сиcтеме менеджмента на предприятии присущи следующие признаки открытой системы:

    • взаимодействие с окружающей средой;
    • синергизм;
    • динамическое равновесие;
    • равенство конечных результатов.

Закрытая система характерна для предприятий-монополистов при  стабильной внешней среде и ясной  ситуации на рынке. При этом менеджер может предвидеть и корректировать повседневные задачи, принятые обязательства.

Открытая система характерна для постоянно меняющейся внешней  среды, динамично развитом рынке. Менеджер свою работу должен строить в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые невозможно предвидеть. От менеджера при этом требуются творчество, новаторство.

Признаки предприятия, как  социальной системы, это прежде всего:

    • наличие коллектива людей, организованных для достижения              определенных целей;
    • специализация отдельных структурных подразделений;
    • наличие структуры иерархического строения;
    • наличие подсистем, являющихся одновременно элементом структуры системы высшего порядка и самостоятельным системным образованием.

Следовательно, предприятие  – организованная система, т.к. ей присущи следующие признаки:

    • детерминированность – деятельность одного элемента сказывается   на других элементах;
    • динамичность;
    • наличие управляющего параметра;
    • наличие контролирующего параметра;
    • наличие прямых и обратных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути совершенствования и использования менеджмента в предпринимательстве

 

    1. Предпринимательство в переходной экономике Казахстана

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли.

Возрождение предпринимательства  в Казахстане состоялось. Действительно, до 1917 года предпринимательство в  стране имело место, но в силу слабого  уровня развития производительных сил  тогда оно не получило должного распространения.

За годы Советской власти понятия "предпринимательство" практически  было исключено из экономической  лексики, а термин "предприниматель" воспринимался негативно. Теперь мы не избегаем, как в прошлом, слов "предпринимательство", "предприимчивость".

Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство  двигает развитие производства, рынка, а значит и общества в целом. Зарубежные страны процветают благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря поддержке  своих государств. Предприниматель  – это энергия, идущая изнутри, вырывающаяся у деловых людей для достижения коммерческих результатов. Суть его  состоит в том, чтобы нести  всю полноту риска за начатое  дело. В любом деле без рисковой предприимчивости нет жизнеспособности новых идей.

Предприниматели - это люди в деловом мире, умеющие увидеть коммерческие возможности, способные получить необходимый капитал, знающие, как провести соответствующую операцию, и готовые идти на риск, принимая на себя ответственность, как за успех, так и за провал.

Предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных  видах. По роду деятельности – производственное, коммерческое, финансовое. По размеру хозяйствующих субъектов – малое, среднее и крупное. По характеру собственности – частное, совместное. По организационной форме-    индивидуальное и коллективное (товарищества, общества). Своеобразной организационно – правовой формой предпринимательских предприятий являются производственные кооперативы.

Словом, предпринимательство  набирает силу, охватывая всё новые  сферы экономики и социальные слои. Его успешное развитие может  происходить при наличии таких  необходимых условий, как частная  собственность, свобода экономической  деятельности.

Казахстан находится на стадии становлении рыночных отношений, существование  которых в настоящее время  немыслимо без предпринимательской  деятельности – это аксиома и  является актуальностью выбранной  темы.

Целями данной работы является анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и  форм предпринимательской деятельности, исследование формирования предпринимательства  в Казахстане при переходе к рыночным отношениям.

Социально-экономическое  значение предпринимательства возрастает в силу того, что оно придает  экономике гибкость, способствует привлечению  финансовых и производственных ресурсов населения; несет в себе антимонопольный  потенциал; создает предпосылки  для прорыва по ряду направлений  научно-технического прогресса; во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйствования.

Развитие рыночной экономики  предполагает формирование предпринимательства  и воспитание предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и  психологических преград, непросто. Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы  для развития предпринимательства.

 

    1. Проблемы и перспективы современного менеджмента

Сущность управления в  административно-командной системе  хозяйствования была идеализирована и  доведена до жесткого регламентирования  воздействия субъекта управления на объект, что породило пассивную философию  труда. Она строилась на основе, как  правило, минимальных изменений  в организации, методах управления и т. д. Жесткое регламентирование  управления наряду с пассивностью вынуждало  управляемые объекты уклоняться от воздействия или оказывать  невидимое противодействие, что  снижало творческий подход в процессе производства и в конечном счете привело к застою экономики.

Единственно верным подходом к организации современного менеджмента  является творческий подход к труду, который заставлял бы руководителей  и подчиненных активно выполнять  задания, идти на разумный риск и предприимчивость. Он связан со стратегическим мышлением  и созданием предпосылок для  активизации экономического мышления людей.

Современная школа менеджмента  строится на принципах соединения теории социального управления с решением конкретных задач, возникающих как  на микро-, так и на макроуровне.

На современном этапе  происходит адаптация отечественной  теории и практики управления к становлению  механизма смешанной экономики  Казахстана, а также интеграция ее с зарубежным менеджментом. В настоящее время еще не синтезированы все направления и сферы приложения менеджмента как в РК, так и за рубежом, не сформулирована проблематика интегрированной теории современного менеджмента.

Многообразие форм собственности, акцент на развитие деловых контактов, необходимость повышать управленческую культуру и экономическую компетентность предъявляют новые требования к  работе с кадрами.

В условиях перехода к рыночной экономике одной из ключевых проблем  являются подготовка и переподготовка специалистов и руководящих кадров, соответствующие современным международным  образовательным стандартам и требованиям  гибкой и динамичной рыночной экономики.

Управление по-новому —  исключительно сложная проблема, и далеко не все смогут выдержать  этот экзамен системы управления. В Китае, например, когда началось внедрение новой системы управления, около 40 % управляющих были уволены  или сами ушли со своих постов — не могли справиться.

Для проведения коренной перестройки  системы управления нужны не просто исполнители, а добровольные и сознательные единомышленники. Поэтому «социальная  база» реорганизации в лице наиболее компетентных и современно мыслящих менеджеров и специалистов расширяется медленно.

Борьба с внутрифирменным  бюрократизмом, подчиняющим развитие производства и управление своим  целям, рассматривается как серьезная  задача руководителей-новаторов. У  руководителей часто просто не хватает  времени приспособить структуру  к новым целям организации. Среди  главных источников бюрократического противодействия переменам можно  назвать инертность и консерватизм персонала. Нежелание, неготовность людей  к переменам отмечались западными  специалистами как в сравнительно благополучных организациях, так  и в компаниях, стоявших на грани краха.

Возникает вопрос: что противопоставляется  бюрократизму в корпорациях? Главные  надежды менеджмент возлагает на сильного хозяйственного лидера —  носителя организационных перемен. Примерами сегодняшнего дня стали  руководители ведущих корпораций мира — Л. Якокка из «Крайслера», Дж. Уэлч из «Дженерал электрик», П. Гилленхаммор из «Вольво», А. Морита из «Сони» и др.

 Борьба с бюрократизмом  и реорганизация системы управления  представляют собой радикальную  перестройку хозяйственного механизма,  затрагивающую и технологические  нововведения, и замену организационных  структур, и пропаганду новых  ценностей компании, и использование  обновленного управленческого инструментария.

Важнейшим направлением развития в России, позволяющим резко повысить производительность труда, улучшить качество производимой продукции, являются инновационные  процессы, основывающиеся на современной  научно-технической политике обновления производства. Главная сфера действия менеджмента в инновационных  процессах ~- инновационное предпринимательство, а также государственные предприятия  наукоемкого сектора промышленности России.

Информация о работе Менеджмент в предпринимательстве