Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа
Целью менеджмента является обеспечении рентабельности предпринимательства путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, развитие технико-технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала каждого работника.
Введение
Важнейшей функцией современного менеджмента является предпринимательство. Роль этой функции в последние годы возрастает. Она становится одной из основных функций внутрифирменного управления.
Предпринимательство принято рассматривать как инициативную деятельность, направленную на насыщение рынка товарами, услугами и на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени на свой риск и ответственность.
Предпринимательство – это иновационная организационно- производственная в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, функционированию и развитию предприятия, имеющая своей целью сбыт производимой продукции (услуг) и получение прибыли.1
Предпринимательство как экономический феномен – уже категории бизнеса, но в хозяйственной практике их часто отождествляют. Однако это не синонимы, не тождества, хотя и очень близкие по значению понятия.
Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организации.
Бизнес шире, чем предпринимательство,
ибо он охватывает отношения, возникающие
между всеми участниками
Предпринимательство - динамичный, активный элемент бизнеса, представляющий собой инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность частными лицами, предприятиями или организациями по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций. Предпринимательство включает в оборот своего субъекта, предпринимателя, а не всех участников рынка.
пПредпринимательство предшествует менеджменту. Иначе говоря, сначала организуется дело, затем его менеджмент. Сфера предпринимательства включает разработку предпринимательской идеи, изыскание ресурсов и определение способов их эффективного использования. Сфера менеджмента охватывает процессы обеспечения эффективного использования ресурсов.
Менеджмент включает осуществление функций планирования, организации, мотивации, контроля, а также связующих процессов в деятельности фирмы, а именно коммуникаций и принятия и реализации управленческих решений. Профессиональный менеджмент требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, компьютерной грамотности, организационной культуры, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Таким образом, предприниматель и менеджер имеют ряд общих черт. Это находит свое выражение в предпринимательском поведении менеджера: в целях и путях их достижения, системе стимулирования, используемой информации, стиле и методах управления и т. д.
1.1 Менеджмент и предпринимательство. Общие черты и различия
Менеджмент (англ. management) — это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Введенное американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей.
Рыночные отношения
Предпринимательство получило право на жизнь и, несомненно, будет развиваться и впредь.
Большие возможности для развития предпринимательства открылись в результате приватизации (при всех ее издержках и злоупотреблениях), которая позволила создать частные предприятия, акционерные общества, ассоциации и союзы в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Новые экономические отношения потребовали не только предпринимателей, но и профессиональных управляющих — менеджеров.
В наше время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».
Бизнес (англ. business) — это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы). Предприниматель как мелкий собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, сам обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.
Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности — профессиональный менеджер.
Конечно, предприниматель
как собственник может и сам
заниматься вопросами управления, оставив
участие в непосредственном производстве.
В данном случае предприниматель (бизнесмен)
и менеджер объединяются в одном
лице. Это характерно в основном
для малого бизнеса. Но многие средние,
по определенным критериям, предприятия
и все крупные, как правило, управляются
наемными профессиональными
Под управлением бизнесом
принято подразумевать
Итак, предприниматель (бизнесмен)
и менеджер — это близкие понятия,
но не одно и то же. Бизнесмен —
это собственник, применяющий свой
или заемный капитал в целях
получения прибыли или
Слово «менеджер» (англ. manager) имеет несколько значений:
1) наемный профессиональный управляющий; 2) специалист по управлению производством; 3) предприниматель в профессиональном спорте.
Таким образом, менеджер — это наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации. В то же время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.
В работе менеджера и бизнесмена есть общие черты: оба преследуют цели, поставленные перед предприятием; применяют определенные способы управления; планируют, координируют и контролируют деятельность работников предприятия; работают на свой страх и риск. Один рискует своей должностью, второй — собственным капиталом. Для России это новое явление. Ранее руководители рисковали своей должностью, а в сталинские времена и свободой. Сегодня возник широкий общественный интерес к менеджменту и изучению управленческого опыта в зарубежных странах, где уже давно и широко он применяется и надлежащим образом поставлена подготовка профессиональных управляющих, которые отвечали бы потребностям рыночных отношений.
Центром научных исследований и подготовки профессиональных управляющих, безусловно, являются США. Это страна с самой развитой системой управления, которая требует постоянного притока все новых и новых сил. Так, например, широкие научные исследования и практическую подготовку менеджеров ведут Гарвардская школа бизнеса, Стенфордская школа бизнеса, Слоуновская школа в Массачусетском технологическом институте, Школа бизнеса Мичиганского университета и др. Всего в стране насчитывается свыше 1300 учебных заведений, где преподается менеджмент и ведутся научные разработки по данной тематике. Подготовка бизнесменов и менеджеров в США является трехступенчатой: первая — бакалавр, вторая — магистр, третья — доктор философии. Обучение профессии менеджера дело не дешевое; так, годовая плата достигает 15 тыс. долларов, а получение степени доктора философии обходится значительно дороже. В США публикуется самое большое количество научной и учебной литературы по менеджменту.
В европейских странах проблемам менеджмента также уделяется огромное внимание. Создана ведущая европейская ассоциация EFMD (Европейский фонд развития менеджмента), куда входят около 300 центров обучения менеджеров. В программах этих школ большое значение придается изучению практических дисциплин по различным видам производственной деятельности, международных проблем бизнеса и управления, а также социологическим вопросам.
В Японии система подготовки менеджеров построена иначе. Крупные фирмы сами готовят руководителей, т.е. происходит обучение опытом, когда старшие по должности учат младших. Так, в стране принято, что на предприятиях учатся все — от рабочего до управляющего фирмой.
В Казахстане (правда, в условиях крайне ограниченного финансирования сферы образования) в высших учебных заведениях, где готовят управленческие кадры, введены новые учебные дисциплины: менеджмент, маркетинг, системный анализ и др. Подготовка менеджеров происходит в целом ряде учебных заведений, где открыты новые факультеты менеджмента. Кроме того, обучение специалистов по управлению производством для различных отраслей народного хозяйства ведется во многих высших и средних учебных заведениях на коммерческой основе. Сегодня в нашей стране уже никто не сомневается в необходимости и целесообразности изучения менеджмента и предпринимательства.
1.2 Цели и задачи менеджмента в предпринимательстве
Конечная цель менеджмента
состоит в обеспечении
Прибыльность фирмы
Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с этим в задачи менеджмента входит
• обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
• стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
• постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
• постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также
• определение конкретных целей развития фирмы;
• выявление приоритетности
целей, их очередности и
• разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;
• выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
• установление контроля за выполнением поставленных задач.
Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.
Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.
2.1 Научные основы менеджмента. Предмет и метод
Известное положение, что
наука — это непосредственно
производительная сила, подтверждается
коренными качественными
Возросли требования к уровню образования трудящихся, их квалификации; культурному уровню; возможности быстро восстанавливать свои силы, затраченные на работе в условиях стрессовых ситуаций; управлению сложными системами и устройствами; работе в зонах повышенной опасности, радиации и т.д. Общественное производство стало невозможным без прочной и эффективной связи между наукой, техникой и управленческой деятельностью людей. Значительно возросла степень ответственности руководителей за результаты своего труда. Управление производственными процессами поднялось на новый уровень, когда человек стал управлять не только действиями машин и механизмов, но и целыми системами, управляющими этой техникой.