Лекции по "Предпринимательству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:15, курс лекций

Описание работы

Тема 1 Общая характеристика торговой организации
Тема 2 Организационная структура торговой организации
Тема 3 Коммерческая деятельность организации по оптовым закупкам товаров

Работа содержит 1 файл

Частное торговое унитарное предприятие.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

  Планируемое  количество товарных запасов также зависит от ряда критериев: непосредственно необходимого объема товара для удовлетворения потребностей покупателей, то есть прогнозируемого объема продаж в натуральных единицах измерения по каждому виду товара, а также сверх этого  необходимого количества учитываются товарные потери при транспортировке, хранении и  в результате естественной убыли, порчи, боя, лома, брака.  Однако с целью незатоваривания следует вычитать остатки товаров из переходящих запасов, то есть остатки не реализованных товаров, продажа которых была запланирована в прошлом периоде.

  Как уже отмечалось, при планировании товарных запасов  необходимо учитывать  товарные потери, которые возникают на всех стадиях обращения товаров: при транспортировке, хранении и реализации. Вопросы, связанные с товарными потерями для торговых организаций, являются очень важными, так как товарные потери необходимо прогнозировать и формировать заказы и потребности с учетом возможно потерянного в будущем количества товара.

Различают нормируемые  и ненормируемые товарные потери:

1.      Нормируемые потери – это потери, образующиеся в результате усушки, утряски, раскрошки, разлива и тому подобному, то есть так называемая естественная убыль товаров: уменьшение веса или объема товаров происходит вследствие изменения их физико-химических качеств.

2.      Ненормируемые потери: это потери от боя, брака и порчи товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям. Данные потери образуются вследствие уменьшения массы товаров сверх норм естественной убыли, понижения качества по сравнению со стандартами, веса и объема товаров, а также их порчи из-за неправильных условий хранения, халатности должностных лиц. Наличие в торговых организациях таких потерь является результатом бесхозяйственности, запущенности в учете, поэтому такие потери не нормируются, а считаются сверхнормативными. К сверхнормативным относятся и потери вследствие стихийных бедствий, а именно: не компенсируемых убытков от пожаров, наводнений, всякого рода аварий и тому подобного, убытков от хищений, виновники которых по решению суда не установлены.

Для оценки эффективности  управления товарными запасами необходимо проанализировать эффективность использования  товарных запасов. Экономический анализ, прежде всего, проводится по данным бухгалтерской  отчетности, а для более детального рассмотрения отдельных вопросов также используется информация управленческого учета и аналитическая информация по бухгалтерским счетам учета.

Эффективность использования  товарными запасами оценивается  следующими показателями:

1)   удельный вес товарных запасов в их общей величине на начало и конец отчетного периода;

2)   абсолютный прирост товарных запасов на конец отчетного периода (в денежных единицах измерения и в натуральных единицах измерения по каждому виду товара);

3)   темп прироста товарных запасов на конец отчетного периода (в процентах), сравнивается с темпом прироста выручки от торговой деятельности;

4)   оборачиваемость товарных запасов, характеризующая длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств из денежной формы в запасы и до их реализации. При ускорении оборачиваемости товарных запасов высвобождаются материальные ресурсы и источники их финансирования;

5)   показатель экономии оборотных средств в результате снижения расходов на материальные ресурсы и товарные запасы на единицу реализованного товара без ущерба для качества, надежности, эксплуатационных свойств;

  Оценка скорости  оборачиваемости запасов в торговой  деятельности является одним  из основополагающих элементов  экономического анализа, так как товарные запасы относятся к медленно реализуемым активам, а в оборотных средствах торговой организации они имеют значительный удельный вес.

  Оценка влияния на приращение объема продаж экстенсивности и интенсивности использования запасов и оборотных средств позволят вычленить более рациональные и прогрессивные пути повышения эффективности результатов торговой деятельности.

  Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей, поэтому планирование и формирование товарных запасов осуществляется по видам запасов: текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные запасы.

  Следует отметить, что оборачиваются не сами  товары, а вложенные в них средства.

  Эффективное  управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям как транспортные и складские расходы. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту - сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров.

    Обоснование объема и структуры оптовых закупок

  Для этого  предприятию необходимо использовать  различные методы маркетингового исследования всех сторон товарных рынков.

  Во-вторых, необходимо  выполнить анализ источников  закупов (провести маркетинговые  исследования закупок), правил отбора  по определенным критериям поставщиков  товаров, выработке мер по активизации закупок, условий разовых и постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучить политику цен, осуществляя при этом контроль за поступлением товаров.

  Из приведенных  положений видно, что главным  для предприятия является определение потребностей оптовых покупателей, установление постоянных связей и нахождение источников приобретения товаров в целях полного удовлетворения указанных потребностей.

  В процессе  анализа объема продаж оптовые  предприятия изучают следующие  показатели.

      1. Динамику общего объема по видам и товарным группам оборота оптовой торговли в действующих и сопоставимых ценах.

      Основное  место в общей оптовой продаже  приходится на складской объем продаж, и определенную часть составляет розничная продажа (реализация товаров через розничную сеть, созданную оптовыми базами). Величина транзитного оборота резко уменьшилась, так как розничные предприятия предпочитают развитие прямых связей (при транзитных операциях в цене необходимо предусматривать возмещение расходов оптовых предприятий и образование их прибыли). Розничная торговля оптовых предприятий является одним из условий их выживания. В процессе анализа этих показателей необходимо дать ответ: имеется ли возможность расширить оптовую продажу по каким-либо товарам. Для этого необходимо выявить, будут ли предприятия-покупатели и частные предприниматели расширять свою деятельность, по каким товарным группам имеется возможность расширить деятельность или начать ее осуществлять.

  Анализ динамики  объема продаж осуществляется  путем сравнения его объема за ряд отчетных периодов. Для этого используется метод индексных пересчетов. Но труднопреодолимым препятствием здесь является постоянно меняющиеся розничные цены.

  Определенный  интерес может представить здесь  анализ динамики, выражающей товарооборот в натуральных показателях.

      2. Долю оборота оптовой  торговли в разрезе  товарных групп  и по общему  объему на товарных  рынка региона.

  Оптовому предприятию  необходимо добиваться стабильности  или увеличения своей доли  по всем товарным группам и по общему объему и четко выявить все факторы, оказавшие влияние на изменение этой доли. Особое внимание следует уделить сравнению показателей оборота оптового предприятия с величиной и тенденциями изменения показателей предприятий-конкурентов. Если у предприятия много конкурентов, то это осложняет дело. В таком случае необходимо взвесить возможности работы в другом сегменте рынка, в котором конкурентная ситуация проще.

      3. Долю розничных  и других покупателей  в общем объеме  продаж и по основным товарным группам и оценивают возможность работы с ними в перспективе.

      4. Заявки покупателей  и структуру оборота. 

  По ходу анализа  необходимо еще раз уточнить  потребности покупателей по каждому виду товаров и общему объему и оценить, в какой мере закупки этих товаров (по количеству, качеству, срокам) соответствовали потребностям, какие решения принимают другие оптовые предприятия, которые занимают заметное место на рынке. Особое значение имеет анализ конъюнктуры в сфере оптовой торговли. Очень часто важно использовать информацию покупателей о спросе на продукцию, о нынешних потребностях.

      Анализ  структуры розничного товарооборота  отличается особой актуальностью для  торговых предприятий, реализующих широкий ассортимент товаров народного потребления.

      5. Отношение оптово-складского  оборота оптовой  торговли к обороту  розничной торговли  и коэффициент  звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового объема продаж (всех видов оборота оптовой и розничной торговли) к чистому (обороту розничной торговли) в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом.

  Оптовые предприятия  также изучают ритмичность поставок. В одних случаях они рассчитывают коэффициент вариации по формуле:

       ,

      где - среднее квадратическое отклонение фактического объема поставок от среднего уровня поставок, исчисленного по известной формуле:

       ,

      где Пi - поставка за i-ый период;

      Пср – средний уровень поставки, рассчитанный следующим образом:

       ,

      где n – число поставок.

  При оценке  исчисленного показателя нужно  иметь в виду, что чем ближе  его величина к нулю, тем ритмичнее  поставка, и наоборот, чем больше этот показатель, тем аритмичнее поставка товаров.

      При анализе объема продаж торговые организации  определяют также скорость товарооборота  и время обращения товаров  с использованием следующих формул:

       ,

      где С – скорость товарооборота, или товарооборачиваемость;

      В – время обращения товаров;

      Зср – средний запас товаров;

      Д – число дней в отчетном периоде (30, 90, 360);

      Р – сумма реализации товаров.

  Скорость товарооборота,  определяемая на основе первой  формулы, выражается числом оборотов. Этот показатель указывает, следовательно, сколько раз произошло в течение данного отчетного периода возобновление товарного запаса. Время обращения товаров, определяемое на основе второй и третьей формул, выражается числом дней и указывает на продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса или обеспечение товарооборота данными товарными запасами.

  Увеличение объема  продаж весьма благоприятно влияет  на показатели скорости и времени  товарного обращения. Так, рост  объема товарооборота сопровождается при прочих равных условиях увеличением числа оборотов и сокращением числа дней оборота.

  Заключительным  этапом анализа оборота оптового  предприятия является: расчет влияния  на изменения складского объема  продаж изменений поставок товаров  и товарных запасов (путем использования балансовой увязки показателей объема продаж); изучение показателей эффективности, исчисленных как отношение оборота оптовой торговли к совокупным или отдельным ресурсам (затратам); разработка мер по использованию резервов увеличения объема продаж и прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде. 

  3.2 Выбор поставщиков.  Организация договорной  работы   по  закупкам товаров.  Логическая цепочка  выбора поставщиков.  Основные виды  договоров по закупкам  товаров. Договоры купле-продажи, поставки и сопутствующие им документы

  Одной из основных  проблем в управлении закупками  материальных ресурсов является  выбор поставщика. Важность ее  объясняется не только тем,  что на современном рынке функционирует  большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, а и, главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером предприятия в реализации его логистической стратегии.

Разнообразие и  большое количество потенциальных  поставщиков материальных потоков  повышает актуальность проблемы выбора тех из них, которые смогли бы с наибольшим эффектом обеспечить надежность логистических процессов.

Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных  поставщиков. При этом могут  быть использованы такие методы:

Информация о работе Лекции по "Предпринимательству"